Консультация для воспитателей на тему: «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ.
консультация

Новикова Ольга Александровна

 В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н.Н.Подъякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что- либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти - вербальный.

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_na_zanyatiyah_v_dou.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:   «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ.

 

Актуальность: В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н.Н.Подъякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что- либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти - вербальный.

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память.

 Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию. Доступность моделирования дошкольникам отмечалась и в исследованиях Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком. Следовательно, актуальность в том, что:

  1. Дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему.
  2.  Использование символов аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания. А ведь одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй, черти!»
  3. Графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать полученные знания. Таким образом, моделирование - это наглядный практический метод обучения, разработанный Д.Б.Элькониным, Н.Н.Подъяковой, Н.А.Ветлугиной. Он заключается в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы. Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, т.к. условности легко воспринимаются детьми.

Использованние в работе пиктограмм, схем.

Мнемотаблицы, значки - символы, стилизованные картинки, графики, планы не только активизируют детей, но и способствуют переводу речевых навыков из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития». В дошкольном возрасте применяются различные виды моделей:

  1. Предметные модели - в которых воспроизводятся конструкторские особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек, глобуса, экосистемы.
  2. Предметно-схематические модели - в них существуют признаки, связи, отношения, представленные в виде предметов-макетов. Примером могут служить алгоритмы, последовательности действий (умывание, сервировка, уход за растениями. Технологии приготовления блюд, логоритмические упражнения)
  3.  Графические модели (графики, схемы) передают условно-обобщённые признаки, связи, отношения, явления. Примером может служить «Календарь погоды и природы», план группы, участка, кукольного уголка, маршрута путешествия. В ходе наглядного моделирования детей знакомят с графическим способом передачи информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы.

Добывая информацию методом наглядного моделирования, дети учатся:  исследовать, сравнивать, составлять внутренний план умственных действий, совершенствовать речевые функции. Формировать и высказывать суждения и умозаключения. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и не речевых: внимания, памяти, мышления. Технологии наглядного моделирования требуют соблюдения следующих принципов обучения:  

 развивающий и воспитывающий характер обучения;

 системность и последовательность;

 сознательность и самостоятельность;

 творческая активность;

  наглядность и доступность;

 сочетание коллективной и индивидуальной работы.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит по следующим этапам:

 усвоение и анализ сенсорного материала;

 перевод его на знаково-символический язык;

 работа с моделью.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие задачи:  

    1.Знакомство с графическим способом предоставленной информации.    

    2.Формирование навыка дешифровки модели.

    З.Формирование навыка самостоятельного моделирования.

В школе знаково-символическая система используется постоянно. С помощью её детей учат кодировать изучаемую информацию. Это необходимый компонент обучения, а правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Введение наглядного моделирования в процесс обучения позволяет целенаправленно развивать речь, обогащать словарь, закреплять новое словообразование, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описание предметов, составление рассказов.

Пересказывание, правильное использование предлогов.

На начальных этапах по внедрению наглядного моделирования используется следующий материал: картинки, предметы, стилизованные изображения, обеспечивающие опору на наглядно-образное мышление, что соответствует начальному этапу обучения мыслительным операциям: синтезу, анализу, классификации.

На последующем этапе используются более сложные операции - обобщение, абстракции, где наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, то есть речевой образец.

Способы наглядного моделирования включают в себя:

∙ обозначение предметов с помощью разнообразных заместителей;

 ∙ использование и создание разных видов условных схем, изображение реальных предметов и объектов;

∙ умение считывать и создавать графические изображения признаков, объектов, относящихся к тому или иному классу (одежда, обувь, фрукты, овощи и т. д.)

 ∙ умение ориентироваться в пространстве по схеме;

∙ умение составлять план реального пространства (комната, группа, участок.) ∙ умение использовать пространственно-временные модели при пересказе, составлении рассказа;

∙ самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.

Таким образом, наглядное моделирование используется во всех видах детской деятельности и во всех образовательных областях, потому, что это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.

В данном возрасте развитие воображения и образного мышления является главным направлением умственного развития. Моделирование используется на занятиях по обучению связной речи, грамоте, познанию, изодеятельности, труде, экспериментальной деятельности, самостоятельной, игровой, музыкальной, физкультурной, но, конечно же с учётом возрастных особенностей.

Этапы внедрения в практику работы наглядного моделирования:

1 этап - научить читать таблицы.

 ∙ сообщение информации по теме в форме познавательной беседы;

 ∙ рассматривание готовой таблицы, составленной по содержанию темы, расшифровка символов, раскодировка информации;

 ∙ пересказ информации детьми с опорой на схему с помощью взрослого и без него;

 ∙ графические зарисовки схем, мнемотаблиц по результатам деятельности.

2 этап - познакомить с общими моделями кодировки информации о предметах, объектах, явлениях.

 ∙ сообщение темы;

∙ рассматривание общей схемы кодировки (материалом для этого является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, транспорт, деревья и др.)

∙ составление модели-информации о конкретной теме с опорой на общую схему. ∙ Моделирование осуществляется под руководством взрослого с использованием наводящих вопросов. ∙ Что обозначает этот знак? ∙ Что мы можем рассказать об этом объекте? ∙ Как мы это изобразим в нашей модели? ∙ Отгадывание загадок- мнемотаблиц составленных воспитателем с опорой на общую схему.

 З. этап - совместное кодирование информации, обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого предмета и самостоятельное придумывание таблиц по пройденному материалу.

4 этап -  обрабатывание навыков кодирования в разных видах деятельности. С помощью картинно-графического плана, представленного в виде пиктограмм, предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы, зарисовывают тексты загадок, четверостиший, небольших рассказов. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, а рисунок показывает направление мыслей. Самым положительным в использовании пиктограмм является то, что речь воспитателя сводится к минимуму. Пиктограммы можно менять, дополнять. Всё зависит от творчества педагога. На начальном этапе обучения составлению описательных рассказов мы делали схему из отдельных карточек, подставляя их поочерёдно к описываемому предмету, а затем постепенно их отдаляли друг от друга и в конце концов объединяли в единую схему-клетки (мнемотаблицу.) Использование мнемотаблиц даёт положительный эффект: 1. мощно развивается визуальное мышление; 2. вырабатывается устойчивое внимание, длительная концентрация; 3. формируется способность к эффективному самостоятельному обучению. Таким образом, с помощью наглядного моделирования можно достичь следующих результатов: 1.появится интерес к заучиванию стихов, логоритмических упражнений, пальчиковых гимнастик; 2.увеличится словарный запас; З.дети преодолеют застенчивость, робость, а приобретённое умение поможет свободно держаться и высказываться перед аудиторией. Повышенное чувство заинтересованности, удовлетворение своими ответами, результатами своего труда совершенствуют у ребёнка психологические процессы: память, внимание, мышление, речь, что положительно сказывается на результатах коррекционной работы. «Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» «Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выгодский. Л.С.Выгодский.

Пояснительная записка Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии внимания, памяти и особенно – речи. Именно эти составляющие имеют особое значение при переходе к школьному обучению. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития интегративных качеств ребенка, заложить «прочный фундамент» знаний и умений и навыков, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка. На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование активных методов обучения в образовательном процессе"

Данный материал содержит информацию об использовании активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ....

Консультация для воспитателей по теме «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ»

С каждым годом современные информационные технологии входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. "Каждый участник образова...

Презентация на тему"Метод моделирования в образовательном процессе детского сада"

Метод моделирования в образовательном процессе детского сада...

Консультация для педагогов "Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ".

Презентация знакомит педагогов с методом моделирования в образовательном процессе ДОУ....

Консультация для воспитателей на тему: «Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ»

Детский сад –это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с...

Мастер-класс на тему: «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»

Главная цель моего масте-класса - это повысить уровень компетентности педагогов, в вопросе применения метода моделирования, через проектную деятельность в образовательном процессе ДОУ....