Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС ДО
консультация (младшая группа)

Китухина Ольга Александровна

В адаптационный период малышу надо помочь привыкнуть к новой обстановке, поэтому к нему следует относиться особенно бережно. Адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ведущий вид деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, благоприятный статус в группе сверстников и позитивное отношение педагога – все это способствует успешному привыканию детей к детскому саду. В то же время нарушения познавательного и личностного развития, отклонение в поведении, неудовлетворенность ребенка в общении со взрослым, низкая педагогическая культура родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный семейный микроклимат затрудняют процесс адаптации ребенка в дошкольной организации.

Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей в процессе приспособления детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации обеспечивает становление индивидуального стиля деятельности и общения, формирование активной и творческой жизненной позиции ребенка. В дошкольной образовательной организации впервые раскрываются потенциальные психофизиологические возможности и индивидуальные способности детей. Своевременное реагирование педагогов, и родителей на адаптацию детей к условиям дошкольной образовательной организации важный элемент обеспечения не только психологического здоровья, но залог успешной социализации в жизни. Своевременная оценка адаптации детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации позволяет обеспечить индивидуальный подход.

Для анализа причин затруднений адаптации необходимо проанализировать факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации ребенка к новым жизненным обстоятельствам различны.

Фактор организации предметной среды, т.е. того материального пространства, в котором осуществляется жизнедеятельность ребенка. Пространство группы детского сада – площадь комнат, интерьер, цвета, запах, звук и прочее – существенно отличается от пространства квартиры, к которой ребенок привык. Предметно – развивающую среду желательно создать по таким характеристикам:

 разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);

 оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);

 стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);

 доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);

 эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);

 зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).

Фактор организации времени, т.е. режим дня. Режим в семье имеет свои, порой существенные отличия от распорядка дня детском учреждении.

Фактор коммуникативного опыта ребенка. Чем меньше опыт ребенка с чужими взрослыми, тем сложнее и длительнее формируются у него отношения с воспитателями сверстниками.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что влияние семьи и семейного воспитания на адаптацию к условиям ДОУ рассматривается со следующих позиций:

 уровня привязанности к матери;

 индивидуальных особенностей детей в сфере общения;

 сложившихся привычек;

 уровень формирования навыков самостоятельности.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1.       Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. (хорошо, если в группе будет небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть, желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок, уголок изотворчества с карандашами и фломастерами,  игры с песком и водой и т.п)

2        Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения. Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15 «СОЛНЫШКО»

Консультация на тему:

«Организация процесса адаптации детей раннего возраста

в детском саду в условиях внедрения ФГОС ДО»

Подготовила: Китухина О.А.

Г.о.г. Бор

2021 г.

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС ДО

В адаптационный период малышу надо помочь привыкнуть к новой обстановке, поэтому к нему следует относиться особенно бережно. Адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ведущий вид деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, благоприятный статус в группе сверстников и позитивное отношение педагога – все это способствует успешному привыканию детей к детскому саду. В то же время нарушения познавательного и личностного развития, отклонение в поведении, неудовлетворенность ребенка в общении со взрослым, низкая педагогическая культура родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный семейный микроклимат затрудняют процесс адаптации ребенка в дошкольной организации.

Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей в процессе приспособления детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации обеспечивает становление индивидуального стиля деятельности и общения, формирование активной и творческой жизненной позиции ребенка. В дошкольной образовательной организации впервые раскрываются потенциальные психофизиологические возможности и индивидуальные способности детей. Своевременное реагирование педагогов, и родителей на адаптацию детей к условиям дошкольной образовательной организации важный элемент обеспечения не только психологического здоровья, но залог успешной социализации в жизни. Своевременная оценка адаптации детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации позволяет обеспечить индивидуальный подход.

Для анализа причин затруднений адаптации необходимо проанализировать факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации ребенка к новым жизненным обстоятельствам различны.

Фактор организации предметной среды, т.е. того материального пространства, в котором осуществляется жизнедеятельность ребенка. Пространство группы детского сада – площадь комнат, интерьер, цвета, запах, звук и прочее – существенно отличается от пространства квартиры, к которой ребенок привык. Предметно – развивающую среду желательно создать по таким характеристикам:

 разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);

 оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);

 стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);

 доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);

 эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);

 зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).

Фактор организации времени, т.е. режим дня. Режим в семье имеет свои, порой существенные отличия от распорядка дня детском учреждении.

Фактор коммуникативного опыта ребенка. Чем меньше опыт ребенка с чужими взрослыми, тем сложнее и длительнее формируются у него отношения с воспитателями сверстниками.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что влияние семьи и семейного воспитания на адаптацию к условиям ДОУ рассматривается со следующих позиций:

 уровня привязанности к матери;

 индивидуальных особенностей детей в сфере общения;

 сложившихся привычек;

 уровень формирования навыков самостоятельности.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. (хорошо, если в группе будет небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть, желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок, уголок изотворчества с карандашами и фломастерами,  игры с песком и водой и т.п)
  1. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения. Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

Консультация для родителей "Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду"

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать....

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...