Консультация «Роль воспитателя в развитии театрализованной деятельности, как одном из средств реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

План консультации : 1.Понятие театрализованой деятельности.  2. Понятие о режиссерской игре. 3. Роль педагога в развитии театрализованной деятельности. 4.Условия для развития театрализованной деятельной деятельности. 5.Методы и приемы развития театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация подготовлена ст. воспитателем Савченко В.И.

 МБДОУ детский сад №8 ст. Старощербиновская

«Роль воспитателя  в развитии театрализованной  деятельности, как одном из средств реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей»

План консультации:

1.Понятие театрализованной деятельности и ее значение.

2.Понятие о режиссерской игре.

3. Роль педагога в развитии театрализованной деятельности. 

4. Условия для развития театрализованной деятельности.

5. Методы и приемы развития театрализованной деятельности.

1.Поятие  театрализованной деятельности. 

Театрализованная деятельность осуществляется в ходе театрализованных представлений, которые способствуют развитию всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

-Активное участие в театрализованных представлениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новые навыки, закрепить ранее полученные.

-Развиваются их творческие способности, формируются организаторские способности, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива.

2. Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. Режиссерская  игра – это одновременное  выполнение разных ролей.  Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма.

В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Ребенок сам создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку - его воле, его желанию, его замыслу.

- Режиссёрские игры не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять: 1) роль человека, который действует с предметами,

 2) роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа.

- Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного возраста.

- От ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения.

- В  режиссерские игры ребенок играет, как правило, один. Эту игру он затевает с некоторым числом игрушек, которые и наделяет ролями, а себя в игровой сюжет чаще не включает, находясь вне разыгрываемой ситуации. По ходу игры ребенок действует от лица каждой из игрушек-персонажей и одновременно «режиссирует» общее действие, придумывая и тут же воплощая на игрушках разыгрываемый сюжет.

- ребенок начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители.

Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения.

Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани -волком и т. д.

- Ребенок придумывает и мизансцены, то есть представляет в пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене».

Ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

3. Роль педагога в развитии театрализованной деятельности. 

Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. Велика  роль педагога  в развитии  театрализованной  деятельности своих воспитанников. Именно педагог направляет данный процесс.

Необходимо чтобы:

  • воспитатель выразительно читал стихи, рассказы и рассказывал сказки. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
  • - воспитатель умел смотреть,  видеть, слушать и слышать своих воспитанников и был бы готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства:
  • - воспитатель обязан владеть  основами режиссерских умений;
  • воспитателю нужно как можно чаще и подробнее обсуждать с детьми будущие сценарии. Словесное описание пробуждает детскую фантазию,  воображение.
  • Огромная  роль педагога заключается в создании обстановки, в которой происходит театрализованные игры и детей.
  • Для развития режиссерских игр необходимы руководство взрослого, помогающего  развитию сюжета.
  • Велика роль педагога в приобщении детей к театральной культуре: знакомить детей  с устройством театра,  с видами театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);

 Именно исполнение педагогом этих требований  способно привести к повышению:

-1. его собственного  творческого потенциала;

-2. помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Что должен помнить воспитатель для успешной  реализации своей роли в развитии театрализованных игр детей:

  • Надо всегда помнить, что ребенок дошкольного возраста - это не профессиональный актер,  он всегда «играет в театр».
  • Помнить, что театрализованная деятельность по своей природе носит творческий характер и должна осуществляться в свободной,  легкой форме. Не всегда нужно точно следовать тексту,  наоборот,  можно и нужно отступать от него, прибегать к импровизациям. 
  • Надо постоянно будить  в ребенке «актера», предоставлять  ему возможность  поэкспериментировать с театральными игрушками, пофантазировать, использовать знания о жизни  и информацию из литературных произведений.
  •  Педагог должен постоянно обеспечить ребенку свободу действий   и умело объединить его фантазии в целостный сюжет.
  • нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения.
  • Педагог должен побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний;
  • Педагог должен предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность и строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.
  • Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

4. Условия для развития театрализованной деятельности:

  • В каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки,
  •  Должен быть  «тихий уголок» или «уголок уединения» в котором ребенок может побыть один и «прорепетировать» какую-либо роль  или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.
  • Предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. (А не только тогда, когда разрешит воспитатель)
  • В зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки и т. д.
  • Необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.
  • Должны быть созданы условия для общения воспитателя с каждым ребенком  для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях);
  •  Педагог должен  создать  выбор: сюжетов для драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров;
  • Педагог  обеспечивает взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.); т.е. осуществлять интеграцию.
  • Педагог обязан создавать  условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).
  • Успешность и результативность театральных занятий зависит от сотрудничества  педагога с музыкальным руководителем, посколько, без развития музыкальных способностей, умения ритмично и выразительно двигаться, определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.
  • Для развития режиссерских игр необходимы игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям;
  • Необходим определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения.

5. Методы и приемы развития театрализованной деятельности

- Заучивание наизусть;  

-Рассказывание детям;

- Чтение;

-Инсценирование, как метод вторичного ознакомления с художественным произведением;

- Выполнение детьми заданий  по передаче речи, манеры разговора,  произношения героев сказки, на примере отдельных реплик;

- Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний, характера и  повадок героев;

- Просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;

- Игры – драматизации;

-Подготовка и разыгрывание инсценировок,  сценок и сказок;

- Игры-имитации на основе текста сказки;

-Ролевые диалоги на основе прочитанного текста;

-Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета, без предварительной подготовки;

- Ритмопластика;

- Упражнения типа «придумай диалог»;

-Упражнения «расскажи сказку от своего имени и от имени героя»;

- Театральные этюды и упражнения;

- Использование театров: плоскостного, объемного и настольного

 кукольного, би-ба-бо, пальчикового, марионеток.

Выводы:

  • Таким образом, театрализованная деятельность не должна сводятся только к подготовке выступлений, а должны обеспечивать одновременное выполнение познавательной, воспитательной и развивающей функций. (систематически, регулярно, обыденно и ежедневно)
  •  Театрализованная деятельность должна включать:

-разыгрывание сказок,

-сценок,

- театрализованные игры,

-игры-драматизации, танцы,

-ролевые диалоги по иллюстрациям,

-самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.),

-просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей,

- упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников.

В современных условиях только от педагогов зависит «быть» театрально-творческой деятельности в жизни ребенка или «не быть». Дарите детям радость приобщения к театральному искусству !

Дополнительно можно прочесть следующую литературу:

  1. Е.В. Мигунова - Организация театрализованной деятельности в детском саду.
  2. Т. Доронова – Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-5 лет.
  3. Н.Н. Маханева  «Театрализованные занятия в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ребенок в семье и сообществе - формирование гендерной принадлежности) "Девочки и мальчики"

Закрепляются гендерные представления у детей, знания о своей принадлежности к полу, о строении человека, формируются умения различать мальчиков и девочек по внешнему виду и поведению....

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

В презентации представлен опыт  работы нашего детского сада по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...

Статья на тему "Организация совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

В содержании статьи рассматриваются особенности организации совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста, раскрыта психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста, пере...

Сценарий совместного мероприятия для родителей и детей старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области социально коммуникативное развитие

Данная публикация иллюстрирует сценарий совмесного мероприятия ( совместной деятельности) для родителей и детей старшего дошкольного возраста при активном использовании игровых технологий " ...