Консультация для педагогов "Как игры развивает речь"
консультация (старшая группа)

Рузанова Евгения Никитьевна

Дошкольный возраст – это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начало обучения родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Таким образом игра, как ведущий вид деятельности детей –дошкольников, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Именно через нее ребенок познает окружающий мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточного внимания речевым играм.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст – это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начало обучения родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Таким образом игра, как ведущий вид деятельности детей –дошкольников, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Именно через нее ребенок познает окружающий мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточного внимания речевым играм.

Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому. В настоящее время связь детских поколений прервана.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем развитии детей, ведь именно в ней наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребенка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам. Это делает поведение осмысленным и осознанным, поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально –дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.

Игра развивает детей со всех сторон и является самым эффективным средством развития речи в дошкольном возрасте.

Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.

Совершенствуя речевой аппарат, необходимо выполнять артикуляционные упражнения, проговаривать скороговорки, чистоговорки, рифмованные строки. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико- грамматических игр.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь различных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.

Ребенок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора.

Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей.

I этап – подготовительный

Цель работы данного этапа заключается в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.

II этап – развивающий

Цель: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.

III этап – закрепляющий

Третий этап состоит непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогут закрепить полученные знания и навыки детей.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которого происходит полноценное развитие речи дошкольников.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и ее завершающим этапом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, которые воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителями в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Таким образом, можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39 поселка Ильского муниципального образования Северский район

Консультация для педагогов

«Как игры развивают речь»

Подготовила: Рузанова Евгения Никитьевна

Должность: воспитатель

2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Играя, развиваем речь"

Консультация для родителей " Играя, развиваем речь детей" знакомит родителей со специальными упражнениями для развития речи детей: дыхательной , артикуляционной, пальчиковой гимнастикой, движениями ки...

Консультация для воспитателей «Играя, развиваем речь» (первая младшая группа)

С года до 3-х лет ребёнок активно исследует пространство (верх – низ, вперёд – назад, осваивает время (день – ночь, утро – вечер, учится работать по образцу, происходит активно...

Консультация для педагогов : "Играя,развиваем речь"

В работе с детьми третьего года жизни используют многие обучающие игры....

Консультация для родителей «Играя, развиваем речь»

Консультация для родителей «Играя, развиваем речь»...

Консультация для педагогов: »Играя, развиваем речь».

Консультация для педагогов: »Играя, развиваем речь»....

Консультация для педагогов: »Играя, развиваем речь».

Консультация для педагогов: »Играя, развиваем речь»....