Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
консультация

Сабрекова Елена Владимировна

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по взаимодействию с

родителями в процессе всестороннего развития детей

дошкольного возраста посредством художественной литературы.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант читателя".

Главную роль в воспитании любви к книге закладывают родители.

А наша задача – помочь им в этом. Задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых

отношений семьи и дошкольного учреждения.

Крайне важным звеном в деле приобщения ребёнка к книге я считаю сотрудничество с родителями. Ясное понимание того что чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума.

К сожалению на мой взгляд, очень многие родители относятся к детскому чтению не так, как этого хотелось бы. Практика показывает, что это не означает, что у родителей нет желания читать и рассказывать детям. Чаще всего они не знают, как организовать домашнее чтение с сыном или дочерью, а воспитатели затрудняются помочь им в этом.

 В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Как мы все уже знаем, и видим, ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека.

Проведённое в группе родительские собрания и  анкетирование с родителями показало, что многие наши родители не совсем хорошо знают детскую художественную литературу, детских писателей. На поставленный вопрос часто ли родители читают им книги, ответили - что нет.

С помощью анкеты я получила информацию о наличии книг в домашних библиотеках, частоте и продолжительности домашнего чтения.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе можно использовать следующие формы работы: - групповые собрания ; консультации ; выставки книг, папки – передвижки; совместные праздники и развлечения;  совместная творческая деятельность родителей и детей; и др.

 Продолжая наблюдения,  пришла к выводу, что только с помощью родителей могу осуществить воздействие на детей, а родители должны уяснить, что чтение поможет им самим понять проблемы детства.

По нашей просьбе родители приняли активное участие в создании центра художественной литературы в группе. Родители приносили яркие книги, которые можно было не только почитать, но  и рассмотреть в группе. Книжный уголок привлекает интерес и внимание детей, которые имеют следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру; наличие в книжном уголке разных типов книг.

Так, для расширения представлений детей об истории создания книги были проведены различные викторины, познавательных вечеров. При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми искали познавательную информацию о том, как появляется книга, затем представляли ее для детей. 

Хорошо провести познавательную экскурсию в библиотеку, где работники библиотеки, в игровой форме знакомят  детей с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами, организовали бы выставки книг, провели развивающие игры. В дальнейшем многие дети с родителями стали бы посетителями городской библиотеки, ведь дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели и художественное произведение доносим до них мы взрослые.

Для обогащения книжных уголков в группах детского сада, создания библиотеки в ДОУ можно  провести  акцию "Подари книгу", в которой родители воспитанников приняли бы  активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнят  библиотеку групп.

 При ознакомлении детей с художественной литературой мы знакомим с разными жанрами художественных произведений: рассказы, сказки, стихи и др. Вместе с родителями  родителям можно выпустить наглядно- информационные фотогазеты по теме: "Научите ребенка любить книгу". Чтобы фотогазета получилась интересной и читаемой родители должны  поучаствовать в создании газеты и принести фотографии из домашнего архива, на которых можно было бы увидеть, есть ли у ребенка дома книжный уголок, как ребенку дома читают книги родители. Также можно организовать следующие мероприятия: - Выставки семейных фотографий: «Вместе с книгой я расту». «Моя домашняя библиотека». - Совместные рисунки «Краски прочитанной книги». - Экскурсия совместно с родителями в городскую детскую библиотеку. - Конкурс «Читающая семья» - Введение традиций группы: «Книга напрокат», «Гость группы», «Книга в гости»; - Акции: «День без телевизора», «Книга в каждый дом».

Чтобы преодолеть эти препятствия и барьеры, эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:

 - родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми; 

- значения чтения ради удовольствия должно признаваться детским садом и семьёй как важная часть процесса семейного чтения; - дети должны не стесняться показывать, что им нравится читать. Слушать и рассказывать о книге;

- чтение дома должно поддерживаться и поощряться детским садом, библиотекой и родителями.

Традиции  семейного  чтения очень  важная  часть  в  системе  семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение- это  не  способ  получить  информацию,  это  важнейший  и  лучший  способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители  через  семейное  чтение  помогают  привить  интерес  к чтению  у детей.

Работая по теме привитие  интереса к чтению художественной литературы, я пришла к такому выводу.  Читающий родитель- читающий ребенок.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке! Об этом не следует забывать,  Нам  взрослым.

Читайте  книги  с  ребенком,  рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. И помните, книги –это наши друзья и верные помощники. Мы –дети и взрослые -любим книгу. Она помогает нам

лучше узнать и понять друг друга. Детство неизбежно уходит от нас, а

книги остаются с нами навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного с родителями развлечения по воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы "Национальное изобилие Матушки России"

Сценарийсовместного с родителями развлеченияпо воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возрастапосредствам художественной литературы«Национальное изобилие Матушки России»...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)...

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

План: 1. Компоненты устной речи. 2. Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника. 3.Формы и методы работы с художественными произведениями. Компоненты устной р...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духов...

Презентация опыта работы "«Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий»

В представленном опыте работы описывается результаты применения игровых технологий в образовательном процессе ДОУ...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.Художественная литература – могучее де...