Игрушка как средство развития детей дошкольного возраста - консультация для родителей
материал (средняя группа)

Гордеева Татьяна Владимировна

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! 

Как не возможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки.   Игрушка  выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Консультация для родителей

Игрушка как средство развития детей дошкольного возраста

                                             Татьяна Владимировна Гордеева,    воспитатель

                                 МДОУ - детский сад № 44 «Колокольчик»,    г. Серпухов

        

                                                                                                         

        

         Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! 

Как не возможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки.   Игрушка  выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой.

Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Как же подобрать нужную игрушку? Для правильного ее выбора нужно учитывать возраст ребенка.
     С помощью определенных игрушек можно, например, совершенствовать движения (мячи, обручи, каталки, прыгалки, и другие). Когда ребенок научится ходить, ему нужны игрушки, которые бы он мог возить, толкая впереди себя. Очень полезны и доставляют детям много радости разборные игрушки с вкладышем: матрешки, яичко с цыпленочком.
 Яркая, динамичная, красивая игрушка радует и забавляет ребенка. С улыбкой смотрят дети на танцующего медвежонка, прыгающую лягушку, шагающего бычка, клюющих кур, вертящуюся юлу. Все это создает радостное настроение.

Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.

Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми.

Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы  подбор игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем мире. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Пребывая на воздухе, дети используют различные природные материалы: песок, снег, воду, глину, прутики, желуди, камешки. Все это отличный материал для игры. Благодаря творческой фантазии ребенок преображает в соответствии с замыслом игры прутики — в макароны, листочки — в деньги, желуди - в сахар. В помещение стулья могут стать автобусом, кораблём или вагоном поезда, т.д. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.

Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Требования к  оформлению игрушек:

- игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.
 - оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований.
- игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования шкафов, стеллажей, ящиков, сеток и т. д.
- для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абраменкова В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка.

- М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. - 640с.

2. Игрушка в жизни ребёнка \ под редакцией Коссаковской Е.А. - М:. Просвещение, 1980.- 464с.

3. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. Педагогические сочинения

4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада \ под редакцией Марковой Т.А.- М.: Просвещение, 1982. - 275


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное развитие детей дошкольного возраста. (консультация для родителей)

Данный материал не является моей авторской разработкой.На мой взгляд, это очень актуальная и полезная информация для родителей. Ведь  первый и, пожалуй, главный источник социально-личностно...

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» (консультация для родителей)

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного   возраста» (консультация   для родителей)  Паршина И.Е.,воспитатель МБДОУ де...

Игрушка как средство развития детей дошкольного возраста

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои люби...

Значение «Пальчиковой гимнастики» в развитии детей дошкольного возраста (консультации для родителей)

Значение «Пальчиковой гимнастики» в развитии детей дошкольного возраста (консультации для родителей). Игнатова Любовь «Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекател...

Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста» Консультация для родителей

Дидактические игры ,которые можно использовать в математическом развитии детей...

«Музыкальное развитие детей дошкольного возраста» (Консультация для родителей)

laquo;Музыкальное развитие детей дошкольного возраста» (Консультация для родителей)...

«Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста» Консультации для родителей

laquo;Что такое LEGO конструирование?»Памятка для родителей Дети с помощью занятий Лего – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление...