Рефлексия, как механизм развития личности детей.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Артамонова Татьяна Васильевна

Рефлексия – это анализ, осознание осуществленной деятельности, мышления, общения и своего психологического состояния в этой деятельности. («Остановиться, оглянуться»). Для чего необходима развитая рефлексия? Дело в том, что изменение человека, по существу, есть самоизменение, изменение изнутри. 

В практике своей работы я убедилась, что необходимо научить детей выделять учебную задачу, это значит ясно представлять, каким правилом необходимо овладеть для выполнения конкретного задания.

Ребенок должен научиться самостоятельно выделять задачу, видеть ее за разрозненными и непохожими друг на друга заданиями. Иначе ему будут в дальнейшем непонятны многие требования педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

           Рефлексия, как механизм развития личности детей.

Воспитатели должны так организовать и проводить занятия чтобы:

1.детям не было скучно, чтобы постоянно удовлетворялась их потребность в эмоциональном насыщении;

2. у них не иссякало, а наоборот, возрастало желание, стремление учиться;

3.возникали новые интересы, склонности к различным видам деятельности;

4.формировались личностные качества; адекватная самооценка, самоанализ, нравственные привычки поведения, эмпатия (способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний), развивались коммуникативные и организаторские способности;

5. формировались и укреплялись правильные разумные умения учиться;

6. воспитанникам была предоставлена свобода и возможность развития своих добрых природных задатков и, наоборот, в группе должна быть создана такая обстановка, которая препятствовала бы проявлению недобрых, асоциальных задатков .

Одним из условий организации педагогического общения у детей старшего дошкольного возраста является использование рефлексии как механизма развития личности.

Традиционно в детском саду существуют две сферы деятельности – учебная и воспитательная. В совместной деятельности педагога и ребенка, в атмосфере сотрудничества, когда воспитатель умело организует педагогическое общение, происходит развитие личности, в частности развитие коммуникативных способностей детей. «Это общение должно быть нацелено на выработку у детей склонностей и способностей к постоянной рефлексивной работе сознания, и от успешности  в решении этой проблемы зависят наши судьбы» (Академик Бим – Бад Б. М. ).

        Сильно сказано, не правда ли? Что же это за рефлексивная работа, от которой зависят наши судьбы, каковы механизмы развития рефлексивных способностей старших дошкольников?

Явление рефлексии исследовали Будемон А., Марк А., Гегель Г., Локк Дж., Рубинштейн С. Л. Понятие «рефлексия» мы используем в самом общем виде, как способность осознания особенности личности, общения, позволяющую исследовать связи и отношения, опыт, пути изменения себя . Признаками развитой рефлексии выступают: осознание особенности своей личности, независимость от прошлого, ориентация в настоящем и будущем (6,57).

        Рефлексия – это анализ, осознание осуществленной деятельности, мышления, общения и своего психологического состояния в этой деятельности. («Остановиться, оглянуться»). Для чего необходима развитая рефлексия? Дело в том, что изменение человека, по существу, есть самоизменение, изменение изнутри. Рефлексия развивает умение использовать свой внутренний потенциал, самосознание. Даже обладающий развитым мышлением человек может быть неразвитой личностью, если его развитие определяется извне.

        Различают следующие взаимосвязанные виды рефлексии:

а) предметная (Что я делаю?)

б) процессуальная (Как я делаю?)

в) ценностная (Для чего я делаю? Каково мое отношение к сделанному) .

        Рассмотрим механизмы развития рефлексивных способностей воспитанников:

1. Рефлексивное поведение самого педагога. Природа наградила все живое бесценным даром – даром «заражения» от другого человека. Через активное общение с развитыми личностями ребенок сам «превращается» в личность.  Для рефлексивного педагога характерны фразы типа.

  • «Мне такая мысль в голову не приходила».
  • «Я сейчас объясню, как размышляя, пришла к такому выводу».

Воспитание искренности трудно переоценить. Неискреннее поведение человека превращает жизнь в нелюбимую работу. Он отучает наслаждаться жизнью, переживать глубокие чувства.

2. Поощрение рефлексивного поведения старших дошкольников. Это, прежде всего, выражается в положительной реакции воспитателя на искреннее поведение ребенка. Например,

Ребенок: «И почему я сразу об этом не догадался?"

Педагог: «Интересно, почему?  В каком месте возникли затруднения?»

С другой стороны, как правило, надо забыть фразы типа:

«Твое «я» здесь никого не интересует».

«Речь идет не о тебе».

«Когда тебя спросят, тогда и говори».

«Ты что, самый умный?»

3. Рефлексивные вопросы:

-Что показалось вам сегодня самым трудным?

-Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

-Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны? Какие новые мысли, чувства у вас появились?

-Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

-Спроси себя, то ли я делаю?

-Скажи откровенно, доволен ли ты собой?

4. Анкетирование – простой и доступный метод самоанализа.

5. Поощрение сомнений и критики

Для поощрения подвергать все сомнению полезны фразы типа:

«Здесь все ясно, или есть что-нибудь неясное?»

«Давайте найдем в этом ясном что-нибудь неясное».

«Давайте найдем в этом обычном что-нибудь необычное».

        Полезно также поощрять независимую оценку детей, происходящего, корректную критику не только детей, но и воспитателя.

6. Поощрение свободного выражения незнания.

        Важно понимать, что, если ты не знаешь, не нужно скрывать этого. Ведь творчество всегда связано с поиском проблем, то есть незнания. Поэтому важно «Искусство быть невеждою» (Руссо).

        Средствами здесь являются:

  • поощрение свободно говорить о том, что не понимаешь, не стесняться задавать «глупые вопросы»;
  • стимулирование отрицательного результата поисковой деятельности, когда вместо знания ребенок получает проблему, фиксирует свое непонимание.

7. Учить видеть за внешними проявлениями причинное, скрытый смысл сказанного.

        Это означает, что за эпизодом нужно видеть сущность, за формой – содержание. Это означает видеть частности глазами всеобщего, вечного. Факты составляют общую картину. Это означает различать причину и следствие.

8. Перемещение с позиции судьи и эксперта на позицию сотрудничества с воспитанником.

        Известный русский педагог Блонский П.П. считал отношение воспитателя к ребенку основным критерием его профессиональности: «Сейчас я быстро разгадаю, что за педагог передо мной, смотря по тому, говорит ли он со мной о детях и их психологии, или же говорит о программах, требованиях начальства, методиках и т. д.» Подавляющий интерес некоторых воспитателей к новым методикам, программам, а не к возможностям детей, их особенностям приводят к печальной ситуации. Поэтому назрела идея педагогики сотрудничества. На этой основе учета индивидуальности, особенностей ученика, гуманного отношения к ребенку, педагогика доброго, человечного, понимающего педагога, принимающего ребенка не только сердцем, но и умом, а значит знающего его, детскому саду необходима.

Сравните:

а) «Лень – матушка вперед тебя родилась»

б) «С ленью бороться всем нелегко! И сегодня победа, пожалуй, не на твоей стороне»

9. Видеть за предметами его творца («Автора!»)

  • За вкусными пирожками – маму!
  • За хорошим воспитанием – свой детский сад, своих воспитателей!

10. Полиэкранное видение явлений (объектов)

        Истина многогранна. Один и тот же объект изучения может выглядеть очень по-разному с разных сторон. Обучение этому – ставить детей в разные позиции: воспитателя, ответственного за какое-либо дело и т.д. Иначе – осколочное, одностороннее восприятие мира.

11. Установка на систематичность, общее подходы, способы, принципы решения учебных задач.

Для реализации способов работы необходимо организовать предметный материал вокруг ключевых идей, методов; укладывание знаний в систему, ориентация на обобщение материала.

        Способность к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. На первых порах обучения любому действию (математическому, грамматическому и другому) необходимо требовать от ребенка самостоятельного и правильного выполнения, развернутого разъяснения. Для этого в процессе действий старшему дошкольнику необходимо задавать вопросы о том, что он делает, почему именно так, а не иначе, почему его действия правильны.

 Подобные вопросы необходимо задавать ребенку не только в тех случаях, когда он допустил ошибку, а постоянно, приучая его обосновывать свой действия.

В практике своей работы я убедилась, что необходимо научить детей выделять учебную задачу, это значит ясно представлять, каким правилом необходимо овладеть для выполнения конкретного задания.

Ребенок должен научиться самостоятельно выделять задачу, видеть ее за разрозненными и непохожими друг на друга заданиями. Иначе ему будут в дальнейшем непонятны многие требования педагога.

При решении задач у старшего дошкольника часто внимание сосредотачивается на сюжетных моментах. Он удивляется, узнав, что мама дала сестренке на два яблока больше, чем ее брату, и советует: «Надо поровну!» Подобные случаи вызывают у педагогов лишь улыбку. А ведь они сигнализируют: ребенок не умеет выделять учебную задачу.

Воспитатель должен научить ребенка этому. Для этого можно учить сравнивать упражнения формально одинаковые, не ставящие задачей отработку разных правил, поощрять рассказы детей о том, что было на уроке. Поэтому многие педагоги и уделяют время на занятиях на то, чтобы ответить на вопрос: «А чему вы научились на занятии».

Так, шаг за шагом, дети учатся анализу деятельности, то есть развивают способность к рефлексии.

Библиография

1.  Агавелян О. К.  Общение детей – М: АПН СССР,2001. – с.34.

2. Аминов Н. А. Природные предпосылки педагогических стилей и педагога // Вопросы психологии. -2000. - №2. - с.14- 17.

3. Белобрыкина О.А.  Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов, - Ярославль: Академия развития,2008. - с.4 - 35.

4. Бодалев Л. И.  Психология общения. - М: П,2008. - с.52 — 84

5. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика /Л. Р. Болотина. – М.: Академия, 2007. – 232с.

6. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить [/В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. – М.: Знание, 2001. – 94с.

7. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91-93.

8. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. Мастерство педагога: идеи, советы, предложения. - М: П,2009. - с.74-78.

 9. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум. - Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 2009. - 57с.

10. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. - М: Знамя, 2007. - 148с.

11. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 2009. – 363с.

12. Зайцев В. В. Проектирование ситуаций развития личностной свободы младших школьников на уроках математики//Начальная школа – 2001. № 2, с. 14 – 18.

13. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М.: П, 2007. - с.24 -58.

14. Кан-Калик В. А. Педагогу о педагогическом общении. - М: П, 2007. - 190с.

15. Капустин Н. П.  Педагогические технологии адаптивного педагога.  М.: Академия, 2009. - 174с.

16. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 207с.

17. Коджаспирова А.Ю., Коджаспиров О.Ю. Педагогический словарь. - М: П, 2007. - 218с.

18. Крутецкий В.А. Психология. - М: П, 2005. - с. 46-85.

19. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей [Текст] /Н.М.Крылова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – с.204-208.

20. Кузнецов М.Е. Личностно - ориентированное обучение школьников. - Брянск: Издательство Брянского государственного университета, 2009. -94с.

21. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ [Текст] /Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова. - Ростов – н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. – 32с.

22.Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Г.М.Лямина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – с.49-52.

23.Маркова А. К. Психология труда учителя.  - М: П, 2003. - 158с.

Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. / под ред. Л. М. Митина. - Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 2006. - с.18-1

24. Немов Р. С. Психология. Книга 1. М: Владос, 2008. - с. 336-522.

25. Немов Р. С. Психология. Книга 2. М: Владос, 2008. - с. 336-522.

26. Равкин З. И. Все начинается с учителя. - М: П, 2006. - 158с.

27. Реан А. А. Стили общения педагога с учащимися // Начальная школа + 2001. № 2 - с. 6-9.

28. Рыданова И. И. Основы педагогического общения. - Минск: Белорусская наука, 2016. - 207с.

29. Смирнов С. А. Педагогика. Педагогические системы технологии. - М.: Академия, 2000. -242с.

30.Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду[Текст] /О. И. Соловьева. – М.: Просвещение, 2000. – 175с.

31. Спилдес А. С. Психотехника общения // Воспитание школьников. - 2006. - №2. - с.30-33.

32.Станкин М.И. Психология общения. - М: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 59с.

33.Толстых А. В. Взрослые и дети. Парадоксы общения. М: П, 2008. - 154с.

34.Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду [Текст] / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – с.210-115.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

формы и приёмы работы по развитию одарённости у детей дошкольного возраста...

Развитие личности детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети поз...

Родительское собрание на тему «Исправление отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов»

Тезисы к родительскому собранию на тему «Исправление отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов»Слайд №2.    Здравствуйте, уважаемые родител...

«Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов»

«Есть дети с острым умом и любознательные, но ди­кие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только ...

Статья по передаче педагогического опыта "Музыкально-ритмические движения как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста"

Статья нацелена на понятие значимости музыкально-ритмической деятельности для развития качеств личности детей....

Проект "Эмоционально-волевое развитие личности детей дошкольного возраста"

Проект направлен на развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы личности дошкольников...

«Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности детей дошкольного возраста».

laquo;Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности детей дошкольного возраста»....