Консультация для воспитателей по теме «Значение самодеятельной игры в жизни ребенка».
консультация

Ильясова Айжан Куанышевна

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx218 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 123 «Гармония» комбинированного вида г. Орска»

Консультация для воспитателей по теме «Значение самодеятельной игры в жизни ребенка».

Подготовил: воспитатель

 группы № 3 «Зайчата»

Ильясова А.К.

г. Орск 2021

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

"Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. ",- писала Н. К. Крупская. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Но для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра, как педагогическая форма (организованная воспитателем)  способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самостоятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры, только как средство реализации Программы, приведет, к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры.

Самодеятельная игра – это игра, в которой присутствует мнимая (воображаемая) ситуация, и которая разворачивается по инициативе самого ребенка (или группы детей). Почему именно самодеятельная игра определена большинством современных авторов программ дошкольного образования, как ведущий вид деятельности? Ответ прост – только самодеятельная игра имеет решающее значение для детского развития, потому что в процессе самодеятельной игры у ребенка происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Какие же новообразования формируются в игре?

  1. Внутренний план деятельности, т.е. игра в воображении или воображаемая ситуация. Дети с хорошо сформированным внутренним планом в дальнейшем более самоорганизованы, они самостоятельно могут продумать свой план действий и способы его реализации.
  2. Знаковая (или символическая) функция сознания (знаковая деятельность). Состоит в возможности использовать один предмет в качестве заместителя другого. (Расческа-микрофон)
  3. Произвольность поведения. (Доктор, у меня болит пятка)
  4. Познавательная мотивация как основа учебного мотива. (Переход к другой ведущей деятельности)
  5. Позиция децентрации, т.е. ребенок учится смотреть на ситуацию глазами одного из персонажей игры.
  6. Способность к организации общей совместной деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.
  7. Происходит осмысление окружающего мира и всех происходящих в нем процессов.

Соответственно, если ребенок, что называется «не доиграл», то:

- у таких детей возникают трудности коммуникации, часто встречается бессодержательное общение (т.е. общаться хочется, а о чем говорить – не знают).

- возникают трудности с самоорганизацией или даже полная невозможность самоорганизации.

- не могут самостоятельно продумать план действий, могут действовать только по готовой схеме.

- трудно усваивают информацию на слух.

- происходит снижение познавательного интереса.

Самодеятельная игра не возникает сама по себе. Раньше, в больших крестьянских семьях игровой опыт передавался от старших детей к младшим и это способствовало формированию самодеятельной игры. В настоящее время эта ценная связь нарушена, т.к. дети разучились играть самостоятельно. Задача педагога последовательно и постепенно, с помощью игры, как формы обучающего процесса, научить ребенка игре, как деятельности, т.е. самобытной игре.

Отличие самодеятельной игры от игровых форм обучения.

Самодеятельная игра

Игровые формы обучения

1.Проявленпе инициативы и самостоятельности детьми.

2.Собственная активность ребенка, лишенная принуждения со стороны взрослых, действия ребенка в соответствии со своими правилами.

3. Не подчиняется строгому плану.

4.Эмоциональное вовлечение ребенка, эмоциональная насыщенность, интерес к самому процессу , а не к результату.

1.Инициатива принадлежит взрослому.

2. Следование ребенка указаниям взрослого, определенным образцам.

3.По разработанному взрослым сценарию.

4. Нацеленность ребенка на результат и оценку взрослого.

 Одним из средств стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры.  По мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой среды усложняется за счёт увеличения качества игрушек и внесения предметов с различными назначениями.

            Ребёнок должен получать удовольствие от игры - игра должна максимально походить на реальную жизнь, к разным жизненным ситуациям. В этих играх (спонтанных) нет определённых правил и каких-либо инструкций. Дети играют так, как им хочется, и перестают играть, когда захочется. Такие игры характерны для детей самого младшего возраста. Вначале ребёнок играет руками и ногами, а затем предметами, которые окажутся у него под руками. Он знакомится с ними разными способами:  грызёт, стучит, бросает и даже ломает, выполняет разные манипуляции. Взрослые не должны вмешиваться в игру, запрещать и прерывать её. Они могут наблюдать, участвовать и (или) помогать по просьбе детей.

           Для того чтобы игра успешно возникла и имела своё продолжение, была интересной, содержательной и просто доставляла удовольствие, важно тщательно продумать и организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе, которая была бы открытой, доступной и не только развивающей, но и развивающейся. Она включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и объект, в свою очередь, несёт определённые знания об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта.

           При организации развивающей предметно – пространственной среды необходимо руководствоваться следующими  правилами:

  • предоставить детям возможность самостоятельно делать выбор своей деятельности
  • учитывать индивидуальные, возрастные, гендерные особенностей детей
  • предоставить доступ к  предметам и материалам
  • привлекать к помощи родителей.

Литература:

  1. https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitatelej-sovremennye-podhody-k-organizacii-igrovoj-deyatelnosti-v-dou-4999613.html
  2. https://alekseenkods38.edumsko.ru/folders/post/1417376
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/11/25/statya-podderzhka-spontannoy-igry-detey-eyo
  4. http://900igr.net/up/datas/145082/017.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно ролевая игра в жизни ребенка"

Значение игры в жизни детей дошкольного возраста. Задачи и методы обучения игре....

Консультация для педагогов на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребенка».

Консультация для педагогов на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребенка».«Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача в...

Консультация для родителей на тему "Значение режима дня в жизни ребенка"

Режим дня - это определенный распорядок жизни в течение дня и ночи, который предусматривает чередование бодрствования и сна, а также равномерное распределение различных видов деятельности. Правильно в...

Консультация для педагогов на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребенка».

laquo;Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей - помочь ему сохранить о стремление к позн...

КРУГЛЫЙ СТОЛ Конспект родительской встречи Тема « Значение дидактической игры в жизни ребенка 4-5 лет» Средняя группа

Цель: привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности, которая наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном развитии.Задачи: пока...