Опыт работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Панюкова Екатерина Анатольевна

             В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал”

(В.А. Сухомлинский).

 

1. Актуальность и перспективность опыта

   В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического, практического решения и разработку системы мероприятий по организации экспериментирования.

   Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаружены закономернности и выводы стимулирующие развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

   Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи), с изобразительной деятельностью (чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента) В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

   Опираясь на вышеизложенное, я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и перспективной, но вместе с тем мало используемой методикой обучения. Именно поэтому данная тема была выбрана мною для изучения и внедрения в работу с воспитанниками.

 

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.

  Принципы составления опыта:

1.  Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2.  Принцип целостности:

     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  

        непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности   педагогов, детей и родителей.

3.  Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4.  Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,

       обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

      - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности    ребенка.

5.  Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

     - предусматривает решение программных задач в совместной

деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

6.  Принцип активного обучения:

     - предполагает на передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7.  Принцип креативности:

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8.  Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Учитывая практическую значимость опыта для всестороннего развития, мною были выделены следующие цели и задачи.

Цели:

1.  Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

2.  Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

3.  Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Задачи:

1.  Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

2.  Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

3.  Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

4.  Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.

5.  Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

6.  Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

 

3. Ведущая педагогическая идея.

Интеграция совместной и самостоятельной деятельности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности и освоение образовательных областей «Познание», «Труд», «Безопасность», «Художественное творчество», «Коммуникация».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

             

             В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” 

(В.А. Сухомлинский).

 

1. Актуальность и перспективность опыта 

   В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического, практического решения и разработку системы мероприятий по организации экспериментирования.

   Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаружены закономернности и выводы стимулирующие развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

   Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи), с изобразительной деятельностью (чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента) В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

   Опираясь на вышеизложенное, я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и перспективной, но вместе с тем мало используемой методикой обучения. Именно поэтому данная тема была выбрана мною для изучения и внедрения в работу с воспитанниками.

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.

  Принципы составления опыта:

1.  Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2.  Принцип целостности:

     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  

        непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности   педагогов, детей и родителей.

3.  Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4.  Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,

       обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

      - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности    ребенка.

5.  Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

     - предусматривает решение программных задач в совместной

деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

6.  Принцип активного обучения:

     - предполагает на передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7.  Принцип креативности:

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8.  Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Учитывая практическую значимость опыта для всестороннего развития, мною были выделены следующие цели и задачи.

Цели:

1.  Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

2.  Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

3.  Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Задачи:

1.  Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

2.  Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

3.  Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

4.  Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.

5.  Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

6.  Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

3. Ведущая педагогическая идея.

Интеграция совместной и самостоятельной деятельности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности и освоение образовательных областей «Познание», «Труд», «Безопасность», «Художественное творчество», «Коммуникация».

4. Оптимальность и эффективность средствДостижение высоких результатов при относительно экономной затрате времени, сил педагогов и воспитанников, а также не в ущерб решению других образовательных задач.

 

5.Методы и приемы работы

  В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников использую комплекс разнообразных методов и приемов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове, тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают

ощущать связь природы с жизнью, с собой.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

        наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида: - распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; - за изменением и преобразованием объектов;

        словесные (использование проблемных и познавательных вопросов, беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);

        практические (разнообразное обследование предмета, игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ).

Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Инновационные методы:

        использование элементов ТРИЗ (при проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды использовала прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды);

        метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы;

        использование метода моделирования и конструирования.

В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Большое значение придаю игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто тебя позвал?», «Ходит, плавает, летает» и другие.

Словесные игры (например, «Что лишнее?», «Хорошо - плохо», «Это кто к нам пришёл?») развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры - опыты, игры-эксперименты, такие как «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и другие.) побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Для наиболее полного изучения, какого – либо явления или предмета, использую метод проектов. Данный метод позволяет делить информацию на мелкие части, проводить серии опытов, устанавливать связи между условиями и результатами деятельности. Так были реализованы проекты: «Лаборатория Почемучкина», «Почемучки – исследователи»

 

6.Предметно-пространственная среда

Одним из главных условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация предметно – пространственной развивающей среды. ППС окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.

Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

В своей группе организовала центр «Наука и природа», в который входила мини – лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях и уголок экспериментирования, для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем или самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы  

Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования помещала коллекцию полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочную литературу. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями.

Помимо подвижного уголка экспериментирования в группе оборудована и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводилась детьми самостоятельно. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Пластмасса», «Резина».

При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования:

        безопасность для жизни и здоровья детей;

        достаточность;

        доступность расположения.

Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработали условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования менялся в соответствии с планом работы.

   Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

1. живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны погибли. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале провели цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры.

2. неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).

В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее

замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?

 3.  человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.) .  Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).

           Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:

Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.   В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты.

 Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В -  третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

Постановка проблемы;

Поиск путей решения проблемы;

Проверка гипотез, предположений;

Обсуждение увиденных полученных результатов;

Формулировка выводов;

 Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную   деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

8.Работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

        во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

        во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

        в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

        в-четвертых, формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме; оформлена серия наглядной информации для родителей; проведены индивидуальные и групповые консультации; использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций; совместные досуги; обмен опытом.

9. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение детей).

Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, электронный микроскоп, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.  Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью электронного микроскопа, мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Занятия с микроскопом помогают детям расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами.

Современные средства обучения, в том числе микроскоп –очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись им ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Получены положительные результаты проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Воспитанники:

-проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

-выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

-самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнят о цели работы на протяжении всей деятельности;

-проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач.

    Применение экспериментирования также оказало влияние на:

-повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

-совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

-развитие личностных характеристик воспитанников (умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);

-углубление и расширение знаний детей о неживой и живой природе;

-повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

    Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

    Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

повышение уровня развития познавательных процессов;        речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе; повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

    Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.

    Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Литература

1.  ДыбинаО.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.

3.  Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий»

4. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы.

5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.-128с.

8.  Бостельман А., Финк М. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. «Экспериментируем на подносе: 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду.

9.  Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

10.  Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

11. Чистякова -экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

12.  В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ , , . –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

12.  Иванова наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

13. интернет сайты. 


Скачано с www.znanio.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п...

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»

Я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.И именно поэтому тема опытно- эксперимен...

Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска»       План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...

План самообразования воспитателя на 2021-2024 гг. «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»Цель: Совершенствование педагогической компетентности в вопросах ра...