Создание музейного пространства в ДОО
консультация (подготовительная группа)

Чижова Яна Андреевна

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизацию творческих способностей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизацию творческих способностей личности.

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОО стала работа по созданию мини-музеев, которая проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.

В рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета педагоги обсуждают, что такое мини-музей, каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении. Формулируют основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) определяют тему   и   название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.

Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.

В процессе   создания   мини-музеев   должны   учитываться   следующие п р и н ц и п ы :

•        интеграции – мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОО и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности

«Социально-коммуникативного    развития»,     «Познавательного     развития»,

«Художественно-эстетического развития», по воспитанию у детей патриотических чувств;

•        деятельности и интерактивности – мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать

 

поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

•        природосообразности – мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

•        научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

•        гуманизации и партнерства – мини-музеи должны создавать условия для всестороннего развития ребенка, для поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системах

«взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок»;

•        культуросообразности – мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

•        динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

•        разнообразия – в мини-музеях должны быть экспонаты, разные по форме, содержанию, размерам, отражающие историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

•        регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Важная особенность мини-музеев в ДОО – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

 

В ходе практического этапа реализации проекта по созданию мини-музея педагоги        разрабатывают        содержание        экскурсий,        семейных мероприятий, которые можно включить в перспективный план работы с детьми и родителями. Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа

помогает решить следующие        з а д а ч и :

–        выявление творческих способностей детей;

–        расширение их представлений о содержании музейной культуры;

–        развитие у детей начальных навыков восприятия музейного языка;

–        создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Традиционная   форма   деятельности   музеев – монологические   беседы – в мини-музеях ДОО заменяется образовательной деятельностью с элементами игры,   творческими   заданиями:   «Найди   спрятавшийся предмет», «Восстанови интерьер», «Дорисуй картинку», «Одень героя» и т. д.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОО поможет педагогам найти новые формы взаимодействия с воспитанниками, разработать дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую и большую Родину.

Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Постепенно ребенок пронимает, что он – частица большого коллектива: детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно, чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

Дошкольное детство – пора ежедневных открытий. И главная задача педагогов в том, чтобы ежедневно дарить детям радость этих открытий,

 

наполнив их воспитательным содержанием, зароняя в детские сердца искорки любви к родному краю, к великой нашей Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»

Выступление на педагогической конференции на тему: «Создание экологического пространства в МБДОУ» Дошкольное  детство  является  важным периодом в формировании основ экологич...

Технологическая карта по теме: « СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ»

Представленный материал раскрывает организацию системы работы по внедрению проектного метода «Мини-музей  детского сада» в образовательный    процесс ДОУ. Основной целью...

Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.

           В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...

Использование музейного пространства в образовательной деятельности ДОУ

Использование музейного пространства в образовательной деятельности ДОУ - сообщение для воспитателей...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...

«Приобщение дошкольников к национальной культуре через использование музейного пространства»

Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творче...