Конспект НОД «Понятие о добре и зле». для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Рогач Юлиана Александровна

Цель:  формирование моральных представлений о добре и зле.

Задачи:

  • Формировать умение различать и правильно оценивать добрые и злые поступки.
  • Развивать память, произвольное внимания, речь, умение делать простые умозаключения и выводы.
  • Воспитывать стремление совершать добрые поступки, умение сопереживать,  быть внимательным к окружающим, проявлять заботу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_opk_dobro_i_zlo.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Понятие о добре и зле».

                для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие».

Цель:  формирование моральных представлений о добре и зле.

Задачи:

  • Формировать умение различать и правильно оценивать добрые и злые поступки.
  • Развивать память, произвольное внимания, речь, умение делать

простые умозаключения и выводы.

  • Воспитывать стремление совершать добрые поступки, умение сопереживать,  быть внимательным к окружающим, проявлять заботу.

Ход НОД

- Ребята какое сегодня чудесное утро; я приглашаю вас в наш круг радости для того чтоб поприветствовать друг друга мы будем касаться друг друга ладошками здороваться называть соседа ласково по имени. (Здравствуй Машенька и т. д.)
Стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и лицам.
Доброе утро! Улыбчивым птицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

- Ребята, как вы понимаете, что такое доброта? (Объяснение детей, как они понимают это слово).  

- Правильно! Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – самое главное качество человеческой души!

- А что такое зло? Верно, это нечто противоположное добру: плохое, беда, несчастье… Это намеренное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

- Какого человека можно назвать добрым?

- Правильно! Добрый человек – это тот, кто любит людей и в трудную минуту спешит им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

- Что мы еще забыли с вами назвать из качеств доброго человека?

Верно! Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым, внимательным к окружающим,  уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Он не грубит, не ругается, не кричит. Всегда ласковый, приветливый, с улыбкой.

Конкурс «добрые слова»

Доброе, ласковое слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, утешить, согреть душу. Кто называет доброе слово, получает наклейку «сердечко». У того, кто назовет больше теплых, добрых, нежных слов, будет больше наклеек. Выигрывает тот, у кого больше наклеек.  

-Как много тёплых, ласковых,  добрых слов в нашей речи!  Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

- Если существуют добро и зло, значит люди могут творить не только добрые, но и злые дела. Хорошие, добрые  поступки несут людям добро, например: помочь маме убрать посуду, полить цветы, донести тяжелые сумки, отогнать от беззащитного котенка злую собаку – это хорошо.

Дурные поступки. Давайте поговорим о них. Как вы понимаете слово «равнодушный»? Верно! Это человек, которого неприятности, горести других людей не волнуют. Если вы видите, что человеку стало плохо, он жалуется на боли в сердце, то нужно попросить кого-нибудь из взрослых вызвать «скорую помощь».  Если вы безразлично прошли мимо – это плохой поступок.

- Ребята, послушайте, какую я сегодня приготовила для вас

сказку «О Добре и Зле»

В одном сказочном лесу жили-были Добро и Зло. Они всегда ходили друг за другом. Добро имело белый цвет, а Зло-черный.

Добро жило  в маленьком хорошеньком домике. Добро всегда всем помогало. Каждое утро Добро очень любило приводить свой дом в порядок: оно поливало цветы в своем саду, ухаживало за ними, от этого они хорошо росли, улыбались всем окружающим и цвели прекрасными цветами. Добро любило птиц, живущих в лесу, заботилось о них: кормило их зимой, строило для них домики весной. А птицы отвечали ему тем же, они пели Добру свои звонкие и красивые песни, от их песен у всех вокруг было радостное настроение. Добро заботилось не только о цветах и птицах, оно еще очень любило животных и дружило с ними. Добро дружило с солнышком, которое дарило каждый день ему яркий, солнечный желтый цвет.

А недалеко от прекрасного домика Добра, в холодной каменной избушке жило Зло. Зло всегда мешало всем. Оно не любило яркий солнечный свет и редко выходило на улицу. Зло не дружило с животными, ему не нравилось пение птиц. Растения и цветы не росли возле его дома, Зло их не любило. Жилище Зла окружали засохшие коричневые кусты.

Однажды в этом сказочном лесу произошла история. Маленький бельчонок отстал от мамы и заблудился. Грустный он долго плутал по лесу, пока вдалеке не увидел каменную избушку. Подойдя к ней, он постучал в темное окно, и попросил о помощи. Зло сердитым голосом отказало бельчонку в помощи и прогнало его вон.

Загрустив еще больше, малыш пошел дальше. Тут навстречу ему выбежало Добро, бельчонок рассказал о своей беде. Добро ответило: «Я знаю, где твоя мама, я сейчас тебя провожу к ней». И с этих пор лесные жители, попав в беду, знают к кому обращаться за помощью.

Вопросы: О каких героях говорилось в этой сказке? Какие поступки Добро совершало в этой сказке? Как поступало Зло в этой сказке?

Игра «Сказочный герой – добрый или злой?»

- Все вы любите сказки. В сказке встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. На экране вы увидите сказочного героя. Если герой добрый – вы радостно хлопаете в ладощи, если злой – закрываете лицо ладошками.

На экране Иван-Царевич, Баба-Яга, Золушка, Мальвина, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Волк, Змей-Горыныч, Конек-горбунок, Золотая рыбка, Старуха Шапокляк Доктор Айболит.

Игра «Хорошо-плохо»

Ребята, я предлагаю вам с помощью мимики (добрые поступки вызывают улыбку, злые – огорчение) изобразить добрый поступок или злой.

плохо

хорошо

Порвал

Обидел

Поссорился

Отобрал

Толкнул

Ударил

Разрушил

Сломал

Защитил

Проведал

Обогрел

Помог

Поделился

Успокоил

Развеселил

Накормил

Игра «Превращение слов»

Каждому отрицательному качеству характера, которые совсем не украшают человека, можно подобрать другое, противоположное качество, из которого складывается доброта. Например, черствый – отзывчивый. Давайте с вами превратим плохие качества в хорошие.

Злой - Добрый

Жадный – щедрый

Грубый - вежливый        

Жестокий –ласковый

Лживый - правдивый

Невоспитанный – вежливый

Ленивый – трудолюбивый

Сердитый – дружелюбный 

Равнодушный- Заботливый

Упражнение «Незаконченные предложения».

Ребята, сейчас я буду читать вам незаконченные предложения, а вы должны для них придумать добрый и злой конец.

Девочка нашла котенка…

Мальчик нашел забытую игрушку и…

Мама заболела и ее сын…

Старенькая бабушка уронила палочку и…

Дети слепили красивого снеговика, а Саша, проходя мимо…

Все дети убирали игрушки в группе, а Маша в это время…

- Чтобы вырасти хорошим, добрым человеком, нужно каждый день совершать пусть маленькие, но добрые дела. С кем бы вы хотели дружить с добрым или со злым человеком?

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в группе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (помочь накрыть стол, вытереть пыль на полках, полить цветы, убирать игрушки, помогать младшим (поиграть с ними, поделиться игрушкой), починить книгу, помогать близким, друзьям, уступать место в автобусе пожилым и больным людям, накормить бездомного животного, не рвать цветы и т.д.) 

Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступили с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, - улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.

Итак, ребята, о каких двух понятиях мы сегодня с вами говорили? Что каждому из вас ближе Добро или Зло? Почему? Какие поступки вам нравится совершать больше? Почему? Почему добрым быть лучше?

Литература:

1.Шорыгина Т.А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М.: ТЦ Сфера, 2014

2.Савченко В.И. Беседы с детьми о добре, дружбе и трудолюбии. – М.: ТЦ Сфера, 2018

3.Уроки доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (конструирование ручной труд) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Маркер игрового пространства руками детей».

Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по...

Конспект образовательной деятельности (занятия) по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мир добрых сказок»

Задачи:ü познакомить детей с технологией  синквейна и алгоритмом его составления;ü формировать умение составлять творческие синквейны, на тему предложенную воспитателем;ü  упражнять детей ...

Этическая беседа, как средство формирования представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания, обусловленное, как большими изменениями в умственном и эмоционально-волевом развитии детей, так и в дости...

Конспект НОД "Добро и Зло" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" поможет педагогам в социально-нравственном воспитании детей 5-7 лет.:  формировании у них представлений о до...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья "Особенности представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста"...

Игровое занятие «ДОБРО И МЫ» для детей старшего дошкольного возраста к НЕДЕЛЕ ПСИХОЛОГИИ

Занятие подготовлено для проведения недели психологии в ДОУ. Участвовать могут дети старшего дошкольного возраста, также с удовольствием в нем участвуют дети с ОВЗ (ТНР, НОДА). Можно использовать и дл...