Сообщение из опыта работы на тему "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста посредством дидактической игры".
статья (младшая группа)

Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Родович

Актуальность проблемы взаимоотношений ребёнка с природой на современном этапе имеет место. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже с раннего возраста так важны для воспитания развивающейся личности.

Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому. Главное для педагога – создавать ситуации, в которых у детей могут возникнуть радость общения с природой, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты, желание беречь и сохранять природу. Формирование такого осознанно-правильного отношения к природе – длительный процесс, поэтому закладывать основы экологического образования рекомендуется уже с раннего возраста. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

 Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями, развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, умение находить и принимать решения.

В результате наблюдений за поведением  детей в природе, понимаешь,  что игры по праву считаются одним из эффективнейших средств ознакомления дошкольников с природой. Поэтому в своей практике я стараюсь активно использовать дидактические игры как на занятиях, так  и в повседневной жизни, на прогулке.

Ребёнок, играя сам, наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

Цель дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников: формирование осознанно-правильного отношения к окружающей природе.

Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологических представлений я выделила следующие направления в своей деятельности:

- создание развивающей игровой среды;

- работа с детьми;

- работа с семьей.

В  группе мною создан уголок экологической среды, который включает в себя:

- «зелёная зона» (комнатные растения), где проходит трудовая деятельность по уходу за растениями;

- «огород на окне», где дети наблюдают за ростом растений;

- уголок экспериментирования;

- создана картотека дидактических игр  экологического содержания.

 В процессе формирования экологических представлений у детей раннего возраста я  использую следующие виды дидактических игр:

– предметные;

– настольно-печатные;

– словесные.

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, каштаны, камешки и т.д.). Использую их с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику, мелкую моторику рук воспитанника.  Больше всего детям нравится игра «Чудесный мешочек». Эту игру я использую часто. Она способствует развитию тактильных чувств, памяти, интереса к деятельности, а также развитию  заинтересованности. Предметные игры  использую как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, в утренние и вечерние отрезки времени, усложняя содержание игры в зависимости от  индивидуальных возможностей детей.

Настольно – печатные игры. К ним относятся: лото, домино, разрезные картинки.  Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. В них решаются самые разнообразные задачи ознакомления с природой: формирование представлений о предметах и явлениях природы, упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и др. Словесные игры провожу с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности воспитанников, способствуют развитию речи и культуре общения. Данный вид игр не требует специальных условий, я их  провожу как в помещении, так и на прогулке. Например: «Кто у кого», «Один – много» и др.

В своей работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры – беседы, игры в загадки, игры развивающего характера.

Игры - беседы   не требуют специальных условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции. В своей практике использую самые различные варианты. Например, «Закончи предложение» - говорю начало фразы, а дети должны придумать конец: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Летом     бывает дождь, а зимой...».

Интересными являются игры в загадки. Они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает». 

Оформила картотеку дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников. Подбирая дидактические игры экологического содержания,  обязательно продумываю цель и дидактическую задачу.

Конечно, большая помощь и работа в экологическом воспитании требуется и от родителей. Ведь они — образец для подражания. Если родители на глазах ребенка равнодушно пройдут мимо выпавшего из гнезда птенца, ударом топора срубят красавицу — березку, чтобы развести костер, то вряд ли работа воспитателя даст положительный результат.  

Практика показывает, что мало кто из родителей уделяет внимание экологическому воспитанию. В связи с этим я разработала памятки, листовки  для родителей. 

Обобщая все выше представленное мною, можно  сформулировать следующие основные выводы: роль дидактических игр в формировании  экологических представлений у детей раннего возраста огромная. Их содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы.

В ходе дидактической игры дети учатся:

- отличать и называть свойства воды, снега, льда, песка,  камней и т. д. (льётся, лепится, гладкий и др.);

- отличать и называть домашних животных;

- отличать и называть диких животных;

- отличать и называть некоторые конкретные виды деревьев, кустов, травянистых растений;

- проявлять   бережное  отношение к объектам природы, активно участвовать в уходе за растениями и животными;

- обращать внимание на яркие сезонные проявления в мире растений и   животных;

-  формируются представления о правилах поведения в природе;

- между детьми укрепляются дружеские взаимоотношения, дети учатся работать совместно, становятся более доброжелательными.

- дидактические игры способствуют повышению уровня экологической культуры дошкольников, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Вывод: Ранний возраст - самое благоприятное время  для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы, дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Сообщение из опыта работы "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова».

Раннее детство – самый благоприятный период для привития первичных культурно-гигиенических навыков. Образовательная область «Здоровье» требует от педагогов  уже с ранних лет у детей формировать п...

Сообщение из опыта работы "Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий"

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком ...

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"...

Из опыта работы воспитателя «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактической игры «Тактильные дощечки»»

Дидактическая игра "Тактильные дощечки" направлены на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики и заинтересуют самого непоседливого ребенка....

Презентация опыта работы на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей...

Опыт работы: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и ...