Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»
методическая разработка

Дмитрук Ирина Юрьевна

Выступление на Городском фестивале  инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_26_dmitruk_i.yu_._vdohnovenie.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

  1. *Территория:

ЗАТО г. Зеленогорск

2.1. *Полное наименование образовательной организации (согласно Устава):

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детей №26 «Эрудит»

2.2. *Краткое наименование образовательной организации (согласно Устава):

МБДОУ д/с № 26

2.3. *Почтовый адрес (для позиционирования на карте):

- почтовый индекс

663690

- населенный пункт

г.Зеленогорск

- улица (без указания ул., просп., пер. и т.п.)

Набережная

- № дома

32

3. *Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации:

4. *Ф.И.О., должность лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику:

Кузнецова Клавдия Александровна, заместитель заведующего по ВМР МБДОУ д/с № 26

5.*Контактные данные лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику:

- рабочий телефон с кодом

8-(391)-69-2-11-82

- е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой)

mbdou26zgr@yandex.ru

- мобильный телефон (желательно)

8-983-502-71-10

6. *Ф.И.О. авторов/реализаторов практики:

Дмитрук Ирина Юрьевна  воспитатель МБДОУ д/с № 26.

7. *Укажите тип представленной образовательной практики (выбрать один из предложенных):

Педагогическая практика

8. *Укажите направление представленной практики (выбор одного варианта):

Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов.

9. *Название практики:

«Развитие речи детей раннего возраста, посредством технологии «Театр в чемоданчике».

10. Ключевые слова образовательной практики: ранний возраст, театральный чемоданчик, игра, театрализованная деятельность.

11. На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется практика: дошкольное образование.

12. На какую группу участников образовательной деятельности направлена практика: воспитанники.

13. Масштаб изменений:уровень образовательной организации.

14. В основе практики лежит взаимодействие детей раннего возраста со сверстниками и педагогами  в театральной деятельности.

14.1. *Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика

Сегодня мы озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с нашими воспитанниками.Самым популярным и увлекательным направлением для нас является театрализованная деятельность с детьми раннего возраста.  Ранний возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В раннем возрасте у детей активно развиваютсявсе психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как ранний возраст. Игра - наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки и выражения эмоций, впечатлений, переживаний. А театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Театрализованная деятельность эффективное средство речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Цель  – развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности, через  технологию «Театр в чемоданчике».

Наша практика решает целый  комплекс поставленных программой и ФГОС задач:

  1. Формировать у детей коммуникативные навыки.
  2. Развивать  у детей связное высказывание, интонационную  выразительность речи.
  3. Обогащать словарный запас.
  4. Формировать элементарные представления об окружающем мире.
  5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального  самочувствия.

14.2. В основе практики лежит идея формирования социальной адаптации детей раннего возраста, посредством театральной деятельности. «Театр в чемоданчике» - это в первую очередь  инструмент для организации образовательного процесса и решения педагогических задач.

14.3. *Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется Ваша практика?

При реализации технологии необходимо руководствоваться учебно-практическим пособием  «Творческая деятельность и речевое развитие в детском саду». Под редакцией М.И. Кузнецовой, А. Бостельман, М. Финк "Театр в чемоданчике", входящим в состав УМК программы "Вдохновение".

Театрализованные игры с «Театральным чемоданчиком» использую в течение дня во всех режимных моментах. Они позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка имеет нравственную направленность.

   Организационными формами практики является: индивидуальная и подгрупповая работа педагога с воспитанниками.

Средством реализации задач, в рамках данной практики является «Театральный чемоданчик», а дополнительными – различные виды театров, с разнообразием сюжетов.

Методы, приемы реализации технологии:

1.   Рассказывание  сказок воспитателем.

2.   Инсценирование сказки воспитателем и детьми.

3.   Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога, с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.

4.   Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).

Работу с «Театральным чемоданчиком» выстраиваю в двух направлениях.

1. Рассказывание и инсценированиесказки воспитателем.

2. Рассказывание и инсценированиесказки воспитателем, с предоставлением возможности детям вносить  новые сюжетные лини и вводить новых героев.

Постепенно  дети включаются в  инсценирование сказки и начинают выполнять простые движения, договаривать слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников, их речь заметно активизируется, они уже с желанием вступают во взаимодействие друг с другом и с воспитателем.

Внедрение в работу  технологии «Театральный чемоданчик» подразумевает насколько этапов:

1 этап. –подготовительный.

Изготовление материально-технического обеспечения технологии - подготовка оборудования (большую помощь в этом ваммогут оказать родители).

  1. Внутреннюю сторону крышки чемодана необходимо обклеить ворсистой тканью черного цвета, чтобы декорации из фетра могли держаться.
  2. Нижнюю часть чемодана оформить поролоновыми полосками, обшитыми тканью и прикрыть фанерным листом, имеющим две рабочие поверхности (одна светлая, а другая темная).
  3. Подобрать фигурки персонажей (можно взять игрушки уже имеющиеся в группе) - из картона, лоскутов ткани и бросового материала. Из фетра геометрические фигуры декорации, изображающие времена года.

2 этап. Реализация.

  1. Внести театральный чемоданчик в группу, во время свободной игры.
  2. Поставить его на стол.
  3. Понаблюдать, что  будет происходить (реакция детей).
  4. Подключиться к деятельности детей и совместно изучить всё содержимое чемоданчика.
  5. Реализовать в театральной деятельности поставленную педагогическую  цель.

От целей поставленных вами чемоданчик может носить разные названия - чемоданчик безопасность, чемоданчик настроения, театральный чемоданчик и т. д.

Например:

Проговаривая стихотворение и передвигая фигурки божьих коровок мы привлекаем внимание детей. И вот они уже включаются в инсценировку, и повторяют текст стихотворения.

Разыгрывая сценку переправа животных можно познакомить детей с понятием множество и обучать счету.

Обустроив кукле комнату и укладывая ее спать, дети закрепляют понятие мебель и повторяют сюжет из повседневной жизни, что помогает увереннее познавать окружающий мир.

Знакомя детей с геометрическими фигурами, мы разыгрываем сценку, установив фигурки на доску, которая прикрывает нижнюю часть чемодана. Проигрывая сценки мы всегда вовлекаем  детей в диалог. Побуждаем их к речевой активности.

Благодаря наглядной форме детям проще следить за ходом рассказа, они легче запоминают последовательность событий.

Воплощение повествования в зрительных образах содействует высокой эмоциональной вовлеченности детей в происходящее на сцене, а следовательно, улучшает концентрацию внимания и запоминание.  

С его помощью у детей развивается внимание, память, логическое мышление, речь, ориентировка в пространстве и на плоскости.

Чемоданчик содействует в объединении детей для игры в группы по два - три  человека,  формировании доброжелательного отношения друг к другу, умение делиться с товарищем.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально-благоприятной обстановке, в атмосфере доброжелательности.

14.4. *Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?

1. Дети включаются в систему общественных отношений: норм, ценностей, традиций, правил,  социальных качеств, которые позволяют имосуществлять элементарное общение с другими детьми и взрослыми.

2. Дети способны высказываться,  интонационно окрашивая речь. Развивается и обогащается активный словарь.

3. Дети познают  окружающий мир, расширяется кругозор и словарный запас.

4. У детей отмечается комфортное психологическое состояние, это проявляется в поведении: они спокойны, веселы, жизнерадостны, активно и охотно включаются в детскую деятельность и общение.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о развивающих возможностях «Театра в чемоданчике».

15. *Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики.

 Средствами измерения результатов являются: целевые ориентиры образовательной  программы  ДОО, для детей раннего возраста;  наблюдение за воспитанниками.

16. С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?

Разновозрастная группа, непрерывный процесс адаптации в течении года. Дети раннего возраста часто не посещают детский сад, по причине болезни.

17. Что вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (ваши практические советы)?

  1. Для достижения положительного результата в работе с практикой, рекомендуем: изучить  материалыучебно-практического пособия«Творческая деятельность и речевое развитие в детском саду». Под редакцией М.И. Кузнецовой, А. Бостельман, М. Финк "Театр в чемоданчике", входящего в состав УМК программы "Вдохновение.
  2. Познакомиться с опытом нашей работы по реализации данной технологии.
  3. Придерживаться  последовательности реализации этапов практики.
  4. Использовать данную технологию при организации всех видов детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста"

В сообщении рассказывается как важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях  физической культурой и спор...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СООБЩЕНИЕИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ФОРМИРОВАНИЕ КГН У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Сообщение из опыта работы на тему: Физическое развитие и оздоравливание детей младшего дошкольного возраста

Всестороннее воспитание, охрана и физическое развитие подрастающего поколения - дело огромной государственной важности....

Сообщение из опыта работы на тему: "Технологии развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста"

Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения.   Основная ф...

Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»

Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»...