Методическое пособие по гендерному воспитанию дошкольников.
методическая разработка (младшая группа)

Сломова Ольга Васильевна

Гендерное воспитание – это процесс взращивания в ребенке тех качеств и навыков, которые характерны для его пола.

Представления о социальной роли девочек и мальчиков, к сожалению, часто довольно стереотипны. И игры, которые предлагают считать нормой, могут помешать полноценной самоидентификации будущих девушек и юношей. Впрочем, далеко не все игры для девочек и для мальчиков подчеркивают гендерное различие детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_po_teme_gendernoe_vospitanie.docx164.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка-детский сад № 14 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Методическое пособие по гендерному воспитанию дошкольников.

           

     

            Подготовил воспитатель Сломова О.В.

Пояснительная записка

Гендерное воспитание – это процесс взращивания в ребенке тех качеств и навыков, которые характерны для его пола.

Представления о социальной роли девочек и мальчиков, к сожалению, часто довольно стереотипны. И игры, которые предлагают считать нормой, могут помешать полноценной самоидентификации будущих девушек и юношей. Впрочем, далеко не все игры для девочек и для мальчиков подчеркивают гендерное различие детей.

Многие игры для детей-девочек могут нравиться и мальчикам, и наоборот. Вот несколько игровых жанров, которые обычно нравятся и мальчишкам, и девчонкам.

Игры приключения Думаете, от дерзких сорванцов в девчонках ничего нет? Предложите им пройти красочный детский квест или даже игры для девочек гонки! Сюжеты и графика игр приключений для девочек могут немного отличаться от того же в играх для мальчиков, но игровые действия в принципе очень похожи.

Игры бродилки. Для девочек они могут быть интересны чуть больше, для мальчиков, изза отсутствия в играх-бродилках напряженной сюжетной линии. Задача игр-бродилок для девочек и мальчиков даже дошкольного возраста обычно простая: нужно просто гулять по игровому миру, собирать монетки или предметы и избегать опасностей для своего персонажа.

Игры с любимыми персонажами. Конечно, у девочек и у мальчиков — свои герои: девочка вряд ли полюбит Спайдермена, а не всякий мальчик захочет отправиться на поиски приключений с нежной Белоснежкой. Но персонажей вроде Микки-Мауса или Спанч-Боба ребята любят, пожалуй, одинаково!

Математические игры, игры с цифрами. Иногда помочь с математикой могут игры для девочек-магазины, где нужно рассчитывать бюджет и делать покупки с умом. Сомневаетесь, есть ли смысл учить девочек математике с детства? А вот, например, первая в мире женщина-профессор математики Софья Ковалевская осваивала математику с самых ранних лет. Если верить легенде, на её комнату не хватило обоев, и детскую маленькой Сони пришлось обклеить листами с лекциями известного механика и математика XIX века

…Выйдя из магазина, мы не можете избавиться от мысли, что есть какие-то способы поиска девчоночных и мальчиковых игр и игрушек. Перебираем в уме жанры игр: бродилки и стрелялки, гонки, логические игры….

Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию дошкольников.

Карточка №1 « За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками.

Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

Карточка №2 « Как я дома помогаю?»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: Дети поочереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. . Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

Карточка №3  « Кто я в семье?»

Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра ( в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.)

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке)? и т. д.

Карточка №4 «Дом добрых дел» ( со средней группы)

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.

Материал: конструктор

Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

Карточка №5  «Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: два персонажа — Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы — из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.

Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: К детям в гости пришли куклы.- Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились . Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли « волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.

Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.

Карточка №6  «Пожелания» (со второй младшей группы)

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания : « Я желаю тебе….»

Карточка №6  «Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например,какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку? как ты отблагодаришь человека за помощь?

как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы) что нужно говорить при встрече с человеком?

что нужно говорить всем, уходя домой?

что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? какие слова можно пожелать друг другу перед сном? что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

Карточка №6  «Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей.

Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.

« Ушки на макушке». ( со второй млад.группы)

Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.

Ход игры: Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».

Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.

  1.  «Кто что носит?». Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Материал. Фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона. Задание. Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пете. Ход игры. Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигурке мальчика или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол самостоятельно. Дополнительное задание. Выбрать для кукол подходящие для них предметы или игрушки: девочке - скакалку, зонтик; мальчику – гимнастические кольца, удочку.

2. «Наши прически». Цель. Формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение. Материал. Картинки, сюжетные и предметные; принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резинки, бантики, зеркало. Задание. Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких девочка; отметить детали и особенности причесок: стрижка короткая, длинная. После обсуждения оборудовать
салон красоты.

3.

«Сундучок русской хозяюшки». Цель. Расширить представление о быте русского народа; развивать уважительное отношение к труду женщины, желание ей помогать, интерес к истории и культуре своего народа. Задание. Рассмотреть старинные и современные предметы, отобрать те, которые использовали в старину (глиняный горшок, игрушечный самовар, стиральная доска, современный утюг, игрушечный чайник, набор кукольной посуды).

Игры-состязания

Задание. Сказать больше добрых, красивых слов о маме, папе; назвать предметы, которые могут принадлежать только маме или только папе; перечислить имена мальчиков (девочек).

Игры-занятия с куклами Задание. Накормить куклу Машу, одеть куклу Машу на прогулку, помочь ей принять гостей, вылечить куклу Машу.

Подвижные игры «Утка и утята». Цель. Создать атмосферу общности, воспитывать чувства сопереживания, ответственности; развивать у девочек способность и желание заботиться о малышах. Материал. Покрывало.

Действующие лица. Мама-утка, маленькие утята (четверо-пятеро детей), коршун (воспитатель). Ход игры. Мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в , пруду, ищут червячков на полянке... Неожиданно налетает коршун и пытается похитить утят. Задача мамы-утки - уберечь своих деток, собрав их вместе, защитить от опасности с помощью покрывала. Если эта задача решается, коршун, несолоно хлебавши, покружившись угрожающе еще некоторое время, улетает. Теперь мама-утка вновь выпускает своих детей из укрытия, чтобы они могли вновь резвиться на полянке.

Схемы-действия

Схемы-действия отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Наиболее интенсивны они на месте встречи мальчиков и девочек, уже заданном пространством учреждения, - там, где дети имеют возможность проявить самостоятельность, свободу

Сюжетно-ролевые игры Цель. Овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье: «Дочки-матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр», «Переезжаем на новую квартиру».

Моделирование ситуаций Я и моя семья. Дети поочередно берут на себя роли членов семьи и свою собственную; проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и способ поведения.

Совместная трудовая деятельность.

Получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых - получить положительный результат. Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают; уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; мальчики расставляют цветы по местам, меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки животных и т.д.

Символические игры •«Кто живет в твоем сердце?». Задание. Получив карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила» и т.д.отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки, выполняющего различные действия,

Метод диалога с самим собой, содержание которого - реальные проблемы; «Мне грустно, потому что,..», «Мне радостно, и я...», «Если бы я был (а) мальчиком (девочкой), то..,», «Мне бывает страшно, когда...», «Больше всего я люблю...», «Когда вырасту, я..,», «Когда стану папой (мамой), я...» и т.д.

Специально организованные виды деятельности. Выступают в виде этических индивидуальных и совместных бесед как с мальчиками, так и с девочками.

Темы бесед с мальчиками: «Мальчики -защитники слабых (девочек, женщин, стариков)», «Мальчики - маленькие рыцари», «Мальчики - юные мастера», «Мальчики -будущие папы».

Темы бесед с девочками: «Девочки маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки - маленькие принцессы», «Девочки - будущие мамы».

Темы совместных бесед: «Мальчик и девочка - такие разные и такие похожие», «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины», «Внешние формы поведения мальчика и девочки», «Мальчики и девочки в совместной деятельности», «Мальчик и девочка - будущая семья».

Игры-состязания, стимулирующие
познавательную активность: 
«Назови
смелую профессию», «Опиши словесно
портрет девочки (мальчика)», «Кто передаст характер героя (героини) известного произведения?», «Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь)?». '

Символические игры

  1. «Предмет-мужчина, предмет-женщина». Задание. Рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш),
    представить, кем бы он стал, если его оживить (мужчиной или женщиной), и обыграть эти предметы, изображая их взаимодействие - словесно или жестами.

2.«Мой любимый герой». Задание. Нарисовать образ любимого героя, реального или литературного; раскрыть словесно его суть; прикосновением волшебной палочки превратиться в того героя, кого нарисовал.

Примечание. Правила предусматривают символические действия и творческое взаимодействие с игроками; желательно: вхождение в образ посредством мимики : пантомимы.

3.  «Сбор чемодана». Задание. «Собрать в чемодан» те черты характера (овеществленные в знаках и символах), которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого.

4 «Мама». Цель. Развивать представление об обязанностях мамы в семье и на работе; воспитывать любовь к близким людям, желание доставить им удовольствие; закрепить употребление «волшебных слов», помогающих дарить окружающим
радость, сохранять дружбу. 
Материал. Набор открыток с изображением букетов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов». Ход игры. По предложению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и описывают ее портрет; с помощью открыток
разыгрывают ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем "волшебные слова" для мамы». Игра заканчивается совместным
определением того, кто самый внимательный: дочка, сын, внук; обсуждением, почему сделали именно такой выбор.

5. «Кем я хочу стать? Как буду работать?». Цель. Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии. Материал. Картинки, изображающие людей разных профессий. 

Ход игры. 1. Беседа по темам:«Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?».2. Чтение стихотворений Маяковского «Кем быть?», 3. обсуждение темы: какие профессии называют женскими и мужскими, случается ли что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – жнской. 4. Вывод, к которому подводит воспитатель: главное – любить и хорошо знать свое дело.

Моделирование жизненно значимой ситуации, включающей проблему и ряд решений, которые следует выбрать и которыми следует руководствоваться в среде сверстников.

Сюжетно-ролевые игры. «Дочки-матери», «Переезжаем на новую квартиру», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «В семье празднуют именины».

Игры-драматизации

  1. «Спящая красавица». Цель. Формировать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками; развивать способность и желание говорить приятное своим товарищам. Задание. Мальчик (девочка) по желанию изображает
    спящего принца (спящую красавицу). Остальные игроки, соблюдая очередность, подходят к спящему герою и пытаются добрыми словами разбудить принца (или красавицу).
  2. «Сказка наоборот». Цель. Формировать умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности. Задание. Придумать сказку, в которой действуют известные сказочные персонажи. Основное условие: героев (Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас, Незнайка) изображают девочки, а героинь (Красная Шапочка, Крошечка-Хаврошечка, Золушка, Мальвина) - мальчики.

Имитационные игры

1. «Любящие родители». Задание. Передать мимикой, эмоциями чувство радости, нежное, заботливое отношение родителей к своим детям.

  1. «Бездомный котенок». Задание.
    Проявить жалость, ласку к тем, кто нуждается во внимании.
  2. «Разъяренная медведица». Задание. Выразить эмоцию гнева; объяснить его причину у людей, животных; способ выхода из этого состояния.
  3. «Охота Бабы Яги». Задание. Передать характер отрицательного сказочного героя выразительными движениями, мимикой.

Подвижные игры «Найди свою пару». Задание. Держась за руки, составить пары. Ход игры. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке, изображая различные предметы. По второму сигналу - находят свою пару. Приз получает та пара, которая первой возьмется за руки и объяснит, как их предметы могут дополнить друг друга.

Моделирование ситуаций «Прими решение». Цель. Формировать умение самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталон мужского и женского поведения, принятый в обществе. Содержание. Воспитатель читает текст. Задача, поставленная перед детьми, - самостоятельно продолжить и закончить сказку. Например: «Жила-была девочка, добрая, умная. Один недостаток был у нее - очень рассеянная. Однажды, отправляясь на день рождения своей подруги, девочка никак не могла найти заколки, чтобы привести в порядок прическу. Наконец нашла. Но тут куда-то запропастились носки... Что делать? Опаздывать нельзя. Помогла мама. И носочки нашла, и подарок для именинницы подготовила. Когда девочка была уже во дворе, у подъезда ее внимание привлек незнакомый малыш. Он сидел на лавочке и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было...».

Ответы детей обсуждаются.

Коммуникативные методы

  1. «Скажи комплимент». Ход игры.
    Рассадив детей по кругу, педагог предлагает каждому, соблюдая очередность, сказать своему соседу что-то приятное.

Примечание, В следующий раз задание можно усложнить, предложив мальчикам обратиться к девочкам так, как это сделал бы рыцарь или мушкетер, увидев свою королеву, а девочкам - повести себя как Золушка на балу. По выполнении задания обсудить совместно, кто сказал самый необычный или неожиданный комплимент.

Коммуникативные методы.

1. «Посмотри в глаза». Задание. Составить пары, посмотреть друг другу в глаза, представить, каким (какой) станет партнер (партнерша), когда вырастет, рассказать об этом.

2. «Секретные совещания». Задание.
Собраться мальчикам на «совещание» •
решить, что приятного, доброго, полезного они могут сделать для девочек.

  1. Игра «Подарок». Ход игры. Дети
    чередуясь (мальчик-девочка), образуют круг. По предложению водящего (воспитатель) преподносят соседу воображаемый подарок: руками изображают, что дарят. говоря при этом что-то приятное. Водящий дает установку: «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу (соседке)». По окончании игры спрашивает, что подарили. Предлагает сопоставить, насколько верно сосед (соседка) понял преподносимый дар. Дети, в свою очередь, делятся впечатлениями о том, какие они испытали чувства, получая или преподнося подарок.

Состязательные игры 1. «Рыцарский турнир». Ход игры. Турнир проводят мальчики-рыцари, соревнуясь в ловкости, сноровке (попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту), силе (перетягивание каната, армреслинг), смекалке (отгадывание кроссвордов, задач, головоломок), галантности (приглашение на танец), остроумии (изложение забавного случая, придумывание названия к смешным картинкам). Подведение итогов и награждение победителей проводят девочки.

  1. «Маленькая хозяйка». Ход игры. Девочки соревнуются в кулинарных способностях (приготовление бутербродов, салатов), знании кулинарных рецептов, умении сервировать стол, принимать гостей.

Стихи, загадки, песни.

Девочки ласковые

Может приласкать девчонка
И щеночка и котенка,
И не чают в ней души
Все на свете малыши.
Нежностью она своею
Всех вокруг, как солнце, греет.

Девочки любят готовить

Девочка в кастрюльке ложкой
Суп мешает понарошку.
Хочет накормить она
Куклу, мишку и слона.
Скоро вырастет и сможет
Стать хозяйкою хорошей.

Девочки следят за собой

Не бывает красоты
Там, где нету чистоты.
Девочка всегда опрятна,
На нее смотреть приятно.
Коль неряхой прослывет,
Замуж вряд ли кто возьмет.

Мальчики носят брюки

Чтобы бегать, чтобы прыгать
И, вися, ногами дрыгать
Мальчики носить должны
Шорты, брюки и штаны.
На скамеечках в юбчонках
Пусть весь день сидят девчонки.

Мужские профессии

Есть профессии такие
Называются мужские:
Летчик, лесоруб, шахтёр,
Грузчик, сталевар, боксёр.
Чтобы в них собой гордиться,
Надо мальчиком родиться.

Женские профессии

Хоть их с каждым годом меньше,
Есть работы лишь для женщин:
Медсестра, швея, ткачиха,
Стюардесса, повариха.
Нянь и вышивальщиков
Не растят из мальчиков.

Мальчик берет пример с папы

Мальчик в рыцаря играет –
Дверь пред мамой открывает,
С папы он берет пример
Поведенья и манер.
Вырастет и станет мужем
И отцом ничуть не хуже.

Девочка берет пример с мамы

Знают взрослые и дети,
Мама лучше всех на свете.
Дочери своей она
Подавать пример должна.
Чтобы стать счастливой самой,
Надо дочке быть, как мама.

Мальчик отвечает за свои поступки

Если мальчик виноват,
То вину признать он рад.
То мужчину отличает,
Что за всё он отвечает.
От своей неправоты
Он не прячется в кусты.

Мальчики самостоятельные

Мальчик, выступив в поход,
Сам большой рюкзак несет,
Ставит сам свою палатку,
Колышки забив не шатко,
И костер разводит, ведь
Долг мужчины – всё уметь.

Олеся Емельянова

Потешки про принцев и принцесс

(стихи для самых маленьких)

На страну принцессы Маши
Выпал снег из манной каши,
Маша ложечку взяла
И от каши всех спасла.

Королевичу Серёже
Присягнул на верность ёжик –
Он готов служить, пока
Не жалеют молока.

Принц Степан с принцессой Лялей
У песочницы гуляли,
А потом он стал пажом –
Строил замок с гаражом.

В тереме царевны Светы
В сундуках одни конфеты.
Это лучшая казна –
Слаще золота она!

У царевича Ивана
Полные песка карманы –
Вдруг залезет на балкон
Огнедышащий дракон...

Шили для принцессы Иры
Мышки платьице из сыра –
На подол и рукава
Выгрызали кружева.

Красоту принцессы Лизы
Никому не видно снизу,
Ведь живет принцесса в башне
Сорокапятиэтажной.

Хвастался царевич Петя,
Что храбрее всех на свете,
А увидел паука –
Подскочил до потолка.

В королевстве принца Димы
Подмести необходимо,
А иначе от пылюшки
Заболеют все игрушки.

В понедельник принц Антошка
Проиграл сраженье с кошкой –
Мурка, прыгнув со стола,
Всех солдат хвостом смела.

У царевича Андрюши
От вранья краснеют уши.
Тайну он свою скрывает –
Врёт и шапку надевает!

Подарил принцессе Вике
Принц Володя тигров диких,
Вика куколок своих
Замуж выдала за них.

Рассказали Васе зря
Как зовется внук царя.
Он не хочет нипочем
Быть царевичевичом!

Нашалив, царевич Стас
Тут же сочинил указ.
Он гласит: «На целый день
У царя забрать ремень!»

В стойле у принцессы Сони
Недопонятое пони.
«Иго-го!» да «Иго-го!» –
Ну и как понять его?

Царь царевичу Филипке
Приказал: «Играй на скрипке!
За тебя же будет рать
На компьютере играть!»

Принц Максим с принцессой Ксюшкой
Зря подрались на подушках,
Ведь теперь им на балу
Целый день стоять в углу.

Лишь от сливочной помадки
Королевне Тане сладко,
А вот мамину помаду
Было пробовать не надо...

Вырос королевич Миша
Крепости в три раза выше,
Он-то думал, что должна
Вместе с ним расти она.

В летнем месяце июле
Родилась принцесса Юля,
Кукла Варя – в январе,
А собака – во дворе.

Во дворце принцессы Кати
Монстр завелся под кроватью,
Но боится выходить –
Страшно Катю рассердить!

Письма шлёт царевич Лёня
Королевишне Алёне,
А они всё тут и тут...
Что-то сами не идут!

Принц Семён всем по секрету
Рассказал, где Коли нету.
Пять принцесс туда пошли,
Поискали – не нашли!

Носят шлейф принцессы Яны
Три ученых обезьяны.
Хоть в очках, но вот беда –
Вечно носят не туда.

При царевне Василисе
Принцы все передралися.
Разнимать их принялась –
Больше всех передралась.

Хвасталась принцесса Тая
Шубкою из горностаев.
Не прошло и пары дней,
Стало скучно им на ней.

В королевстве принца Гены
Всё в порядке с гигиеной –
За него три пленных буки
Чистят зубы, моют руки.

В морозилке принца Феди
Жили белые медведи.
Мама их велит убрать...
Где же в Арктику играть?

Захотелося Наташе
Стать принцесс всех в мире краше.
Душ из краски удался –
Вся раскрасилася! Вся!

У царевича Кирюшки
Сны закончились в подушке –
Он дубасил ей об дверь
И не может спать теперь.

Принц Олег проверил Рину –
Васю сунул под перину.
Если дочь царя она,
То почувствовать должна.

Принц Илья, без дураков,
Знает восемь языков –
Катин, Машин, Петин, Витин,
Сашин, Ванин, свой и Ритин.

Возит принца Филарета
На прогулку полкареты.
Но у нас сомнений нет,
Что она – велосипед.

Правила принцесса Лада
Королевством Шоколада.
Съела и кричит: «Друзья!
Королевство – это я!»

У царевны Виолетты
Спрятаны в шкафу скелеты.
Вяжут там они с тоски
Стометровые носки.

У царевича Петрушки
Пальма выросла в кадушке.
Урожай с нее он ждет –
Двадцать попугаев в год.

В царстве у царевны Фроси
Ураганом всё уносит,
Потому что пылесос
В замок Фроси сунул нос.

До царевича Луки
Докатились колобки.
Хоть и сказочные очень,
Он их с пола есть не хочет.

Принесла принцесса Белла
Принцу Вале лук и стрелы.
Не стреляет, плачет Валя,
Ведь на грядке их сорвали.

У царевича Вадимки
Есть корона-невидимка.
Что царевич он, ему
Не известно самому.

У принцессы Пенелопы
Есть сапожки-громкотопы.
Как по лестнице бежит,
Сразу весь подъезд дрожит.

Принц Федот построил флот
И спустил его в компот.
Там он два часа варился,
Весь размок и растворился.

Свита королевны Тоси
Никогда ее не бросит,
Ведь все куклы этой свиты
К шлейфу накрепко пришиты.

У царевича Игната
В царстве все теперь пираты –
Кот-пират и пес-пират,
А кровать теперь – фрегат.

Злой колдун принцессу Люсю
Рад похитить бы, но трусит:
Любит Люся плюшки есть –
Тяжело ее унесть.

В королевстве принца Эда
Не боятся людоедов,
Ведь уже сто сорок лет
Ни одной там Люды нет.

В царстве у царевны Милы
Громко плачут крокодилы,
Им нельзя кусаться, но
Их кусать разрешено.

                 Загадки с ответами в рифму

— 1 —
Он большой,
Как мяч футбольный!
Если спелый — все довольны!
Так приятен он на вкус!
Это что? ...
Ответ: Арбуз

— 2 —
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ...
Ответ: Тетрадь

— 3 —
Кто один имеет рог?
Отгадайте!...
Ответ: Носорог

— 4 —
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт —
Золотистые глаза.
Кто же это?...
Ответ: Стрекоза

— 5 —
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая?
Ответ: Электричка
— 6 —
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их...
Ответ: Лыжи

— 7 —
Носят их дети,
Носят старички,
Чтобы лучше видеть!
Что это?...
Ответ: Очки

— 8 —
Есть и брюшки, есть и шляпки —
Развесёлые ребятки!
А живут на ветках дуба!
Много тут не надо думать!
Очень любит их свинья.
И любуюсь ими я.
Цветом тёмно-жёлтые
Гладенькие ...!
Ответ: Жёлуди

— 9 —
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это ...
Ответ: Электричество

— 10 —
В руки ты его возьмёшь —
И тебе не страшен дождь!
Дождь пройдёт — его ты сложишь
И гулять под солнцем можешь.
Если ясен горизонт,
Что оставим дома? ...

Ответ: Зонт

— 11 —
Жёлтые комочки,
Лёгкие, как вата!
Бегают за квочкой
Это кто? ...
Ответ: Цыплята

— 12 —
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай!
Это ...
Ответ: Сыроежки

— 13 —
Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
— Расскажите вот о чём —
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он вот ответ:
— Очень просто. Много лет
Ежегодно, встав с постели,
Поднимаю я...
Ответ: Гантели

— 14 —
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её ...
Ответ: Лиса

— 15 —
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные...
Ответ: шары

— 16 —
Ты со мной не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я — ...
Ответ: Осьминог

— 17 —
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто это это?...
Ответ: Соловей

— 18 —
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня...
Ответ: Луной

— 19 —
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много...
Ответ: Пчёл

— 20 —
По реке плывёт бревно —
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ...
Ответ: Крокодил

— 21 —
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — ...
Ответ: Кот

— 22 —
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков...
Ответ: Горох

— 23 —
Не огонь — а жжётся,
В руки не даётся.
Выросла под ивой,
Звать её ...
Ответ: Крапива

— 24 —
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не знает страха,
Гуляет ...
Ответ: Черепаха

— 25 —
Куда бежит — сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнётся у порога.
Что это? ...
Ответ: Дорога

Слова песни « Из чего же сделаны наши мальчишки?»

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек
И хлопушек,
Из линеек
И батареек
Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков
И звоночков,
Из тетрадок
и переглядок
Сделаны наши девчонки!

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок
И картинок,
Из стекляшек
И промокашек
Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из платочков
И клубочков,
Из загадок
И мармеладок
Сделаны наши девчонки!

C:\Users\Владелец\Desktop\НОТЫ.gif

Беседы и  игры  с  родителями.

      От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

        Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

        Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах  многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

       Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу «так, как воспитывали меня».

Рекомендации  по воспитанию девочек:

Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные  отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»: мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, — что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

Рекомендации по воспитанию мальчиков:

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам  нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт — для повышения самооценки мальчика.

Мама — ЗАБОТИТСЯ, а папа — ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей — проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Беседа « Особенности мальчиков, особенности  девочек»

             Потребность в доверии и заботе

  • У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.

    Забота - это готовность всегда прийти 
    ребенку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление, сделать его счастливым, сострадание к его боли. Забота - это активная разновидность любви.
  • Заботиться - значит интересоваться и проникаться жизнью малыша.
  • Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.
  • Естественно, каждому ребенку нужно и доверие, и забота, но в разных пропорциях. Все хорошо в меру. До девятилетнего возраста всем детям требуется много заботы и несколько меньше доверия. После девяти лет дети начинают естественным образом отдаляться от родителей и становятся более независимыми. Первый признак, что ребенок от вас отдаляется, - он стесняется вашего поведения.
  • Приблизительно в девятилетнем возрасте у ребенка начинает развиваться чувство собственного "я" как отдельной от родителей сущности. С этого момента и до восемнадцатилетнего возраста детям требуется больше доверия, хотя и забота тоже по-прежнему нужна.
  • Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам - заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке, она чувствует, что ее любят. Предложение помощи девочке - это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно - жест доверия.
  • Если мама слишком заботится о том, чтобы удовлетворить ту или иную потребность мальчика, он нередко толкует ее поведение следующим образом: "Она не верит, что я могу сделать это сам". Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто ее отталкивают, обижают, не любят. Мальчик же нередко просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что родители признают его самостоятельность и верят в его способность заботиться о себе самостоятельно и делать все правильно.
  • Матери нередко делают своих сыновей слабыми, слишком беспокоясь о них и подавляя своей опекой. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Родителям следует понять, что мальчики формируют позитивное представление о себе на основе доверия со стороны окружающих, а девочки - на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.

    Сохранить заботу и доверие
  • Самая сложная задача для женщины - снова начать доверять мужчине после того, как он причинил ей боль, тогда как мужчинам особенно трудно возродить в себе желание заботиться о женщине, если это желание почему-то угасло. Когда во взаимоотношениях между супругами возникают трудности, женщины чаще всего жалуются: "Я не получаю то, что мне необходимо" (то есть "Я не верю, что он даст то, что мне необходимо"). Мужчины же жалуются, что "все равно ей ничем не угодишь, так зачем же утруждать себя?" (то есть "Я о ней больше не забочусь"). Женщины обычно жалуются: "Он обо мне перестал заботиться", - а мужчины говорят: "Она всем недовольна, поэтому я и перестал заботиться о чем бы то ни было".
  • Эти различные тенденции начинают проявляться еще в детстве. Приходя в этот мир, мальчики и девочки склонны в равной мере доверять окружающим и заботиться о них. Когда малыши встречают пренебрежение к своим нуждам и желаниям, или испытывают боль от того, что эти нужды и желания не удовлетворены, реакция мальчиков обычно состоит в том, что они меньше заботятся об окружающих, а реакция девочек в том, что они начинают меньше доверять. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим; а по отношению к мальчику необходимо проявить больше доверия, приятия и одобрения, чтобы побуждать его заботиться об окружающих.
  • Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Так проявляется ее потребность оставаться слабой и зависеть от окружающих. Ей необходима уверенность в том, что она может рассчитывать на поддержку родителей. Нередко девочки удовлетворяют эту свою потребность, делясь со старшими чувствами и обращаясь к ним за помощью. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих.
  • Иногда, если девочка не в силах получить то, что ей требуется, она подавляет свои женские качества (слабость, ранимость) и начинает испытывать свойственную мальчикам потребность в самостоятельности, доверии, приятии и одобрении. Для девочки настолько больно нуждаться в заботе и не получать ее, что она отвергает свою женскую сущность и развивает мужские качества.
  • Если девочкой пренебрегают, она может развить в себе мужские качества - чтобы не испытывать боль от неудовлетворенности.
  • Это не означает, что девочка, которой свойственны мужские черты, непременно недополучила то, что необходимо ей для развития женских качеств. Возможно, у нее просто активный темперамент, вследствие чего эта девочка ведет себя как мальчик. Несмотря на то что некоторые девочки ведут себя как мальчишки, они все равно остаются девочками, им нужно больше заботы, понимания и уважения.
  • Естественно, для того, чтобы мальчик был уверен в завтрашнем дне и доверял старшим, ему тоже требуется забота, понимание и уважение, - однако для него важнее мотивация к действию. Без мотивации он перестает заботиться о чем бы то ни было. Если мальчишка ни о чем не заботится, он становится угрюмым, неуправляемым и начинает плохо учиться. Без мотивации мальчик не может ни на чем сосредоточиться, что приводит либо к депрессии, либо к гиперактивности. Самая главная потребность мальчиков - мотивация к деятельности.
  • Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
  • Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.
  • Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь, но мальчик может воспринять предложение о помощи как оскорбление. Он увидит в этом намек, что вы не верите в его способность сделать дело самостоятельно. Иногда наилучший способ проявить заботу о мальчике - дать ему возможность сделать что-либо самому. Даже если вы уверены, что у малыша ничего не получится, поверьте, что он извлечет из своей неудачи необходимые уроки. И, пожалуйста, помните: если он потерпит неудачу, ни за что не говорите ему "Ну вот, я же предупреждал".
  • Конечно, девочкам тоже требуется доверие, приятие и одобрение, но мальчикам для мотивации к действиям обычно необходимо всего этого больше. Мальчик охотно заботится об окружающих, когда чувствует себя компетентным и видит, что его принимают таким, какой он есть. Усиленные дозы доверия позволяют мальчику почувствовать себя компетентным. Высокая оценка – "супертопливо" для мальчика. Если мальчик видит, что окружающие ценят то, что он делает, в нем просыпается побуждение делать еще больше. Нет более сильного стимула, чем успех.

Беседа «Одинаково ли надо воспитывать сыновей и дочерей»

    У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.

Забота - это готовность всегда прийти ребенку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление, сделать его счастливым, 
сострадание к его боли. Забота - это активная разновидность любви.

Заботиться - значит интересоваться и проникаться жизнью малыша.

Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.

Естественно, каждому ребенку нужно и доверие, и забота, но в разных пропорциях. Все хорошо в меру. До девятилетнего возраста всем детям требуется много заботы и несколько меньше доверия. После девяти лет дети начинают естественным образом отдаляться от родителей и становятся более независимыми. Первый признак, что ребенок от вас отдаляется, - он стесняется вашего поведения.

Приблизительно в девятилетнем возрасте у ребенка начинает развиваться чувство собственного "я" как отдельной от родителей сущности. С этого момента и до восемнадцатилетнего возраста детям требуется больше доверия, хотя и забота тоже по-прежнему нужна.

Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам - заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке, она чувствует, что ее любят. Предложение помощи девочке - это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно - жест доверия.

Если мама слишком заботится о том, чтобы удовлетворить ту или иную потребность мальчика, он нередко толкует ее поведение следующим образом: "Она не верит, что я могу сделать это сам". Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто ее отталкивают, обижают, не любят. Мальчик же нередко просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что родители признают его самостоятельность и верят в его способность заботиться о себе самостоятельно и делать все правильно.

Матери нередко делают своих сыновей слабыми, слишком беспокоясь о них и подавляя своей опекой. Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Родителям следует понять, что мальчики формируют позитивное представление о себе на основе доверия со стороны окружающих, а девочки - на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.

Сохранить заботу и доверие

Самая сложная задача для женщины - снова начать доверять мужчине после того, как он причинил ей боль, тогда как мужчинам особенно трудно возродить в себе желание заботиться о женщине, если это желание почему-то угасло. Когда во взаимоотношениях между супругами возникают трудности, женщины чаще всего жалуются: "Я не получаю то, что мне необходимо" (то есть "Я не верю, что он даст то, что мне необходимо"). Мужчины же жалуются, что "все равно ей ничем не угодишь, так зачем же утруждать себя?" (то есть "Я о ней больше не забочусь"). Женщины обычно жалуются: "Он обо мне перестал заботиться", - а мужчины говорят: "Она всем недовольна, поэтому я и перестал заботиться о чем бы то ни было".

Эти различные тенденции начинают проявляться еще в детстве. Приходя в этот мир, мальчики и девочки склонны в равной мере доверять окружающим и заботиться о них. Когда малыши встречают пренебрежение к своим нуждам и желаниям, или испытывают боль от того, что эти нужды и желания не удовлетворены, реакция мальчиков обычно состоит в том, что они меньше заботятся об окружающих, а реакция девочек в том, что они начинают меньше доверять. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим; а по отношению к мальчику необходимо проявить больше доверия, приятия и одобрения, чтобы побуждать его заботиться об окружающих.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Так проявляется ее потребность оставаться слабой и зависеть от окружающих. Ей необходима уверенность в том, что она может рассчитывать на поддержку родителей. Нередко девочки удовлетворяют эту свою потребность, делясь со старшими чувствами и обращаясь к ним за помощью. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих.

Иногда, если девочка не в силах получить то, что ей требуется, она подавляет свои женские качества (слабость, ранимость) и начинает испытывать свойственную мальчикам потребность в самостоятельности, доверии, приятии и одобрении. Для девочки настолько больно нуждаться в заботе и не получать ее, что она отвергает свою женскую сущность и развивает мужские качества.

Если девочкой пренебрегают, она может развить в себе мужские качества - чтобы не испытывать боль от неудовлетворенности.

Это не означает, что девочка, которой свойственны мужские черты, непременно недополучила то, что необходимо ей для развития женских качеств. Возможно, у нее просто активный темперамент, вследствие чего эта девочка ведет себя как мальчик. Несмотря на то что некоторые девочки ведут себя как мальчишки, они все равно остаются девочками, им нужно больше заботы, понимания и уважения.

Дидактическая игра «Скрепочка»

Полезно провести с родителями дидактическую игру (да, с родителями тоже можно играть!) «Скрепочка». Цель: показать отрицательную роль гендерных стереотипов в воспитании.

  1. Родителям раздают по одной обычной канцелярской скрепке из проволоки (желательно цветной). (Имейте в виду, что скрепка может сломаться в ходе игры — у вас должны быть запасные).
  2. Воспитатель говорит: «Жила-была девочка Скрепочка, такая же, как и у вас в руках. Скрепочка росла очень весёлой и общительной, жизнерадостной и открытой, на мир смотрела широко раскрытыми глазами и с искренней ко всем улыбкой (всем предлагается разогнуть скрепку и сделать из неё улыбку).
  3. Скрепочка хорошо училась, особенно проявляя интерес к точным и техническим наукам. Поэтому, когда пришло время выбирать специальность, профессию для дальнейшего обучения, у неё никаких сомнений не возникало — конструктор космических кораблей (предлагается согнуть скрепку в форме ракеты).
  4. Но когда она сказала о своём выборе родителям, родным, в школе — все были откровенно удивлены таким выбором и дружно начали убеждать Скрепочку, что не женское это дело (из скрепочки предлагается сделать восклицательный знак).
  5. Мама сказала, что её выбор — работа не для женщин, и лучше поступать в педагогический вуз. Папа убеждал, что ей будет очень трудно в той сфере, где работают мужчины, и она не сделает карьеру. Родилась девочкой, значит, у тебя должны быть соответствующие приоритеты и задачи. Бабушка настаивала, что девушка должна быть нежная, утончённая, должна заниматься домашними делами, а не космосом. Подруга посоветовала не тратить время на ерунду, а обращать больше внимания на одежду, внешность, читать журнал «Космополитен», ведь там написано, чем должны заниматься и интересоваться настоящие девушки (предлагается сделать из скрепки «обложку журнала» или рамку).
  6. В конце концов Скрепочка решила, что доводы родителей, подруги, других знакомых — дельные, учитывая их опыт, мудрость, и то, как они искренне, от всего сердца желают ей добра (предлагается сделать из скрепочки сердце). Скрепочка хорошо сдала экзамены и поступила в педагогический вуз. И стала Скрепочка учительницей физики. (Предлагается сделать из скрепочки указку).
  7. Уроки, тетради, конспекты, лабораторные… Скрепочка понимала, что учить детей — благородное дело, однако ей по ночам снились космические корабли (предлагается сделать знак бесконечности).
  8. И однажды Скрепочка сказала себе: «Хватит, хочу быть конструктором космических кораблей, вернуться к своей заветной мечте» (предлагается вернуть скрепочку к первоначальному состоянию).
  9. Вам это удалось сделать? Вот и Скрепочка не смогла. Опомнилась: «Уже поздно учиться. Надо заботиться о семье, ведь двое детей», и ещё многое другое пришло в голову. А по ночам ей продолжали сниться космические корабли».
  10. «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы? » (со второй младшей группы) Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям. Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка. Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос: -Чем похожи наши мамы (папы)? -Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)? -Какие внешние признаки их объединяют? -Какие качества присущи всем мамам (папам)? -Кем вы будете, когда вырастете? Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них.

«Волшебный цветок» (со второй младшей группы) Вариант 1: «За что нам нравятся мальчики (девочки)?» Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек. Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку. Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая колдунья поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

C:\Users\Владелец\Desktop\ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по патриотическом воспитанию дошкольников

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников

Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...

Методическая разработка "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности"

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...