Конспект ООД на тему: : “Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО”
статья (средняя группа)

Панфилова Яна Юрьевна

Актуальность задач отражена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов в нем отмечена необходимость «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgust_2021.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовск Тамбовская область

Доклад

на тему

“Духовно-нравственное воспитание

детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО”

Воспитатель:

                                                                   Панфилова

Яна Юрьевна

                                                                       

Котовск

2021

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

         

Дошкольное детство - важный период в становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе, культуре. В дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Его чувства - это его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. К концу дошкольного детства чувства чаще становятся мотивами поведения ребёнка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества. Дошкольник постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребёнком. Эталоны выступают в качестве взаимосвязи добра и зла. Нравственное развитие зависит от того, насколько развита у ребенка способность соотносить свои действия с этическими эталонами.

 Дошкольный возраст - возраст формирования основ личности. Для того чтобы сформировать социальные чувства, надо научить ребенка быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным в любом своём маленьком деле, видеть красоту вокруг себя. Базой патриотического воспитания является нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание. В процессе разносторонней деятельности зарождается основа гражданско-патриотических и духовно-нравственных чувств.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый комплекс задач: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - расширение представлений о родном городе,  о России; - развитие интереса к народным традициям и промыслам; - формирование элементарных знаний о правах человека; - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Актуальность этих задач отражена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов в нем отмечена необходимость «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества».

В работе важно основываться на следующих принципах:

• принцип личностно-ориентированного общения;

• принцип тематического планирования материала;

• принцип наглядности

• принцип последовательности;

 • принцип занимательности;

 • принцип деятельности;

• принцип интеграции содержания образования;

 • принцип патриотической направленности;

• принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;

 • принцип сотрудничества детского сада и семьи.

Методы:

- Целевые экскурсии.

 - Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей.

 - Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей.

 - Беседы с детьми о родном городе и  России.

 -Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).

- Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

- Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

- Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

 - Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.

 - Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.

- Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

Формы работы:

 - Наблюдения.

 - Организация экскурсий и целевых прогулок.

- Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников).

- Проектная деятельность.

- Моделирование и решение проблемных ситуаций.

- Придумывание сказок, историй и их театрализация.

 - Трудовая деятельность.

 - Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН).

- Познавательно-исследовательская деятельность.

 - Чтение.

 - Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым.

- Игровая деятельность.

 Воспитание гуманной, духовно – нравственной, патриотической личности в системе как на занятиях, так и в свободной деятельности формирует такие качества у ребенка:

  Милосердие

  Доброта

  Любовь

  Коммуникабельность

  Терпимость

  Чувство меры

  Отзывчивость

  Справедливость

  Ответственность

Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. Семья и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.

В. А. Сухомлинский писал: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». Семья является одним из наиболее важных аспектов жизни человека, и в равной степени одним из наиболее важных факторов в определении того, как ребенок становится взрослым.

 Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна. Ребенок впервые открывает Родину в своей семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как труд, долг, честь, Родина. Формирование чувства любви и привязанности к родному дому – это первая ступень духовнонравственного воспитания.

Важно осуществлять тесное взаимодействие с родителями воспитанников в воспитании детей, обеспечиваем открытость дошкольного образования, создать условия, в которых родители активно принимают участие в образовательной деятельности. Совместная работа  должна строиться по принципу: «Семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга».

Родители  могут помочь в оформлении различных выставок, участвуют в конкурсах рисунков, поделок. Начиная с первых дней посещения группы, нужно стараться  привлекать родителей к образовательному процессу: проводить консультации, родительские собрания, открытые занятия, родители  должны быть– активными участниками, всех выставок, праздников и утренников.

Необходимо помнить,  что привлечение семьи к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. 

  Актуальность задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи , общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»    

  Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках:

-принципов дошкольного образования;

- задач, на решение которых направлен ФГОС ДО;

- характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям;

- требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно – пространственной среде дошкольного образования;

- основных целевых ориентиров (социально – нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования)

  Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования

 -В качестве основы социально-коммуникативного развития      обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».

-В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого  развитиявключен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».

-Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.

-Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)

 Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Критерии эффективности воспитательной системы:

- наличие гармоничных одухотворенных отношений ребёнка

к окружающему миру, людям, к самому себе;

- иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;

- потребность и готовность проявления сострадания и сорадования миру;

- субъективное психическое и эмоциональное благополучие;

- соответствие традиционным для Отечественной культуры  полоролевыми образцами поведения, мужественности  и женственности;

- светлая оптимистическая детская картина мира.

  Одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Список использованной литературы

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.

2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

3. О.М. Потаповская, с.н.с. ИСВ РАО. Презентация «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: базовые понятия и принципы реализации в современном образовательном пространстве»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО »

ФГОС ДО представляет определенные методы, которые способствуют: духовно-нравственному развитию малыша, усвоению общепринятых норм, формированию патриотических чувств и художественно-эстетического восп...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

В данной статье описывается роль духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития системы дошкольного образования....

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

План по повышению профессионального уровня воспитателя на тему: " Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях введения в ФГОС ДОУ"

План по повышению профессионального уровня целью которого является создание условий для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями....

Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО представляет определенные методы, которые способствуют: духовно-нравственному развитию малыша, усвоению общепринятых норм, формированию патриотических чувств и художественно-эстетического восп...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...

Итоговая аттестационная работы "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации программы "Социокультурные истоки"

Тема аттестационной работы: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации программы "Социокультурные истоки".В этой работе представлен конспект занят...