ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»
методическая разработка (старшая группа)

Кармилицина Антонина Николаевна

Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.

Незаслуженно забытые старые русские народные игры могут быть не менее увлекательными, чем современные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_igry.docx176.64 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ПРОЕКТ

на тему:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста

 к истокам русской народной культуры,

через ознакомление с народной игрой»

 Кармилицина Антонина Николаевна-

воспитатель группы №12                

                                                         

г. Калининград, 2020г.

Вид проекта:

-среднесрочный (15.10.2020-27.03012021г.)

- познавательно-игровой; творческий

Участники проекта: дети, родители, воспитатель, учитель-логопед, музыкальный  руководитель.

Актуальность темы проекта

Национальные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.

Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Ребенок уже способен играть в игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодейство-вать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т.е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки и речь

В эти годы ребенок приобретает первоначальное значение об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

Незаслуженно забытые старые русские народные игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные

Цель проекта: создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях народов России через подвижную игру.

Задачи проекта:

-пробуждение интереса детей к народной культуре различных этносов (русской, украинской, белорусской и т. д.), истории своего народа, традициям;

-развитие познавательных способностей детей при помощи фольклорных произведений (закличек, сказок, считалок и пр.);

-развитие чувств эстетического характера при помощи различных художественных образов;

-воспитание чувства партнёрства в совместной деятельности.

Прогнозируемый результат: В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:

-умение самостоятельно организовывать игру;

- живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;

- продумывание запасных выходов из трудных ситуаций, для чего вводятся волшебные слова, которые дают возможность с честью избежать проигрыша, как бы жалея товарища, дают возможность всем почувствовать радость успеха;

- активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).

-в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.

- активное участие родителей и других членов семей в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

Цель: оптимизация всех разделов программы по закреплению знаний о традициях и культуре русского народа; познакомить родителей с целями и задачами проекта, реализуемого в группе, объяснить его важность и необходимость

- Создание развивающей среды в группе;

привлечение родителей к предстоящей творческой работе (консультации, индивидуальные беседы,)

- Задание  детям: Узнать в какие игры играли их бабушки и дедушки  Цель: вовлечение родителей, бабушек и дедушек в реализацию проекта; способствовать развитию умения детей добывать информацию; пробуждать в детях заинтересованность и увлеченность самостоятельной деятельностью по реализации проекта

- Подбор народных игр из предложенных детьми в соответствии с возрастом детей.

- Консультация родителей по теме: « Народные игры в семье»

- Выпуск буклета «Народные  игры»

-Подбор материала для каталога  «Народные игры в семейном кругу»

2 этап. Основной

— чтение и обсуждение русских народных пословиц, поговорок;

— разучивание попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов под музыку;

— слушание и исполнение русских народных песен и хороводов;

— знакомство с русским народными музыкальными инструментом, разучивание и исполнение русских народных мелодий и песен на народных инструментах.

— дидактические игры («Что спрятано в сундуке?», «Расскажи, какая роспись?», «Узнай узор»,  «Одень куклу в национальный костюм», «Угадай русскую народную сказку»  и др.)

-  упражнения («Обведи и раскрась национальный костюм», «Составь узор», «Угадай и покажи», «Покажи и раскрась» и др.).

Тематические выставки для детей:

- «Узоры Гжели»

- «Филимоновская роспись»

- «Русские народные сказки»

Беседы с детьми:

-  «Игрушки наших бабушек»

- «Как одевались на Руси»,

- «Предметы русского быта»

Разучивание русских народных игр:

- «Гуси – гуси»

-«Золотые ворота»

-«Карусели»

-«Веселый хоровод»

-«Шёл  козёл по лесу»

-«Мед и Сахар»

-«Где работа – там еда»

-«Ты катись, веселый бубен…»

- «Колечко - малечко»

- «Ручеёк»

-«Уголки»,

- «Вышибалы»

-«Подкиды»

Работа с родителями:

-Консультация: «Семейные традиции»

-Оформление материала по теме: «Народные игры в семейном кругу»

-Помощь в подготовке костюмов к празднику народных игр.

3.Заключительный

-Каталог: «Народные игры в семейном кругу»

-Праздник народных игр.

-Фотоочёт проведённого праздника.

-Оформление проекта по данной теме в Worde

-Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещении и на улице.

Используемая литература и интернет ресурсы:

1. ЛитвиноваМ.Ф. "Русские народные подвижные игры" М., Просвещение, 1988г.

2. Якуб С.К. "Вспомним забытые игры", М., Детская литература, 1988г.

3. Кенеман А.В. "Детские подвижные игры народов мира", М., Просвещение, 1989г.

4. Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.

5. Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г.

6. Л. В. Антонова «Игры на свежем воздухе», изд. «Лада», Москва, 2010 г

7. Е.А. Ковалёва «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых», изд. «Дом.XXI», Москва, 2006 г.

8. М.Ю. Богович «Русские народные календарные игры»,

9. nsportal.ru   russkaya-narodnaya-podvizhnaya-igra


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через продуктивные виды деятельности»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»       «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культурычере...

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

Программа самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» на 2017-2018

Программа  самообразования«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...