«ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
проект (старшая, подготовительная группа)

Евдокимова Вера Владимировна

Опыт работы по использованию активных методов обучения детей и взаимодействия с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx53.73 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатель МКДОУ №3 «Светлячок» ЕВДОКИМОВА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Метод обучения (от др.-греческого — путь) — способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Пассивный метод обучения— это форма взаимодействия, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом обучения, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога. 

Активный метод обучения — это форма взаимодействия, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока, находящиеся на равных правах с педагогом.

Интерактивный метод обучения — это форма взаимодействия, при которой учащиеся находятся в режиме беседы, диалога не только с учителем, но и друг с другом. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока, к разработке плана урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых, ученики изучают материал).

Интерактивные технологии – это комплекс педагогических методик, имеющих своей целью построение образовательного процесса в условиях   эффективного взаимодействия и направленных на формирование у детей дошкольного возраста новых качеств и умений.

Преимущества интерактивных технологий:

  • У дошкольников формируются индивидуальные личностные условия для саморазвития;
  • Развивается речевая активность;
  • Развиваются межличностные отношения;
  • Вырабатываются навыки игры в команде на основе нравственных норм;
  • Дети осознают личную интеллектуальную состоятельность;
  • Формируется психология успеха.

Реализация интерактивных технологий в ДОУ возможна при соблюдении условий комфортного сотрудничества воспитателя и дошкольников, мотивации в решении поставленной задачи, использования ярких образов, примеров, предметов.                                                                                                                  Одним из наиболее эффективных современных методов обучения детей дошкольного возраста, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями.  является интерактивная игра.                                                                                                                                                              «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».  Бернар Шоу.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ  

«Самостоятельность головы учащегося — единственное                                                                    прочное основание всякого плодотворного учения». К. Д. Ушинский.

Сегодня, чтобы идти в ногу со временем, постоянно повышать педагогическое мастерство, воспитателю детского сада приходится задействовать комплекс различных развивающих методик и всю свою фантазию. Авторитарный педагогический стиль давно остался в прошлом, преимущество отдается демократическим интерактивным технологиям, подразумевающим многостороннюю коммуникацию, эффективные методы и способы тесного межличностного взаимодействия на основе диалога, сотрудничества, взаимопонимания.

Одна из важнейших задач воспитания ребёнка дошкольного возраста - формирование самостоятельной личности. Самостоятельность — это независимость, возможность и способность действовать без чьего-либо вмешательства. А также способность к сотрудничеству и принятию решения, инициативность, умение поставить цель и выбирать адекватные пути ее достижения. Эти способности не даны человеку изначально, а приобретаются в процессе социализации, воспитания и образования.

Современные дети зачастую перегружены информацией, которая потоком льётся из различных источников, их нервная система ослаблена, а способность к самообслуживанию сведена до минимума. Как же построить процесс обучения в детском саду так, чтобы решая образовательные задачи, педагоги способствовали сохранению и укреплению здоровья детей? Как развить самостоятельность и независимость ребёнка? Как помочь раскрытию способностей и талантов, которые есть в каждом человеке?  Вот задача из задач! Решать её можно только «всем миром», объединив усилия родителей, всех специалистов ДОУ и самого ребенка.   Воспитать в ребенке познавательную активность - это потребность сегодняшнего дня!

Как это сделать? Начать с формирования у детей активной познавательной деятельности, развивать способность видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи, учить дошкольников приобретать и использовать на практике полученные знания. Особое внимание в педагогическом процессе необходимо уделять созданию комфортной творческой среды и осознанию интеллектуальной состоятельности воспитанников детского сада. В атмосфере доброжелательности и поддержки, в рамках тесного взаимодействия, свободного общения на равных дошкольник чувствует личную успешность и процесс обучения становится более продуктивным. Интерактивные технологии призваны сделать процесс познания не просто взаимосвязанным, но и более увлекательным, творческим.

Осознание детьми, что новые знания можно добывать самостоятельно, что обучение – это интересный и захватывающий процесс, что работать в команде с другими детьми намного веселее и эффективнее, чем одному, — вот конечный результат, к которому необходимо стремиться

  1.  АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Цель интерактивных технологий обучения детей дошкольного возраста -  создание условий для интеллектуального и личностного развития ребенка, его позитивной социализации, развития познавательной активности, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Особенности интерактивного обучения

Каковы же особенности интерактивного обучения?

Во-первых, интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов.

Во-вторых, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом.

В-третьих, часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.

В-четвертых, для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

В-пятых, интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.

В-шестых, в ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

В-седьмых, в ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

1. Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);

2. Парная (задание выполняется в паре);

3. Групповая (задание выполняется в подгруппах);

4. Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);

5. Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

Для дошкольников наиболее подходящим методом обучения является интерактивная игра. Методики проведения этих игр способствуют развитию познавательной деятельности, навыков критического мышления, самостоятельности в поиске решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Алгоритм проведения интерактивной игры с дошкольниками:

  1. Мотивация участников игры.
  2. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
  3. Ознакомление с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.
  4. Информация о правилах игры, четкие инструкции.
  5. Взаимодействие детей друг с другом в процессе игры для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
  6. Подведение итогов игры. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Внедрение интерактивных технологий в детском саду осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей детей:

  • Младшая группа: игра в парах, «детский круг»,
  • Средняя группа: игра в парах, «хоровод», карусель, цепочка;
  • Старшая группа: работа в парах, «детский круг», карусель, цепочка, интервью, занятие в малых группах (тройках), «аквариум»;
  • Подготовительная к школе группа: занятие в парах, «детский круг», цепочка, карусель, интервью, занятие в малых группах, большой детский круг, дерево знаний.

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

 «Цепочка»

Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

 «Карусель»

Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это

стимулирует общение между детьми.

Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

 «Интервью»

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью».

Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый- ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

 «Работа в малых группах» (тройках)

В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.

Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения    становится ведущим.

 «Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

 «Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

 «Дерево знаний»

Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

Кейс-технологии

К кейс-технологиям относятся:

  • метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л. Рубинштейн).

В процессе освоения кейс-технологий дети дошкольного возраста учатся:

  • получать необходимую информацию в общении;
  • соотносить свои устремления с интересами других;
  • доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
  • отстаивать свою точку зрения, принимать помощь.

Кейс-технологии формируют социально - коммуникативные навыки:

  • умение работать в команде;
  • умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
  • умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
  • умение применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в   реальной жизни без затруднений.

С использованием интерактивных технологий меняются роли воспитателя и детей. Инициативность педагога снижается, возрастает активность детей. Педагогическое мастерство заключается в способности сформировать комфортные психологические и практические условия для творческого раскрытия детей, для преодоления порога стеснительности некоторых категорий воспитанников, для продуктивного взаимодействия и успешности воспитательного и образовательного процесса.

Интерактивные педагогические технологии напрямую связаны с использованием интерактивных технических средств, в виде сенсорных досок, обучающих игровых компьютеров, интерактивных панелей. Их использование помогает сделать образовательный процесс более увлекательным, интересным, продуктивным.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование активных и интерактивных методов обучения дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, способствует развитию познавательной активности детей и личностному росту, побуждает детей к активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, помогает определить своё место в системе социальных отношений.

  1.  АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДЕТСКОГО САДА.

«Только в общении, во взаимодействии человека с человеком                                    раскрывается «человек в человеке». как для других, так и для себя самого».

 М. М. Бахтин, русский философ.

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Использование активных и интерактивных методов обучения в работе педагогического коллектива ДОУ оказывает положительное влияние на рост профессиональной компетентности:

  1. Способствует росту познавательного интереса и мотивации к самообразованию, росту творческого потенциала педагогов, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями.
  2. Повышает уровень личностной, социальной активности и самостоятельности.
  3. Способствует развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
  4. Повышает стремление к сотрудничеству, эмпатии, коллективной деятельности.
  5.  Помогает проявлению взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

В каждом коллективе детского сада складываются свои традиции, своя система работы, выбираются те или иные формы и методы.

Классификация методов активного обучения в работе с педагогами ДОУ.

Тренинг – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары. При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников. Способствует проявлению общей эрудиции, профессиональных знаний, умений, навыков.

Круглый стол - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы. При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

«Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум». Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

«Вечер вопросов и ответов» - за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения. Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний. Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности. Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.

«Мозговой штурм» – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Этот метод может активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.

«Модерация» позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы, создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.

«Технология Открытого Пространства» также предусматривает: активное участие каждого, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями. Рассматривается как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность. Может применяться как сама по себе, так и на педсовете.

Метод «Кейсов» – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно – образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.

Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

Диспут предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

«Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела). «Слушается дело о нарушении педагогической этики». Старший воспитатель выступает в роли обвинителя, заведующая – судья, один из педагогов защитник, воспитатели – свидетели. Свидетели сообщают о фактах нарушений, каждый факт обсуждается.

Методический мост. Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители. Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

Решение педагогических задач. Цель – познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий может научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное. Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические ситуации, экспромт - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога?

Методический фестиваль. Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей. Заявку на занятие, методические идей, приемы участники фестиваля подают предварительно.

Методические посиделки. Цель – формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов. Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

Методический диалог. Цель – обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий. Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется между руководителем и педагогами или группами слушателей по определенной теме. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Выставка - ярмарка педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ города и области.

Творческий час - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план - схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования.

Кружки качества организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод - «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.

Деловой блокнот воспитателя отражает основные направления работы ДОУ и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя. В нем содержится практически вся информация: методическая тема образовательного учреждения; система педсоветов; семинары; выставки; консультации, работа с родителями (собрания, консультации, праздники); индивидуальная работа воспитателя (этапы работы над методической темой и система открытых занятий); нормативная страничка (изучение нормативных документов).

«Педагогическое ателье». Педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Например, «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художественной литературы, изобразительной деятельности, экспериментирования».

«Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три», В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например, «Работа с аттестуемым педагогом».

«Квик – настройка». Ещё одна форма, которой можно пользоваться перед открытыми мероприятиями для воспитателей города, области, родителей - это настрой педагога на успешную работу:

  • Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
  • Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
  • Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем
    дороже ценятся.
  • Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и
    стареть не дает
  • Трудности закаляют на пути к счастью.

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками. Цель такой консультации – привлечь педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. В начале такой консультации старший воспитатель объявляет, что в изложении будет допущено определенное количество ошибок и предлагает фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками.

Экспресс-опрос.  Цель его проведения быстро и оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую на педсовете или семинаре проблему, чтобы потом при проверке, уточнить наиболее сложные вопросы. Задания предлагаются письменно или устно.

Кроссворды. Включение этого вида деятельности в консультации или семинары не только поддерживает интерес педагогов к проблеме. Но и позволяет выявить уровень её понимания педагогами.

Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формируют их практические умения и навыки. По определению А.А. Балуева, существует пять модификаций деловой игры. Н.С. Голицына, считает, что в работе с педагогами можно использовать две из них. Это – имитационные игры и метод инсценировки.

Имитационные игры. В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, т.е. как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого-либо процесса, вида детской деятельности.

Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал. В этих играх может быть отработано поведение педагога в определенных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т.д.

Игра КВН чаще всего используется для уточнения и закрепления знаний педагогов. Содержание вопросов и заданий посвящается одной теме, что позволяет более полно охватить разные аспекты проблемы.

Турнир-викторина проводится как сочетание вопросов и ответов в несколько туров. Вопросы для каждого тура подбираются исходя из основной темы.

Устный журнал - форма проведения педсовета или семинара. На его страницах воспитатели могут познакомиться с наиболее значимыми вопросами, уточнить некоторые аспекты, расставить акценты.

Древо мудрости – педагогам предлагается записать на «листочках» трудные, непонятные спорные вопросы в реализации определенной темы, и прикрепить их к Древу мудрости. Затем каждый по очереди подходит к дереву, «срывает листок», пытается ответить на вопрос. При затруднении обращаются к другим педагогам или к Мудрецу (ведущему игры). Данный прием использовался на педсовете по народной культуре «Диво-дивное, чудо-чудное».

 Дотошный педагог - каждому педагогу предлагается составить список вопросов по выбранной теме, побеждает тот, чей список логичнее и длиннее. На педсовете «презентация форм и методов работы с детьми и родителями по охране прав детей» педагогам предлагалось представить себя в роли методиста отдела образования и составить список вопросов для проверки системы работы по правовому воспитанию в ДОУ.

«Педагогический салат» -  на столе находится салатница. Педагоги, представляя идею по вопросам воспитания и образования детей, опускают в салатницу жетон, символизирующий идею. Затем жетоны перемешиваются, получается «салат», рецепт записывается и выбирается оптимальное решение.

Упражнение «Свеча». Начать встречу мне поможет свеча. Свеча – камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплименты и пожелания.)

 Упражнение «Имена прилагательные» - каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника.

Упражнение «Приветствие» - поздороваться с группой, не повторяясь или поздороваться мимикой, жестами.

Упражнение «Я в лучах солнца» Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и лучиками. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого лучика напишите что-то хорошее о себе. Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучики. А если станет особенно плохо на душе, достаньте солнце, посмотрите на лучики, и вспомните, о чем думали, когда записывали что-то хорошее о себе.

Упражнение «Ладонь». Инструкция. Обведите свою ладонь. Напишите свои положительные качества. Затем по команде передаем листок соседу справа. Задача соседа написать несколько положительных качеств об этом человеке. Листки по команде передаются дальше, пока не вернутся к владельцу. Посмотрите на записи и почувствуйте свои ощущения.          

Упражнение «Достижение состояния покоя».  Инструкция.  Сядьте в удобную позу и сосредоточьтесь на рассматривании горящей свечи (картины, репродукции) в течение некоторого времени. Постарайтесь достичь ощущения полного покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств - только созерцание. Пусть это чувство останется с Вами до конца дня.

 Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы. При систематическом групповом взаимодействии у педагогов формируется культура общения, независимое мышление, что обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.

Таким образом, использование активных и интерактивных методов обучения педагогического коллектива дошкольного учреждения способствует повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплочению коллектива педагогов.

  1.  АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей, взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса. В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Цели интерактивного взаимодействия педагогов и родителей могут быть различными:

  • обмен опытом;
  • выработка общего мнения;
  • формирование умений, навыков;
  • создание условий для диалога;
  • групповое сплочение;
  • изменения психологической атмосферы.

Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

  • выявление многообразия точек зрения;
  • обращение к личному опыту участников;
  • поддержка активности участников;
  • соединение теории и практики;
  • взаимообогащение опыта участников;
  • облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
  • поощрение творчества участников.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Педагогическая ценность дискуссии увеличивается, если осмысливается и сам процесс обсуждения, а представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить собственную позицию и понять другую точку зрения, освоить новые сведения, аргументы. Более глубокий анализ дискуссии можно провести, если записать ее на диктофон.

Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

  • Интерактивные игры помогают родителям увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.
  • Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.
  • Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу, работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.
  • Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями, они, могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания.

Использование активных и интерактивных форм взаимодействия родителей и ДОУ способствует их конструктивному взаимодействию в режиме беседы, диалога, с целью обмена опытом, выработки общего мнения, формирования умений, навыков, группового сплочения, создания благоприятной психологической атмосферы.

Таким образом, разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями воспитанников, транслировать положительный опыт семейного воспитания, повысить педагогическую культуру родителей и уровень их ответственности в деле воспитания и образования детей, улучшить качество воспитательно-образовательного процесса в целом.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

«Каждый ребёнок одарён,

раскрыть его способности – наша задача.

                                                                                              В этом - успех России».                                                                                                                                В. В. Путин

Главная цель дошкольного образовательного учреждения – обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В чем же заключается качество образования для детей, родителей и педагогов?

  • Для детей качество – это

радостное, счастливое  проживание этапа дошкольного детства. Детство – бесценный период жизни,  не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, яркая и интересная, которую ребенок должен счастливо прожить.

  • Для родителей качество  -  это                                                                                                         сохранение психического и физического здоровья детей;                                                            эффективное развитие детей, хороший уровень готовности к школе;                                                 развитие способностей детей через занятия в кружках, студиях, участие в конкурсах.
  • Для педагогов качество – это

успешное освоение образовательной программы дошкольного образования всеми воспитанниками;

положительная оценка их деятельности руководителями и родителями;

грамотное методическое сопровождение образовательного процесса, обеспечивающее профессиональный рост.

Реализация профессионального стандарта требует изменений в квалификационном уровне педагогов. Современный педагог должен обладать многими качествами: компетентность, творчество, гуманность, нравственность, владеть точными знаниями современных педагогических технологий и умело применять их в своей работе.

Автор и разработчик ФГОС академик Александр Григорьевич Асмолов считает, что при реализации стандарта «Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы». 

 

Детство - это сказочный мир. Мир гармонии и фантазии, в который нет хода бездарному, пустому и никчемному человеку. Уметь зарядить детей энергией, бодростью, научить мыслить и самостоятельно «добывать» знания, стать равным партнёром в игре, создать эмоционально благополучный микроклимат в группе и ситуацию успеха – это необходимые профессиональные умения современного педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Игры на развитие речи С использованием технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста»

Использование интерактивных игр в развитии речи с детьми дошкольного возраста. Использованы интерактивные технологии "Круг" (младший возраст), "Броуновское движение"  (младший...

Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста. Картотека игр

Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста. Картотека игр...

Беседа-ведущий метод обучения, в работе с детьми дошкольного возраста.

В статье говориться, что беседа является одним из ведущих методов,  в работе с детьми дошкольного возраста.  И рассматриваются важные формы речевой работы с детьми....

Театрализованная деятельность как активный метод обучения в работе с детьми дошкольного и раннего возраста с ОВЗ.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, находит своё отражение стихийно, потому что связана...

Интерактивные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.

Сущность и основные понятия интерактивного обучения.Одна из важных для дошкольного возраста деятельность –  общение.Это первый шаг на пути к становлению личности. Здесь дети...

Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста.

Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста....

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...