Познавательно-исследовательский проект «Волшебная сила магнита»
проект

Бурмистрова Елена Николаевна

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Длительность: краткосрочный.

Участники:    - дети  старшей группы,

                        -  воспитатель,

                        - родители.

Цель: познакомить с магнитом, его свойствами и использованием в

           медицине, технике, быту и в группе.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

•Учить выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы.

•Побуждать к исследовательской деятельности, экспериментированию.

•Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук.

•Развивать логическое мышление при выборе способа действия.

•Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих его предметах.

•Активизировать словарь ребенка.

•Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.

При ознакомлении с магнитом и его свойствами использовались следующие методы и приемы:

- рассказ,

- объяснение и указание воспитателя,

- изучение материалов энциклопедии,

- беседа,

- вопросы проблемного характера,

- экспериментальная деятельность (опыты),

- фиксирование результатов.

По окончании экспериментальной деятельности получены следующие ВЫВОДЫ:

1. Магнит тяжелый, холодный, гладкий, твердый, железный, магнетический.

2. Магнит не взаимодействует: с деревом, резиной, стеклом, бумагой, пластмассой, камнями, материалами.

3.Магнит взаимодействует с металлическими предметами через воду.

4. Магнит взаимодействует с металлическими предметами через песок.

5. Магнит взаимодействует с металлическими предметами через картон.

Соня  узнала, что магнит – это тело, обладающее собственным магнитным полем. Экспериментальным путем осмыслила магнетические свойства магнита, его взаимодействие с металлическими предметами через воду, песок и картон, а также отсутствие взаимодействия магнита с не металлическими предметами и использование его в медицине, технике, быту.

Данная тема  актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Практическая значимость работы: расширяется кругозор ребенка. Развивается познавательная активность, любознательность, наблюдательность, внимательность. Приобретаются практические навыки работы с опасными, тяжелыми, металлическими предметами. Обогащается словарь ребенка новыми словами.

Объект исследования: магнит.

Предмет: установление взаимосвязи магнита с магнетическими и не магнетическими предметами. Использование магнита в медицине, технике, быту.

Гипотеза: предполагаю, что экспериментальным путем можно узнать, как магнит взаимодействует с металлическими предметами через воду, песок, картон и не взаимодействует с предметами других качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

 «Волшебная сила магнита»

 

Подготовила: Бурмистрова Елена Николаевна,

        воспитатель высшей квалификационной категории

 

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Длительность: краткосрочный.

Участники:    - дети  старшей группы,

                        -  воспитатель,

                        - родители.

Цель: познакомить с магнитом, его свойствами и использованием в

           медицине, технике, быту и в группе.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

•Учить выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы.

•Побуждать к исследовательской деятельности, экспериментированию.

•Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук.

•Развивать логическое мышление при выборе способа действия.

•Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих его предметах.

•Активизировать словарь ребенка.

•Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.

При ознакомлении с магнитом и его свойствами использовались следующие методы и приемы:

- рассказ,

- объяснение и указание воспитателя,

- изучение материалов энциклопедии,

- беседа,

- вопросы проблемного характера,

- экспериментальная деятельность (опыты),

- фиксирование результатов.

По окончании экспериментальной деятельности получены следующие ВЫВОДЫ:

1. Магнит тяжелый, холодный, гладкий, твердый, железный, магнетический.

2. Магнит не взаимодействует: с деревом, резиной, стеклом, бумагой, пластмассой, камнями, материалами.

3.Магнит взаимодействует с металлическими предметами через воду.

4. Магнит взаимодействует с металлическими предметами через песок.

5. Магнит взаимодействует с металлическими предметами через картон.

Соня  узнала, что магнит – это тело, обладающее собственным магнитным полем. Экспериментальным путем осмыслила магнетические свойства магнита, его взаимодействие с металлическими предметами через воду, песок и картон, а также отсутствие взаимодействия магнита с не металлическими предметами и использование его в медицине, технике, быту.

Данная тема  актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Практическая значимость работы: расширяется кругозор ребенка. Развивается познавательная активность, любознательность, наблюдательность, внимательность. Приобретаются практические навыки работы с опасными, тяжелыми, металлическими предметами. Обогащается словарь ребенка новыми словами.

Объект исследования: магнит.

Предмет: установление взаимосвязи магнита с магнетическими и не магнетическими предметами. Использование магнита в медицине, технике, быту.

Гипотеза: предполагаю, что экспериментальным путем можно узнать, как магнит взаимодействует с металлическими предметами через воду, песок, картон и не взаимодействует с предметами других качеств.

2. Описание работы.

2.1.Словарь терминов и понятий:

•Магнит – тело, обладающее собственным магнитным полем.

•Магнетические – предметы, которые притягиваются к магниту.

•Не магнетические – предметы, которые не притягиваются к магниту.

•Взаимодействие – притягивание.

•НИИ – научно-исследовательский институт.

•Лаборатория – помещение, где проводят опыты и эксперименты.

•Компас – прибор для определения своего местоположения, сторон света.

•Энциклопедия – «умная книга», которая дает знания обо всем на свете.

2.2. Этапы работы.

На улице, во время прогулки, я нашла две «железяки», которые прочно прикрепились друг к другу. Я не смогла их разъединить, они все время притягивались друг к другу. Мне стало интересно, почему не все «железяки» так прочно скрепляются между собой без видимых причин. Людмила Владимировна, моя воспитатель,  сказала, что один из железных или металлических предметов является магнитом. Магнит, это тело, обладающее собственным магнитным полем. Она показала нам энциклопедию (умную книгу), в которой автор описывал магниты и их свойства.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе предметы  вызывала у меня удивление. Я рано научилась читать и в этом мне помогла, подаренная бабушкой магнитная азбука. Сначала меня интересовали буквы и слоги, но потом мне стало интересно, почему составленные мной слова не «падают» с доски. Так произошло мое первое знакомство с магнитом. В один из дней рождений мне подарили «Шашки» на магнитной доске. У бабушки на холодильнике можно увидеть целую коллекцию сувениров-магнитов.

Так  что же такое магнит?  В поисках ответа на этот вопрос я  обращалась к различным книгам:  «Энциклопедия для детей», «Большая книга экспериментов для дошкольников»,  задавала вопросы  взрослым,  вместе с мамой искали информацию о магните в Интернете, просматривала современные мультфильмы «Смешарики», «Фиксики», «Лунтик».

Оказывается, более 2000 лет тому назад, древние греки узнали  о существовании магнетита – минерала, который в состоянии притягивать железо. Магнетит назвали так в честь древнего турецкого города Магнесия (теперь это турецкий город Маниза), где этот минерал нашли. Кусочки магнетита называют естественными магнитами.

 Мама мне рассказал, что магнит можно изготавливать искусственным путем, намагничивая куски стали. Сила, с помощью которой магниты притягивают предметы, называется магнитной силой.

Вместе с Людмилой Владимировной мы    обследовали магнит. При помощи детских весов я убедилась, что магнит тяжелый, а на ощупь он оказался холодным, гладким  и  твердым. Но, чтобы узнать, насколько прочно взаимодействует  магнита с предметами, Людмила Владимировна предложила  провести эксперименты.

2.3. Экспериментальная деятельность

Меня заинтересовал вопрос, все ли притягивают магниты?

Для этого я провела опыт №1:

С какими  предметами взаимодействует магнит?

Материал: Поднос с металлическими предметами (детали металлического конструктора, гвоздики, скрепки, шурупы, болтики, гайки), деревянные кубиками,  резиновые игрушки, стеклянные шарики, бумажные геометрические фигуры, пластмассовые игрушки.

  1. Я взяла предметы из дерева, металлов, пластмассы,  бумаги и ткани.

           Разделила их на две группы: металлические и не металлические.

  1. Поднесла магнит по очереди к предметам первой группы.
  2. Поднесла магнит по очереди к предметам второй группы.
  3. Затем поднесла магнит к поверхности доски, шкафа, стене,

           оконному стеклу.

В результате установила:  Некоторые предметы притягиваются к магниту,  а другие  нет. Это происходит потому, что магниты  притягивают  предметы из железа.  Дерево, стекло, пластмасса, бумага ткань не реагируют на магнит.    

 Вывод:  магниты воздействуют на предметы из железа.  

       - Из книг мне стало известно, что магниты используют под водой.  Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

    Чтобы это проверить я провела опыт №2:

Как магнит взаимодействует с металлами через воду?

Материал: Стаканчик с водой, скрепка, магнит.

В стаканчик с водой бросила скрепку.

Прислонила магнит к стенке стаканчика на уровне скрепки. И после того, как она приблизилась к стенке стаканчика, медленно двигала магнит по стенке вверх.

Скрепка перемещалась вместе с магнитом и поднялась вверх вместе с магнитом, пока не поднялась на поверхность воды.

   Это происходит потому, что магнитная сила действует  сквозь  и сквозь воду.

  Вывод: магнитная сила может проходить через предметы и вещества.

Опыт №3. «Можно ли найти металлические предметы в песке? »

Материал: Емкость с песком, магнит,  металлические предметы: детали металлического конструктора,  гвоздики,  скрепки,  шурупы,  болтики.

В емкость с песком «спрятались» металлические предметы, я при помощи магнита достала их и сложила на поднос. Магнит водила над поверхностью песка и все, что «спряталось» в песке, словно по волшебству к нему прикрепилось, т. е. примагнитилось.

Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через песок.

Опыт №4.«Фокус с листом картона»

Материал: Лист картона, магнит-бабочка, магнит.

Мне Людмила Владимировна предложила показать детям фокус с магнитом-бабочкой. Я взяла магнит-бабочку, положила на лист картона, а с обратной стороны стала водить другим магнитом. «Бабочка» начала двигаться по всему листу картона. Детям фокус очень понравился.

Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через лист картона.

Опыт №5.«Определение магнитной силы»

Материал: Скрепки, магнит.

Людмила Владимировна рассказала, что магнитные свойства можно передавать обычному железу. Я попробовала к магниту подвесить скрепку – получилось, к ней поднесла еще одну, оказалось, что верхняя скрепка примагнитила нижнюю. У меня прикрепилось 3 штуки, но если убрать магнит, то все скрепки распадутся.

Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно.

А теперь отгадайте загадку:

Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.

Со мной пойдешь, дорогу обратно найдешь. (Компас).

Опыт №6.«Самый простой компас»

Материал: Емкости с водой, резиновые перчатки, ватные диски, емкости с растительным маслом, намагниченные иголки.

Наша планета Земля – огромный магнит и на этом основана работа компаса. Я прошу 3 желающих поучаствовать в моём эксперименте. Садитесь за столы, наденьте резиновые перчатки. Ватными дисками смажьте намагниченную иголку растительным маслом и аккуратно положите на поверхность воды в емкости на столе. Иголка не просто будет плавать, но и развернется в определенном направлении. Она всегда будет так поворачиваться – на север.

Вывод: Намагниченная иголка всегда разворачивается на север.

2.4. Использование магнита в медицине, технике, быту, группе

Бабушка рассказала мне, что магнитные приборы используют в медицине для лечения и диагностики больных. Вот несколько примеров: магнитные налокотники, повязки, даже гантели.

Магниты используют в технике, они помогают поднимать тяжелые грузы на заводах. На мельницах. Магниты используются: в наушниках, телефонной трубке, телевизоре, компьютере, магнитофоне, даже пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания.

В быту также используют магниты, например, для поддержки штор или на холодильник прикрепляют магниты с гербом города, знаком зодиака, рекламные, фото.

В группе нам магниты помогают поддерживать картины, мы выкладываем из них цифры, узоры. Есть магнитный конструктор, азбука. Магнитные игрушки встречаются и в киндер – сюрпризах. Все мальчишки любят играть в «Космических бакуганов».

  В нашей группе мы так же  изготовили интересные магнитные игры своими руками: «Рыбаки», «Гонки на автомобилях», «Проведи по линии», «Угости собачку косточкой». Своими руками и с помощью наших родителей создали коллекцию «Такие разные магниты».

3. Заключение

После проделанной работы я могу с уверенностью утверждать, что магнит взаимодействует с металлическими предметами (деталями металлического конструктора, гвоздиками, скрепками, шурупами, болтиками, гайками) через воду, песок и картон. Со всеми остальными предметами, которые имеют другие качества  дерево, резина, стекло, бумага, пластмасса, камни, тканевый материал -  магнит не взаимодействует, то есть не притягивает к себе. Тем самым я нашла подтверждение своей гипотезе. 

 Доказала, что магнит взаимодействует с металлическими предметами через воду, песок, картон и не взаимодействует с предметами других качеств.

4. Список литературы:

1.  Учебная программа дошкольного образования/ - Минск: Нац. ин-т образования, 2012.

2. Волина В. В., Маклаков К. В., «Естествознание» / Издательство АРД ЛТД – 1998 год. Екатеринбург.

3. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н., «Детское экспериментирование»/ Педагогическое общество России. Москва 2003 год.

4. Савенков А. И., «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект "Волшебные силы магнита"

Познавательно-исследовательский мини проект "Волшебные силы магнита" предназначен для детей средней группы с целью развития познавательной активности в процессе знакомства со свойствами магнита....

Конспект экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников "Сила магнитов"

Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Познакомить детей с понятием «магнит» и его свойствами.Развивать у детей умение приобрета...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Непоседы» «Волшебная сила магнита»

Расширить знания детей о свойствах магнита путем проведения опытно - экспериментальной деятельности...

Фото итога проекта ""Волшебная сила магнита

фотография презентации проекта "Волшебная сила магнита"...

Познавательно-исследовательской деятельности деятельность «Волшебные свойства магнитов»

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познава...

Познавательно - исследовательский проект "Сила магнита".

Вид проекта: познавательно-исследовательский.Длительность: краткосрочный.Участники:    - дети  старшей группы,...