Мастер- класс для педагогов "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе"
методическая разработка (старшая группа)

В ходе мастер-класса рассматривается  повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе.

Задачами мастер-класса является:

  1. Развивать  речь детей дошкольного возраста в процессе  применения разнообразных  методов и приемов, в различных видах детской деятельности.
  2. Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.
  3. Дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.
  4. Развивать стремление обсуждать увиденное, делиться своими впечатлениями, переживаниями.
  5. Повышать качество  работы с детьми по развитию  речи.

Раскрываются методы и приёмы,которые способствуют эффективности работы по речевому развитию в организованном образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_dlya_pedagogov.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида

 п. Чернянка Белгородской области»

Мастер- класс для педагогов.

Тема: «Развитие речи у детей старшего дошкольного

возраста в организованном образовательном  процессе».

Воспитатель: Алехина Наталья Сергеевна

  1. Презентация педагогического опыта.

    Уважаемые коллеги! Я хочу представить вам  мастер-класс по теме:

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном  процессе».

    Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи. Овладение речью  в дошкольный период составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в  речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности - коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. К сожалению в последнее время всё больше появляется детей с речевыми нарушениями и  это не только врождённые патологии, но и недостаток речевого развития. Родители перестали читать детям книги, говорить с ними на различные темы, играть в речевые игры. Можно сказать, что появился дефицит речевого общения.

Наблюдая за детьми в разных видах деятельности было обращено внимание на недостаточное речевое развитие детей: диагностика речевого развития  показала, что в старшей  группе 22% детей имели низкий уровень, 78% средний уровень. Для определения уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста  были использованы три методики Ф. Г. Даскаловой, В.И. Яшиной, Н.И. Гуткиной.

Была определена цель деятельности с детьми: повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе. Намечены задачи:

  1. Развивать  речь детей дошкольного возраста в процессе  применения разнообразных  методов и приемов, в различных видах детской деятельности.
  2. Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.
  3. Дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.
  4. Развивать стремление обсуждать увиденное, делиться своими впечатлениями, переживаниями.
  5. Повышать качество  работы с детьми по развитию  речи.

Выбраны методы и приёмы,которые способствовали эффективности работы по речевому развитию в организованном образовательном процессе.

В результате  проведенной работы повторный мониторинг показал, что 15 % детей имеют высокий уровень развития речи, 73% средний,  и  2%  низкий уровень.  Высокие результаты были достигнуты в результате обогащения словарного запаса детей притяжательными и относительными прилагательными, глагольными формами, наречиями, местоимениями.

  1. Представление системы учебных занятий

     Поставленная цель и задачи решались,  в процессе образовательного процесса в различных видах деятельности,  в которых создавались условия для высокой речевой активности детей.

      Был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме:технологические карты мероприятий, наглядно-методические пособия, картотека речевых игр и упражнений.

В процессе развития речи дошкольников взрослый выступал перед ребенком в двух основных ролях. С одной стороны, как представитель общества, который овладел нормами и образцами, который учит. С другой  как равный партнер, с которым можно действовать как со сверстником, играть во все детские игры и забавы.  Весь образовательный  процесс был построен на применении игрового метода как ведущего.

Методами  развития речи у детей дошкольного возраста являлись: общение со взрослыми; общение со сверстниками; дидактические игры и упражнения; игры-инсценировки;  наблюдения; природа; материальная культура; педагогически обоснованная дидактическая обстановка; экскурсии; социальная среда; игра; труд, загадки.В интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывали развивающую предметно-пространственную среду, предоставляли им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые  поддерживали бы разнообразную деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивали их язык.

Осуществлялся дифференцированный  подход. Заранее намечали, кого спросить, продумывали задания в соответствии с силами и возможностями каждого, поэтому в рассказах детей впоследствии проявлялась их индивидуальность, воображение.

 Комплексный подход заключался в том, что при общении с детьми в быту, в играх, самостоятельной деятельности  непременно обращали внимание на особенности их речевого развития: образность, выразительность, навыки связной речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделяли большое внимание исправлению ошибок в речи детей, помогали найти их.

Вся работа осуществлялась в сотрудничестве с родителями воспитанников. Для них проводились консультации, мастер – классы,  разрабатывались рекомендации проводились совместные мероприятия.

  1. Проведение имитационной игры

Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю  вашему вниманию те методы и приёмы, которые я использую в своей работе.  Скажите, Вы любите сказки? Конечно же, мы как и наши дети любим сказки. Хочу вам предложить волшебный цветок «Цветик-семицветик», он поможет мне показать вам наиболее интересные  приёмы моей работы.

Говорю:

 Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

От тебя ответ мы ждём ,

какой в развитии речи эффективен метод или приём.

Уважаемые коллеги я предлагаю вам выбрать понравившийся вам лепесток.

1-й лепесток игра«Лови- бросай и быстро  называй»

 Мастер:   Предлагаю Вам игру на расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти. Объясняю вам  правила игры:  я бросаю мяч и называю обобщающее понятие, а вы мне быстро перечисляете. Например я говорю:

Овощи и вы должны называть  несколько овощей. (Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.)

Фрукты: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Ягоды: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Деревья: Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь.

Кустарники: Сирень, смородина, крыжовник, шиповник, калина, боярышник.

Транспорт и т.д.

2-й лепесток игра  «Слово наоборот»

Слова.

Мастер:   Предлагаю игру на  умение подбирать слова, обозначающие признаки предметов с противоположным значением.

  1. вариант 

Я раздаю карточки, а вы должны подобрать  к карточке пару с противоположным значением, назвать и объяснить.

2  вариант

Я предлагаю вам переставить буквы  заданного слова наоборот  и назвать его.:

Кот –ток; нос – сон; год – дог; лес-сел; мир – Рим; кит – тик;  Аня- Яна.

Слова:

3-й лепесток игра  «Волшебные очки».

Мастер: Эта игра на  развитие  творческого воображения, умения составлять описательные  рассказы.У меня есть  «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказать, что же произойдет,  когда наступит (зима, весна, лето, осень).

Слова:

4-й лепесток «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе. На столе стоит ваза.и т.д.

Слова:

5-й  лепесток лепесток игра «Шкатулка со сказками»

Мастер:  Предлагаю игру на развитие   связной речи, творческого мышления, закрепления сказок.Насколько вы знаете  сказки, мы сейчас и проверим.  Назовите сказку, с которой связаны эти предметы, и докажите.  (Из шкатулки достаю  картинки)

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, лиса. («Заюшкина избушка»).

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).

-Мороз, девочка, собачка. («Морозко»).

-Муха, самовар,  комар. («Муха-цокотуха»)

-Прорубь, щука,  печка. («По щучьему веленью»).

- Сани, рыба, лиса. («Волк и лиса»).

Слова:

6-й  лепесток

Хочу познакомить вас, коллеги с такой технологией как Сеты. Эту технологию эффективно можно использовать для речевого развития детей. В чём заключается её суть. Ребёнку представляется набор разнообразных картинок, даётся поле, в центр которого помещается какой либо центральный образ и в течение первой половины дня или второй половины дня дети на этом поле размещают вокруг  него любые изображения, связанные с этим образом, объясняя, почему и как картинки взаимосвязаны. Затем,  когда поле заполнено, воспитатель в отсутствие детей изготавливает картину из размещённых картинок,  эта картина выставляется и  дети составляют рассказы по картине. Давайте и мы попробуем с вами составить такой сет.

(Мы отдохнули, и так как у нас волшебный цветок, то  у нас произошло волшебство, получилась картина. И теперь давайте по этой картине   придумаем рассказ.)

Слова:

7–й лепесток  Игра -«Какое слово заблудилось?».

Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен

заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.

Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.

             На полу из плошки молоко пьет

ложка (кошка),

На полянке у дубочка собрала

кусочки дочка (грибочки).

Вкусная сварилась Маша. 

 (каша).

На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос).

«Испеки мне утюжок!» - просит бабушку

крючок, (пирожок.внучок)

Моделирование.

Мастер: Итак, уважаемые коллеги, вы  познакомились с теми методами и приёмами, которые я использую в работе с детьми. А сейчас я вам предлагаю

дополнить  технологическую карту занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста, выбрав те методы и приёмы из предложенного, которые вы бы использовали в этой деятельности.

Рефлексия:

Уважаемые коллеги! Всем большое спасибо за работу. Благодарю вас за общение,  и прошу оценить ваше внутреннее состояние. Вам предлагается написать мне телеграмму, в которой указать ваши пожелания и замечания, т.е. высказать своё мнение.

ТЕЛЕГРАММА Алехиной Наталье Сергеевне

В целом мастер класс прошёл_____________________________________

Мне понравилось ______________________________________________

Интересным для меня  было (не было)________________________________

Мои пожелания________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Игры, способствующие успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста»

Иногда ребенок переходит в следующую возрастную группу (такое бывает в комбинированных садах), оставляя своих воспитателей и друзей. И он испытывает стресс. В период адаптации ребенка может сопр...

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по отдельным направлениям профессиональной деятельности (обобщение опыта, результаты педагогического исследования) по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе

Об особенностях развития речи у детей старшего дошкольного возрастаЦель: повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе.  Задачи:•Развивать...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...