Итоговое занятие в подготовительной группе «Народные мастера»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Шатикян Анагит Ишхановна

В процессе данного занятия дети в игровой форме  закрепляют знания о народных промыслах: хохломском и гжельском. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.И.Шатикян

(г. Усолье-Сибирское)

Итоговое занятие в подготовительной группе «Народные мастера»

Цель: создавать условия для художественно-эстетического развития детей.

Задачи: 

  1. Обобщить знания детей о народных промыслах: хохломском и гжельском. Закрепить в самостоятельной деятельности навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
  2. Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади,  самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
  3. Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству,  любовь к народным традициям, показывать народное изобразительное искусство не раздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Материал: гжельская, хохломская посуда и статуэтки, гуашь, кисти №2, №3, стаканы, наборы разрезных картинок птиц, шаблоны посуды с отдельными элементами каждой росписи, макет хохломской вазы и гжельского чайника выполненный в технике папье-маше, заготовки тарелочек и полосок для стаканов.

Ход занятия:

- Ребята посмотрите, какие интересные изделия (на столе выставлены изделия хохломской и гжельской росписей)

Посмотрите! Эти вещи нынче в гост и к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной, красоты.

Чтоб ввести пас в мир России, мир приданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди - мастера!

(звучит русский народная мелодия)

- А вот какие это мастера вы сами догадайтесь, отгадав загадки про росписи:

Есть в России такое местечко

 Где белая рощица, синяя речка

Тихо светлеет вода родниковая

И расцветают цветы васильковые

Синий и белый узор получился

И в красоте он не с кем не сравнился

(Гжель)

- Правильно ребята это гжель, а как называют мастеров, которые расписываю эту посуду? Как вы думаете, а где на столе  гжельские изделия?

Послушайте следующую загадку:

Как волшебница жар-птица

Удивляет всех она

 Чародейка мастерица,

Золотая красота

Здесь я алых ягод россыпь

И травинок есть узор

Солнце дремлет тихо в роще

Каждый лист позолочен.

(Хохлома)

- Вот она какая – хохлома! Как вы думаете, а где на столе  хохломские изделия? В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно вкусной. Потому что и посуда то сама сказочная. А вы знаете, из какой сказки она к нам пришла?

Сто крылец, сто колец, сто вестей, его гостей, так начинается наша сказка. Вся земля наша - земля мастеров. Все человек может: превратить дерево в терем расписной, камень в украшение или в шкатулку, глиняную игрушку забавную или в посуду красоты невиданной.

        Жил да был на свете на все руки мастер, был он трудолюбив и очень любил посуду мастерить из глины и из дерева. Но вдруг случилось чудо. Как то прилетели к мастеру птицы: одна северной стороны, другая с южной. Попросили накормить их и напоить, да приютить у себя, так как позаботится о них было не кому.

Пригляделся к ним мастер, а птицы и впрямь были необычными.

-Ребята помогите мне оживить сказочных птиц - вместе дело спориться, а врозь хоть брось.

Дидактическая игра: «Разрезные картинки» (воспитатель предлагает собрать картинки с изображением птиц)

-Как вы думаете, какая птица северная, какая южная? Почему?

-К какой росписи подходят? Как мы назовем этих птиц (хохломская, гжельская)

 ....Понравились птицы мастеру и оставил он их у себя. Но не знал, что птицы были волшебные. В первый же вечер, когда мастер уснул, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились птицы в красных девиц - на все руки мастерицы. Н пока чудо мастер спал, девицы расписали всю посуду. А под утро снова в птиц превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился: кто ни как ночью поработал? Но увидев на крыльях птиц краску, сразу догадался, кто ему помог. Попросил мастер птиц, чтоб показали они чудо всем жителям села. Как махнула хохломская птица своим крылом, разлетелись в стороны искры и превратились в узоры красоты невиданной. Взмахнула крылом гжельская птица и разлетелись вокруг серебряные нити, переплетаясь в сине-голубые узоры на ковре. Сотворили птицы чудо, да и разлетелись в разные стороны.

- Оглянитесь вокруг на нашей сказочной поляне удивительной красоты узоры. Этими элементами они хотели расписать гжельскую вазу и хохломскую миску. Красива птица опереньем - а человек уменьем.

Дидактическая игра: «Укрась изделие» (дети подбирают элементы для каждого изделия и выкладываю узоры)

-Да ребята русские мастера умели грудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение и свою душу и изделия получались красивыми и очень радовали глаз.

-Мы с вами сегодня станем подмастерьем мастера и поможем расписать посуду. Я уже потрудилась в мастерской и расписала гжельский чайник и хохломской кувшин (воспитатель выставляет их на столы, предлагает детям расписать стаканчики и тарелочки).

-Кто работы не боится тот и пляшет и поет (музыкальное сопровождение)

Пальчиковая гимнастика:

 Начинается игра все мы чудо мастера

Среди нас лентяев нет, знаем мы такой секрет

Коль не будем мы лениться, может чудо появиться.

Сможем мы нарисовать травку и листочки

Можем ягоды, цветы, капельки и точки.

Враз возьмемся мы за дело и работа закипела.

Самостоятельная работа детей (дети выбирают какой предмет посуды они хотели бы украсить росписью, затем занимаю место за тем столом, где стоит хохломской кувшин или гжельский чайник и приступают к индивидуальной работе)

- Умельцы и рукодельницы себе и людям радость приносят (дети показывают свои работы)

- Какая роспись вам понравилась и почему?

- Какие узоры вам запомнились у южной птицы  и у северной?

- К какому виду росписи относится твоя посуда, почему? Список литературы:

  1. Грибовская А.А., Народное искусство и детское творчество, - М.: Просвещение, 2004. – 160с.;
  2. Скорлупова О.А., Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005 – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Итоговое занятие в подготовительной группе»

На занятии развития речи посредством развивающих игр на закрепление знания звуков и букв....

Конспект итогового занятия в подготовительной группе: Интегрированное занятие по ФЭМП и коммуникации «В поисках сюрприза».

Цели:Закреплять у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр.Развивать логическое мышление...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе: Интегрированное занятие по ФЭМП и коммуникации «В поисках сюрприза»

Програмное содержание:Цели:Закреплять у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр.Умение ...

Технологическая карта к итоговому занятию в подготовительной группе по русской народной сказке "Мальчик с пальчик"

Технологическая карта к итоговому занятию по русской народной сказке "Мальчик - с -пальчик" позволяет значительно сократить время подготовки к НОД....

Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»

Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же  умения водить хороводы и играть в русские народные игры...

Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»

Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же  умения водить хороводы и играть в русские народные игры...