Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»
план-конспект занятия (старшая группа)

Шарухина Наталия Викторовна

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»

Цель: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской; формировать патриотические чувства и представление о героизме.

Задачи:

- вызвать у детей чувство гордости за свою страну;

- воспитывать интерес к ее героическому прошлому, русской военной истории;

- воспитывать желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа;

- развивать умение отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества.

Материалы:

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях, слайды.

Ход занятия

Воспитатель:

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи, хазары и монголо-татары, часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности.

Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Богатырь, силён как вольный ветер,

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей.

И стариков и матерей!

Вот как они выглядели. (Воспитатель показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Три могучих богатыря на сильных конях стерегут покой русской земли. Перед ними расстилаются широкие степи, за их спиной — дремучие леса, села и города. В небесах над богатырями сгущаются синевато-серые тучи.

Послушайте стихотворение «Три богатыря»:

Вечерняя тает заря,

Клубятся над степью тучи.

Три сказочных богатыря

Коней оседлали могучих.

От силы жестокой вражьей

Народ берегут они

И грозно стоят на страже

Нашей родной земли!

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, как зовут богатырей?

Давайте рассмотрим их внимательно.

В центре композиции находится самый старший богатырь - Илья Муромец. Илью прозвали Муромцем потому, что родился он в селе Карачарове недалеко от города Мурома.

Зорко он всматривается вдаль из-под руки. Лицо у него доброе, спокойное, мужественное, решительное, твердое, уверенное.

Обратите внимание на одежду богатыря (крепкая стальная кольчуга, простой круглый шлем защищают в бою). В руках у него металлический щит, острое копье).

А на правой руке висит – палица. Это тяжелая палка с шипами (пальцами), это оружие, которым бьется Илья Муромец с врагами.

А посмотрите на коня Ильи Муромца. Какой он? (большой, тяжелый, крепкий). Стоит, точно в землю врос. Ребята, черных коней еще называют вороными. У Ильи Муромца вороной конь.

Справа от Ильи Муромца – Добрыня Никитич.

Как вы думаете, от какого слова произошло это имя – Добрыня? (добро), наверное не зря русскому богатырю дали такое имя – Добрыня? Он защитник земли Русской.

Посмотрите на Добрыню Никитича, во что он одет? Отличается ли его одежда от одежды Ильи Муромца? Да, его одежда более богата. Шлем сияет позолотой, верхняя кольчуга сделана из прочных пластин. На шее висит дорогая цепь. На шею спускается защитная сетка. А сколько украшений на нем: и на щите, и на коне.

А какое оружие у Добрыни? (меч). Он вынул меч из ножен, готовясь к бою.

Взгляд у Добрыни Никитича? (твердый, острый, решительный, строгий). А я бы еще сказала благородный. Он готов хоть сейчас вступить в бой с врагом. Он будет защищать свою Родину, великую Русь. И конь его словно почуял врага, будто устремился вперед. Конь у него какой масти? (белой) В былинах такого коня называют «Белеюшка».

Третий богатырь на картине - Алеша Попович.

Но что же в нем богатырского? (Одежда) Да, одет он в кольчугу и шлем. А какое у него оружие? (только лук со стрелами).

Посмотрите, и выглядит он, по сравнению с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем, совсем не по-богатырски. И ростом мал, и не такой могучий. Как же он вместе с богатырями будет защищать Русь? А про него, ребята, говорили, что он берет не силой, а смекалкой, что он увертлив и догадлив. Не всегда в бою ценится только мощь да сила.

А посмотрите, какой взгляд у Алеши Поповича? (мечтательный, задумчивый).

А что же он взял с собой, посмотрите сюда? (гусли). Так вот почему взгляд у Алеши такой поэтический, задумчивый. Он поэт, рассказывает под игру на гуслях стихи, былины.

Посмотрите, ребята, всадники заняли собой почти все пространство картины.

Где остановились богатыри? (на широкой равнине, переходящей в холмы, посреди пожелтевшей травы, изредка поглядывают маленькие елочки)

Примечают, нет ли где врага, не обижают ли где слабых.

Что хотел сказать художник своей картиной?

(Какие сильные духом и телом люди стоят на страже нашей Родины Ничего им не страшно. Нет такой силы, которая могла бы одолеть силу богатырскую).

Какие мысли и чувства, которые вызывает у вас эта картина?

(Гордость за свою страну, уважение к богатырям, величие русской земли).

Ну вот, ребята, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена. А я вам хочу зачитать завет, который оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей,

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А сейчас, ребята, мы с вами выполним коллективную работу: сначала раскрасим картинки богатырей, потом вырежем эти картинки и наклеим их на ватман, где сделаем из картона древний город.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего возраста с ОНР "Путешествие со Снеговичком"

Конспект на закрепление навыка правильного произношения звука С в слогах, словах и предложениях у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены эффективные игровые приём...

Конспект занятия с детьми старшего возраста. Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).

Тема:«Исследуем свойства воды»Задачи:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воды.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать...

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»

Занятие посвещенное ознакомлению детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри» и произведением Мусоргского «Богатырские ворота», для воспитания в детях гордости за своих предков, и  ...

Конспект занятия с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи с использованием приёмов мнемотехники и элементов ритмопластики и логоритмики. Тема: "У нас в гостях Федора»

Логопедические цели:    Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса:   воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие ручной...

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Летнее путешествие"

Конспект занятия с детьми старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием игры "Волшебный компьютер"Логопед предлогает разные формы работы с детьми для развития фонематического слуха....

Конспект занятия для дошкольников (старшая группа) "Защитники земли русской - богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович"

Конспект занятия предназначен для использования педагогами дополнительного образования или воспитателями, а также классными руководителями начальной школы для проведения воспитательных мероприятий пат...

Конспект занятия по познавательному развитию: "Святой защитник земли Русской князь Александр Невский" с использованием ИКТ. Старшая группа.

Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищающих нашу Родину....