НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
статья

Комар Галина Анатольевна

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. В самом раннем детстве закладываются в человеке основы нравственности и духовности, формируется первоначальное самосознание, патриотические и гражданские чувства. Ребенок не может успешно расти и развиваться без гармонии с окружающем миром, ему необходимы мир, согласие, любовь. Прежде всего - это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

             НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

«Воспитание если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

К.Д.Ушинский

   

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. В самом раннем детстве закладываются в человеке основы нравственности и духовности, формируется первоначальное самосознание, патриотические и гражданские чувства. Ребенок не может успешно расти и развиваться без гармонии с окружающем миром, ему необходимы мир, согласие, любовь. Прежде всего - это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни.

Чувство родины…

   Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Чувство Родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

«Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная»

Ж. Ренар

   

Сама природа учит нас любить и хотя многие впечатления ещё не осознаны или глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами  родной страной. Хорошо когда дети видят белоствольную березу и трепетные осинки и понимают, что это наше родное. Через воспитания любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

      Как часто звучат в наше время слова: «падение нравственности», «деградация общества».

      Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?

   Почему так важно с самого детства воспитывать в человеке патриотические чувства? Потому что, чем раньше ребенок почувствует свою общность с Родиной, с её культурой и историей, тем быстрее он научится чтить память о своих предках, тем охотнее будет обращаться к опыту и знаниям людей, живших много лет назад. Главное – сделать процесс ознакомления понятным и увлекательным.

   Поэтому сегодня очень актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, красоте.

   Ответить на эти вопросы сегодня – значит установить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам помогает фольклор -  ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

   Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей – одна из самых основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

   Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка и невозможно воспитать полноценную личность без уважения истории и культуре своего народа. Этот возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Очень важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в душах прекрасное и вечное. Приобщая детей к культуре своего народа, мы воспитываем уважение, гордость, за землю на которой живём,

   Поэтому одним из направлений в работе нашего коллектива является нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через народное творчество. Чтобы воспитывать такие чувства, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации.

   Наша задача – помочь детям воспользоваться этим сокровищем, стать богаче, умнее и добрее.

   Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможна через вовлечение его в культуру своего народа. Это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.

В устном народном творчестве как нигде  сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, загадки, скороговорки и т. д.). При знакомстве детей с народным фольклором, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

   Русский детский фольклор пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в детском саду.

Первый этап работы с младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки.

   Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту, отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил их, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря красоте и  мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Используя фольклор ежедневно в работе с малышами, мы приобщаем их к ценностям Руси, культуре языка.

   В среднем дошкольном возрасте работа по формированию нравственно – патриотических качеств строятся на ознакомлении с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых русских людей: сказки, потешки, прибаутки, знакомство и обучение игре на русском народном инструменте, начальное, избранное знакомство с народным календарем. Для нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки как: злобность, заносчивость, жадность, трусливость, глупость.  

Сказки показывают:

  • как дружба помогает победить зло;
  • как добрые и миролюбивые побеждают;
  • что зло наказуемо.

   Народная сказка является одновременно источником мудрости, плодом жизненного опыта многих поколений. Она учит детей доброте, смелости, честности.

     Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек – это красная девица – умница. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный.

Дети, стараясь подражать любимым сказочным героям положительными чертами характера, сами становятся добрее, лучше.

Проведенные нами дидактические игры:

  • «Из каких мы сказок»,
  • « Сказочный герой»,
  • « По дорогам сказок» 

-  способствовали тому, что сказка оставалась в душе ребенка, как что – то ценное, необычное, надолго запоминалась. Так же детям очень нравится узнавать сказки по коротким частям – отрывкам.

   Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки. Они с удовольствием принимают участие в инсценировке. Это служит воспитанию чувства дружбы, внимания и заботы об окружающих.

   Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки.   Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность.

   Сказка не дает прямых наставлений детям, но в сюжете всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.                                                                                                    

   «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д.Ушинский – и я не думаю, чтобы кто- нибудь был в состоянии состязаться в этом случаи с педагогическим гением народа».                              Не  случайно К.Д. Ушинский подчеркивал « … воспитание если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».                                                           

   Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика».

   В старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформируются в зачатки патриотические (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным путешествующими поколениями), необходимо показать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помочь полюбить свое, родное близкое. Чтение сказок, былин. Познакомить с обширным музыкальным материалом, интенсивное освоение фольклорной традиции, пение русских народных песен, углубленная работа по народному календарю, изучение примет, обычаев, обрядов, суеверий русского народа.

   В пословицах и поговорках высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Например: в воспитательной работе мы используем пословицы и поговорки, в которых особое внимание уделяется теме любви к Родине, к семье, к матери.

Такие как:

  • «На родной сторонке и камушек знаком»,
  • «При солнышке тепло, при матери добро»,
  • «Вся семья вместе, и душа на месте»,
  • «Где песня льется, там счастливо живется» и т.д.

 Через народное творчество ребенок может развиваться, проявлять свои умения, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя как личность. Мы предлагаем детям игры соревнования: «Кто больше вспомнит пословиц», дидактические упражнения «Я начну пословицу, а ты закончи», это помогает детям более глубоко осознать свое отношение к Родине, семье.

   Для того, чтобы показать, как можно применять устное народное творчество в повседневной жизни детей, нами разработана серия занятий и развлечений. Такие занятия проводятся в форме бесед, рассказов, в форме сотрудничества с детьми, без наставничества, с очень хитро скрытой дидактикой.

   Особенно много радостей доставляют детям игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с ребенком словами песенки, радующеё его взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливая её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

   Язык народных произведений яркий, лаконичный, образный, легко запоминающийся.

    Знакомим  детей с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Также знакомим детей с русскими народными костюмом; русской народной игрушкой; с народным промыслом.

   Большое внимание уделяем знакомству с русскими праздниками: Рождество, Масленица, Пасха и др. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.

   Изучение фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях.

   Так, например, подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в садике начинается заранее – еще в декабре. Это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый, радостный смысл. На занятиях по родному языку наши дети знакомятся с русской духовной поэзией.

   На музыкальных занятиях, дети разучивают рождественские колядки, а на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, готовят рождественские подарки.

   Воспитатели с детьми ходят к друг другу в гости по группам, поют колядки. Угощают гостинцами, дарят подарки – самоделки.

   При этом дети младшего возраста с огромным удовольствием наблюдают за действиями старших детей, а потом сами включаются в общий праздник.

   Весной мы встречаем и провожаем масленицу, зазываем Весну, закликаем птиц.

   Народный праздник является большой, яркой и  глубоко содержательной игрой. Поэтому проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям так же лучше ориентироваться во временных понятиях. Цикличность календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Лучше всего занятия и беседы проходят там, где создан быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, лавки, прялка, самовар, сундук, ухват, чугунок, поленья дров, образцы льна, шерсти, вышитые салфетки, тканные половики, полотенца и др., для детей это будут не только слова, а название предметов которые можно потрогать своими руками.

В нашем детском саду создан мини – музей «Русская изба». Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, часть предметов которого являются подлинными собранные сотрудниками детского сада и родителями воспитанников, а другая часть – имитация, приближена к настоящим.

   Атмосферу старины помогает воссоздать домашняя утварь прошедших времен: печка, скамейка (узкая переносная), колыбелька для малыша, сундук с одеждой, ухват и кочерга, ушат, деревянная и глиняная посуда, прялка, матрешка, балалайка и многое другое.

   Возле избы – двор, огороженный, там гуляют животные: петух и курица с цыплятами, лошадь. Там же находится колодец.

   Детям дошкольного возраста свойственно предметно – образное мышление и очень важно, чтобы экспонаты были не только предметами, а демонстрировались в действиях: русский костюм и предметы быта на фольклорных праздниках, досугах, театрализованных представлениях.

   Воспитателями разработаны специальные занятия по ознакомлению с историей, культурой, бытом русского народа, малыми жанрами русского фольклора, занятия по развитию речи.

   Темой образовательной деятельности могут также стать различные загадки, потешки, пословицы, поговорки, которые можно инсценировать с помощью фигурок и предметов.

   О жизни в старину могут многое рассказать потешки, которые нравятся маленьким детям. Пользуясь рукомойником, покачивая колыбельку, поглаживая котика, дети с удовольствием будут повторять за вами потешки и колыбельные песенки.

   На занятиях в музеи дети погружаются в «старину»: учат присказки и сказки, поют, водят хороводы;

   Принимая непосредственное участие в познавательно – развлекательных занятиях в музее «Русская изба» дети учатся работать и веселиться со сверстниками и педагогами. Активными участниками  организуемых нами мероприятий становятся: мамы, папы, бабушки,  дедушки. Частые гости у нас народный фольклорный ансамбль детей из школы «Горенка».

   Атмосфера игры позволяет дошкольникам без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость. Воспитание доброты, отзывчивость, честности, справедливости, любви к Родине, традициям, народу, гордости за его достижения  - основные задачи в музее.

   Для знакомства с русским народным фольклором у нас оформлены дидактические игры, в которые дети с удовольствием играют:

  • « Шкатулка со сказками»,
  • «Курочка- рябушечка»,
  • «Декоративное лото»,
  • «Сложи узор»,
  • «Назови сказку», и др.  

созданы театр народной игрушки, шумовой театр. Мы используем устное народное творчество и в повседневной жизни детей. Подобранна картотека потешек, частушек, прибауток.

   Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики в работе с детьми.

  Русская народная игра – это наша историческая память.

  « Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры», - к этой оценке А.В.Луначарского трудно что - либо добавить.

   Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Один из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, другие учат премудростям жизни, доброту и справедливость, честь и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

   По содержанию, все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

   В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивы и любимы детьми: считалками, жеребьевками, потешками.

   Для знакомства детей с народными играми разработана картотека народных игр, считалок, изготовлены элементы костюмов, атрибуты для игр.

   Игры отличаются богатством интеллектуального содержания, требуют от играющих внимания, сообразительности, волевого напряжения. А сколько новых впечатлений черпают дети в народной игре!

   Дети спрятались, а ищут их «палочка – застука», играя, они встречают «дедушка – Пихто», узнают, кто же такие кум и кума.

   В играх есть дразнилки, поддевки. Перед началом или по ходу игры дети нараспев произносят прибаутки, все вместе поют детские песенки. В прибаутках о ком только не узнаешь и кого только не встретишь! Что не прибаутка, то яркая и динамическая сценка в действии.

   Русскую народную игру следует рассматривать, как совершенно необходимое явление в жизни ребенка.

   Этапы работы с динамическими картинками:

  • беседа по «картинке» (диалог детей с воспитателем);
  • самостоятельный рассказ (монолог ребенка);
  • динамика развития сюжета:

Переставляя кукол, передвигая предметы, дети придумывают продолжение истории, которая впоследствии переходит в самостоятельную сюжетно ролевую игру.

   Составляя рассказ по сюжету, вовлекая детей в интересную игру, размышляя и анализируя, проще сделать понятной для ребенка народную мудрость, заключенную в пословице или поговорке.

   Периодически добавляя в игру новые предметы, насыщая её интересным содержанием, мы развиваем познавательную и игровую активность детей, развиваем любовь к родной культуре.

       О необходимости воспитания любви к родному Отечеству говорили и писали в свое время русские педагоги. Чтоб считать себя сыном или дочерью России, надо понять духовную жизнь русского народа, принять историю и культуру Родины как свои собственные.

   Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

   «А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколения – народ без будущего».

   Воспитанный на любви к малой родине, на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать к русской культуре, где бы он ни родился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему"Воспитание любви к природе через устное народное творчество".

Фольклорные произведения(песенки,потешки,поговорки,загадки,русские народные игры)Перспективный    план работы  с        детьми,перспективный план работы с родителями...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Изучены аспекты формирования в ребёнке дошкольного возраста нравственных качеств личности, патриотического отношения к окружающему миру, приобщения к источникам национальной культуры через устное наро...

«Формирование основ нравственно - патриотического воспитания средствами устного народного творчества» (презентация)

laquo;Формирование основ нравственно - патриотическоговоспитания  средствами устного народного творчества»...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Основой нравственного воспитания является культура общества, семьи, детского учреждения – той среды, в которой проживает ребёнок со своими родными и сверстниками, где происходит становление и ра...

Нравственно-патриотическое воспитание через русскую народную сказку

Нравственно-патриотическое воспитание через русскую народную сказку...