Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада»
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_detskomu_sadu.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада»

Адаптация в условиях дошкольного образовательного учреждения – это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и порой болезненное привыкание к ней.

Необходимо помнить, что адаптация к детскому саду – это сложный период и для детей, и для взрослых:

детям  трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам;

родители испытывают тревогу за своего ребенка и так же привыкают к требованиям детского сада;

воспитателям порой непросто бывает найти подход к детям и их родителям.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Что же дает посещение детского сада ребенку?

Прежде всего - возможность общения. И в первую очередь общения со сверстниками. Поскольку начиная с трехлетнего возраста, ребенок нуждается в общении с другими детьми. А опыт общения с воспитателями поможет ему в дальнейшем избегать трудностей в общении с учителями. Ребенок узнает, что, помимо близких взрослых, есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться. В детском саду дети более четко усваивают, что есть определенные правила «человеческого общежития» и учатся соблюдать их. В детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. С ним проводятся специальные занятия, которые действительно способствуют развитию ребенка. К тому же на этих занятиях ребенку очень интересно. Одним из несомненных плюсов посещения детского сада является приобретение самостоятельности. Приучение к ежедневной зарядке, чистке зубов, уборке своей кроватки и наведению порядка после игры - посильная помощь не только маме, но и себе самому. Немаловажны и приобретаемые ребенком навыки самостоятельного одевания и раздевания, которые прививаются буквально через четыре месяца пребывания в детском саду.

Родителям важно знать, что при поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Условия жизни ребенка меняются, когда он поступает в ДОУ. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, обстановка. Адаптация (от лат. «приспособляю») - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем организма. Адаптивные возможности ребенка дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.

У некоторых малышей в период адаптации нарушаются сон (не могут заснуть, сон кратковременный и быстрый), аппетит (в детском саду много новых блюд), пропадают ранее приобретенные навыки (например, ребенок становится нечистоплотным, наблюдается временная потеря речи, тяжелые психические переживания: плачут, зовут маму, прячутся от детей).
Различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:
* 1 - 16 дней - легкая;
* 16-32 - адаптация средней тяжести;
* от 32 до 64 дней - тяжелая.

Легкая адаптация. Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений.

Средняя адаптация. В этот период сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние его нестабильно в течение месяца, наблюдается плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) - в течение двух недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Тяжелая адаптация. Ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, могут возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребенка направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест), либо отсутствует активность при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Имеет место задержка речевого развития. Заболевания - более трех раз, длительностью более десяти дней. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Могут замедляться рост и прибавка в весе.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
* возраст ребенка;
* состояние здоровья;
* уровень развития;
* умение общаться со взрослыми и сверстниками;
* сформированность предметной и игровой деятельности;
* приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:
* отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
* наличие у ребенка своеобразных привычек;
* неумение занять себя игрушкой;
* несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;
* отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми и взрослыми.
          Типичные ошибки родителей
        Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша - это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость - нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу - это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.
В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.

Еще одна ошибка родителей - пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего, им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии.   Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно дольше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению - это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ?
* Рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Подробно описать режим детского сада, чем ребенок там будет заниматься. Ваш рассказ поможет ему почувствовать себя увереннее и спокойнее, когда он пойдет в сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
* Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
* В первые дни не следует оставлять малыша больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
* Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
* Если ребенок плачет, стоит взять его на руки, успокоить - вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых недавно было намного больше.
* Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться , какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
* В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
* По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми: обращать его внимание на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
* Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
* Помогать ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
* Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего ребенка.

Как же помочь своему ребенку адаптироваться к детскому саду?

1. Перестаньте волноваться.

- не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных сложностей, не высказывайте своих опасений;

- не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя идиллические картины пребывания  ребенка в детском саду, чтобы его в дальнейшем не постигло разочарование.

2. Обратите внимание на режим дня ребенка

- режим сна должен быть перестроен таким образом, чтобы ребенок легко просыпался за час-полтора до вашего выхода в детский сад;

- если ребенок не спит днем, приучите его просто тихо лежать в постели одного, вспоминая стихи, сочиняя сказки или просто рассматривая окружающие предметы.

- помните, что в выходные и праздничные дни дома должен соблюдаться режим, приближенный к садиковскому.

3. Режим и туалет

- постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет «по-большому» в одно и то же время (не с 11 до 13 часов – время прогулки в детском саду);

- «по-маленькому» малыша нужно научить ходить не тогда, когда уже «очень хочется», а заблаговременно: перед прогулкой, перед сном и т.д.

4.  Научитесь правильно расставаться с ребенком

- адекватно оценивайте свою роль в жизни ребенка;

- придумайте свои позитивные, не затянутые ритуалы прощания;

-по возвращению расспросите, как прошел его день, и расскажите, как много вы успели благодаря его помощи,

- не растягивайте прощание с малышом. Помните: долгие проводы – лишние слезы.

5. Последите, как ребенок играет с другими детьми

- научите его правильно об имеющихся здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.

6. Активно взаимодействуйте с работниками детского сада

- предупредите  воспитателей об имеющихся у ребенка привычках, о его психологических особенностях;

- ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушки, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям.

Терпения Вам и оптимизма!

Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему, и он Вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные

методы и приемы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада

Приведена информация, следуя которой родители и воспитатели могут сделать адаптационный период более легким и безболезненным....

Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада и группы

Существует несколько традиционных приемов, делающих приход малыша в детский сад менее "травмирующим". Эти приемы отражены в данной статье....

Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада"

Адаптация — приспособление организма к изменяющимся условиям окружающей среды.Поскольку эмоциональная связь ребёнка с родителями очень крепка, многое в процессе адаптации зависит от состояния и н...

Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада

Данный материал предназначен для родителей детей, вновь пришедших в детское дошкольное учреждение...

Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада.

Адаптация–привыкание человека к новым обстоятельствам и новой      обстановке.Уважаемые родители!Вы решили отдать своего ребенка в детский садик, но вот вопрос &nd...

"Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада"

Мини- буклет для родителей, чьи дети поступают в детский сад...

Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада?

Консультация для родителей Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада?...