«Не бывает трудных детей, бывают дети, которым трудно»
методическая разработка

Гонтарь Ирина Петровна

Дошкольное детство – один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detyai_kotorym_trudno.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Не бывает трудных детей, бывают дети, которым трудно»

Дошкольное детство – один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

 «Не бывает трудных детей, бывают дети, которым трудно»

  • Агрессивные;
  • Робкие;
  • Тревожные;
  • Неуспешные;
  • Гиперактивные.

Одной из важных задач работы психолога в детском саду является развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его адекватным способам выражения собственных чувств.  Иногда у детей (и у взрослых тоже) бывает такое состояние, когда хочется, чтобы тебя оставили в покое. Побыв некоторое время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние и быстрее включаются в обычную жизнь группы. Некоторые устают просто оттого, что долгое время находятся в обществе сверстников.

В работе с детьми широко используются игры и упражнения, снимающие психоэмоциональное напряжение (предложить родителям упражнения выполнить). Всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения. Не зря считается, что память тела самая крепкая. Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому используем упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевальные методы. Например, этюды и игры на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц - рук, ног, туловища, лица, шеи. Этюд «Насос и мяч», «Снеговик», «Фея сна», «Лицо загорает» и др.

В кабинете игровой психотерапии ребенок, которому грустно, может просто посидеть (полежать) на диване в обнимку со своей любимой игрушкой, послушать спокойную музыку. Для выражения чувства злости есть предметы для битья — подушки, которые можно колотить руками, пинать ногами, подбрасывать. Можно построить башню из поролоновых кубов с последующим ее разрушением. В уголке рисования ребенок сможет снять негативное состояние с помощью рисунков, раскрашивания.

Нельзя забывать, что у дошкольников наиболее «страдает» адекватность собственного «Я» (заниженная или завышенная самооценка, неуверенность в своих силах, зависимость от оценки окружающих). Такой ребенок затрудняется найти своё место среди других – он не в ладу с самим собой.

Для развития коммуникативных навыков важен опыт активного социального взаимодействия. Чтобы ребенка включили и приняли в свое сообщество другие дети, он или она тоже должны «включать» и «принимать».

Вы знаете,  что важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Первые помощники в общении - мимика, жесты и пантомимика. На занятии помогаем детям овладеть языком жестов и движений, что поможет быть не только интересными в общении, но и познавать людей, приобретать друзей. Этюд «Иди ко мне», «Что там происходит?», «Уходи», «Тише», «Я не знаю», «Дружная семья» и т.д.

 Задача психологов -  научить вступлению в контакт, организации совместной работы, распределению обязанностей, разрешению конфликтов, слушанию другого, запрашиванию помощи и т.д.

Ребенок должен быть счастливым. Вряд ли кто-то станет оспаривать это. Ребенок должен уметь адаптироваться и преодолевать трудности, быть открытым и доброжелательным. А для этого ему необходимо иметь позитивное представление о себе.

Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем «Я», что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним.

В этом случае наша работа состоит в том, чтобы отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Предлагаем детям задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. Используем известные и традиционные игры, такие как «Зеркало», «Эхо», «Передай движение» и др.

В своей деятельности применяем такие упражнения, в которых ребята согласовывают собственное поведение с поведением других детей. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Также включаем игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.  

Присутствуют в группе и агрессивные дети, которые используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других. В этом случае используем игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, методы художественного творчества, танцевальной и двигательной терапии.

Случается, что уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Считаем, что это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой мы -  взрослые еще не разобрались. В этом случае правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые.

На занятиях со старшими дошкольниками помогаем производить размышления, направленные на анализ самого себя (самоанализ), собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Все занятия проводятся в игровой форме и могут быть как индивидуальные так и групповые.

Уважаемые родители, психолог поможет Вам ответить на вопросы о детском поведении, скорректировать Ваш подход к ребенку, подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Мы очень любим наших детей. Мы покупаем для них развивающие игрушки, старательно обучаем чтению и счету. Усиленно готовим к школе, проверяя степень этой готовности батареями заданий и тестов. Помещаем в лицеи и гимназии, обучаем иностранному языку, проверяем темп чтения. В общем, мы делаем все, чтобы наш ребенок становился все умнее и умнее. Но редко при этом задумываемся о его будущей жизни. Зачем ему все эти знания?

«Поступить в престижный институт, получить высокооплачиваемую профессию», — скажут многие. И это все? Как правило, на этом размышления о будущем ребенка заканчиваются.

А я бы хотела, чтобы  дети умели не только считать и писать, но и любить. Что и кого любить? Любить небо, ветер, звезды, волны — это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их пути.

Однако это очень непростое умение. И научиться ему труднее, чем чтению и письму, потому что для этого прежде всего нужно научиться любить самого себя. А это так трудно — осознать свое несовершенство и принять его, разрешив себе не быть богом, а развиваться в течение жизни.

 Им нужно уметь доверять миру и отдельному человеку. Видеть в любом, даже не очень хорошем, человеке его светлые качества — они ведь есть в каждом, не правда ли? Уметь работать вместе с другими, сотрудничать с ними. Но главное— стремиться не только получать что-то от людей, но и отдавать им хотя бы капельку самого себя, своей радости, своего тепла. И обязательно согревать своим светом самых близких людей: маму и папу.

«Каждый день с ребенком начинай с радостью, а заканчивай миром!» Владимир Леви.

Спасибо вам большое за то, что нашли возможность прийти на эту встречу, пожелали получить новый опыт общения и познания. Ведь важно не то, какие знания предоставляет нам жизнь, а то, как мы их используем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Трудные слова» Обучение детей с нарушением речи делению слов на слоги (для детей 6 - 7 лет)

Главное назначение программы - формирование слоговой структуры слова,  подготовка к успешному обучению в школе, предупреждение дисграфии.Данная программа  может быть рекомендована  для ...

Консультации на тему "Трудное поведение" у детей-дошкольников

Консультация на тему "Как можно с помощью игры" повлиять на трудное поведение ребенка....

Мастер - класс для родителей, детей подготовительной группы "Эти трудные звуки"

Практический материал  по преодолению речевого дефекта у ребенка при постановке звуков "Л" и "Р".  [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"10269625","attributes":{"al...

Сценарий развлечения для детей 5-7 лет "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

Развлечение направлено  на расширение знаний детей об особенностях некоторых зимующих птиц, а также на формирование представлений о взаимосвязи природных явлений....

Занятие по развитию связной речи детей средней группы Тема: «Трудное яблоко»

Занятие по развитию связной речи детей средней группы Тема: «Трудное яблоко»Нашла мышь в лесу яблоко. Захотела мышатам гостинец отнести.Попробовала его поднять . Да не смогла. Тяжелое было...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Какая бывает вода? Она бывает разная"

занятие по ознакомлению с окружающим для детей средней группы о свойствах воды...

Дидактическая игра «ЧТО ЗИМОЙ БЫВАЕТ ИЛИ НЕ БЫВАЕТ?»

Цель: закрепление представлений о приметах зимы...