ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья (старшая группа)

Крапивкина Виктория Викторовна

Статья посвящена проблеме поиска новых подходов к системе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. В статье содержатся результаты эмпирического исследования нравственного развития старших дошкольников. Автор говорит о необходимости организации сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательного процесса приобщения воспитанников к культурно — историческим православным традициям русского народа, социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

УДК-372

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В.В. Крапивкина

МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик»

e-mail:galushina198522@mail.ru

Статья посвящена проблеме поиска новых подходов к системе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.В статье содержатся результаты эмпирического исследования нравственного развития старших дошкольников. Автор говорит о необходимости организации сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательного процесса приобщения воспитанников к культурно — историческим православным традициям русского народа, социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Ключевые слова:духовно-нравственное воспитание, старший дошкольник, социокультурные ценности,традиции семьи, православные праздники.

Россия, как и другие государства, переживает один из непростых исторических периодов. Проблема состоит не только в глобализации, тотальной компьютеризации и информатизации общества, но в разрушении личности. Материальные ценности в современном мире доминируют над духовными.Родители думают о будущем благе ребенка, представляя его архитектором, врачом, композитором, отдают его в соответствующее учебное заведение и наивно полагают, что в этом и заключается забота о ребенке. В повседневной суете им зачастую некогда поговорить со своими детьми о любви, добре, милосердии, уважении, справедливости, щедрости, патриотизме. Мамы и папы уверены, что их дети очень добрые и отзывчивые, знают правила поведения в коллективе, а остальному научат в детском саду и в школе. К сожалению, не все взрослые осознают, что именно в семье необходимо создавать благоприятные условия для духовного формирования детей. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Отсюда берут свое началоэгоцентризм, жесткость, ложь, жадность.Кто же научит детей быть добрым, любящим, понимающим, трудолюбивым, если духовное развитие детей возлагается на интернет и телевидение?

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «В трудных исторических обстоятельствах, когда продолжает вестись пропаганда ненависти и насилия, когда пытаются нравственно разложить и даже растлить молодежь, мы должны свидетельствовать о высших идеалах, о непреходящих духовных ценностях. Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей» [2].

Основой целостного мировоззрения и нравственного здоровья является культура Православия. Президент Российской Федерации В.В. Путин в интервью американскому журналу Time, который объявил российского лидера «Человеком года» подчеркнул: «По моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных»[4].

Дошкольное детство - ключевой период в жизни ребенка, когда формируются основные представления о добре и зле, о семейных устоях, родном крае и окружающем мире в целом. В старшем дошкольном возрасте дети наиболее интенсивно усваивают ценности того общества, вкотором они живут.

Работая в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Слободской детский сад «Пряничный домик», нам удалось провести диагностику уровня сформированности нравственных понятий у детей старшей группы (13 мальчиков и 8 девочек). Им было предложено задание объяснить 10 понятий: добро, сочувствие, честность, справедливость, милосердие, трудолюбие, великодушие, скромность, верность, терпение.

Статистика ответов приведена в таблице:

Понятия

Объяснили

Количество девочек (%)

Количество мальчиков (%)

Добро

8 (100%)

12 (92%)

Сочувствие

6 (75%)

11 (85%)

Честность

6 (75%)

10 (77%)

Справедливость

7 (87%)

9 (69%)

Милосердие

2 (25%)

2 (15%)

Трудолюбие

5 (62%)

6 (46%)

Великодушие

1 (12%)

2 (15%)

Скромность

4 (50%)

6 (46%)

Верность

5 (62%)

4 (31%)

Терпение

2 (25%)

5 (38%)

Мы видим, что детям хорошо знакомыслова: «добро», «сочувствие», «честность», «справедливость». А объяснение таких понятий, как «милосердие», «трудолюбие», «великодушие», «скромность», «верность», «терпение», вызвало затруднение.

Чтобы выяснить отношение детей к жизненным ценностям, мы применили методику «10 желаний». «Если бы у тебя была волшебная палочка, какие 5 желаний ты бы попросил:

1. Быть человеком, которого любят

2. Иметь много денег

3. Иметь самый современный компьютер

 4. Иметь верного друга

5. Мне важно здоровье родителей

 6. Иметь возможность многими командовать

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться

8. Иметь доброе сердце

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Вопросы 2, 3, 6, 7, 10 с отрицательным значением. 5 положительных ответов дали только 3 человека (14%), которые относятся к высокому уровню нравственности. 15 человек (71%), выбрав 3-4 положительных ответа, показали средний уровень, на низком уровне – 3 ребенка.

Чтобы улучшить ситуацию, мы изменили развивающую среду в условиях ДОУ в сторону познания православной культуры и традиций.Православное воспитание обогащает и дополняет содержание педагогического процесса уникальным материалом: посещение Митрофаниевской церкви, консультации для родителей, проведение мероприятий и утренников,в основу которых положен годовой цикл православных праздников. Родители попросили раскрыть детям суть православных праздников, потому что традиции празднования во многих семьях утрачены.

Из беседы дети узнают историю и традиции празднования; рассказывают, как отмечают праздники в их семьях, слушают и учат стихи и песни, готовят тематические рисунки и поделки.На Рождество все получают сладости, на Масленицу - блины, подарок на Пасху - расписное яичко и кулич, на Святого Николая – конфеты, на Спас – яблочки.Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события и с нетерпением ждут следующего мероприятия.

Мы ощутили, что под влиянием праздничной атмосферы православного праздника, дети стали дружелюбнее, общительнее, они знают, что их любят и заботятся о них.

Педагоги для себя тоже открывали историю Рождества, события Пасхи, жизнь Святителя Николая и понятие Троицы. Во время приготовления к детскому празднику для детей мы изучали литературу, сотрудничали с родителями, ходили в церковь и заметили, что сами стали спокойнее, доброжелательнее и терпеливее.

Мы уверены, что благодаря православию дети овладевают представлениями о самых важных качествах личности и основных принципах христианской морали. Воспитание же детей без опоры на православие, по нашему мнению, неполноценно. Успех духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому так необходимо объединить усилия детского сада и семьи.

Список литературы:

1. Григорьева Г.Г. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-i-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02.11.2021).

2. Духовное образование и духовное воспитание (цитаты из выступлений Патриарха Алексия II за разные годы). - URL:http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/duhovnoe-obrazovanie/787-dukhovnoe-obrazovanie-i-dukhovnoe-vospitanie-tsitaty-iz-vystuplenij-patriarkha-aleksiya-ii-za-raznye-gody (дата обращения 30.10.2021)

3. Ларионова, С. О. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило; Урал. гос. пед. ун-т., 2018: сайт. - URL:http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10130/1/uch00261.pdf (дата обращения 01.11.2021).

4. Путин В.В. Моральные ценности могут базироваться только на религии сайт. - URL: https://ria.ru/20071219/93196308.html (дата обращения 01.11.2021).

5. Штольц, Х. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника [Текст] / Х. Штольц, Р. Рудольф. – М. : Мозаика-Синтез, 2003. – 195 с.

Крапивкина Виктория Викторовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Слободской детский сад «Пряничный домик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут во...

Православный кружок как форма духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника.

Цель и задачи работы кружка православной культуры, формы проведения занятий, план и методические материалы....

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, о правилах поведения, которые помогут им адекватно реаг...

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ( Статья для издания в РГПУ им. А. И. Герцена)

Одна из важных задач воспитателя – понять индивидуальные особенности духовно-нравственного опыта ребёнка: какие предметы и события вызывают переживания прежде всего; насколько они сильны; в каких усло...

Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации» Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»

Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как  средство  развития интереса дошкольников  к  русской народной культуре», презентация мини - м...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Цель проекта: приобщение детей к традициям русского народа, к истокам русской культуры и быта у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....