Конспект нетрадиционного родительского собрания на тему "Воспитательные возможности хозяйственно-бытового труда"
методическая разработка

Удалова Наталья Юрьевна

Конспект нетрадиционного родительского собрания  на тему "Воспитательные возможности хозяйственно-бытового труда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 369»

город Нижний Новгород

Воспитатель высшей квалификационной категории                                                                                                                                              

Удалова Наталья Юрьевна

Конспект

нетрадиционного родительского собрания на тему: «Воспитательные возможности хозяйственно-бытового труда»

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей; способствовать повышению роли семьи в воспитании детей средством хозяйственно-бытового труда.

Предварительная работа: оформление выставки литературы по теме собрания; подготовка видеозаписи коллективного хозяйственно-бытового труда по уборке помещения; подбор педагогических ситуаций; подготовка с детьми к выступлению на собрании (исполнение частушек о труде совместно с музыкальным руководителем); подготовка памятки для родителей: «Виды работ хозяйственно-бытового труда», которые могут выполнить дети старшего дошкольного возраста.

Материалы и оборудование: литература по теме собрания; подготовит столы для проведения собрания.

Эпиграф: «Если вы мечтаете оставить после себя след на земле, не обязательно быть выдающимся писателем или ученым… Вы можете утвердить себя в обществе, воспитывая хороших детей… Творение человека – высшее напряжение всех ваших духовных сил.  Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство».

Ход мероприятия:

Воспитатель: Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели и т.д.) Участие в трудовой деятельности способствует социализации детей, развитию их индивидуальных свойств. Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. Поэтому в семье, как и в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для того, чтобы воспитательные возможности этого вида труда были полностью использованы. Детей необходимо приучать не только к хозяйственному труду, но и сохранению и поддержанию чистоты инвентаря, приведению его в порядок после работы. Мы хотим, чтобы в доме были чистота и порядок. Самое правильное, если в определенный день недели все члены семьи, в том числе и дети 6-7 лет принимают участие в уборке. При этом, необходимо обращать внимание ребенка (и в процессе работы, и по ее окончании), что именно от усилий каждого работающего зависит общий результат дела. А дружно и хорошо поработав, отправиться на прогулку, в театр, на концерт, позаниматься спортом. Но бывает и так: что через день-два в квартире вновь беспорядок. И причиной его являются не только дети, но и сами взрослые. В таком случае взрослые должны начать с себя и потом требовать, чтобы ребята не разбрасывали игрушки. Закончив игру или занятие, убирали на место (для этого у детей должен быть свой уголок). Можно посоветовать такой прием, применять, который следует ни от случая к случаю, а систематически. Перед тем, как ребенок начнет собираться на прогулку, готовиться ко сну, занимается чем-то другим, полезно напомнить: «Проверь, пожалуйста, в порядке ли ты оставляешь комнату, не разбросаны ли твои вещи, на месте ли игрушки….».  Когда проверишь, позови меня, я тоже посмотрю. Только в результате личного примера и постоянного контроля со стороны взрослых у ребенка пяти-семи лет в течение двух-трех месяцев вырабатывается достаточно устойчивая привычка поддерживать порядок в доме, проявлять инициативу: «Мама (бабушка, папа), посмотри, у меня все в порядке?» Бывает так, что ребенок устал, куда-то торопится. Несмотря на это, нужно указать ему на беспорядок, предложить все убрать и помочь. Привыкнув к тому, что родители строго следят за выполнением своих указаний. Сами соблюдают порядок во всем, дети начинают проявлять инициативу, сами наводят чистоту, просят отца починить сломанную игрушку, а мать зашить порванное платье, охотно откликаются на просьбы взрослых помочь навести порядок. Но и для старшего дошкольника целесообразно вносить в привычную, немного надоевшую работу элемент новизны и привлекательности. Так, игрушка, книжка, которые были убраны на неделю-две или недавно куплены, вызывают у дошкольника интерес и желание найти им место, создать вокруг порядок. Хозяйственно-бытовой труд активизирует способность детей к творческому решению самых жизненных задач. Необходимо обращать внимание на то, чтобы ребенок не просто старался, но и стремился достигнуть положительных результатов. Если он будет к этому стремиться, то и сам непременно спросит: «А как лучше?» Это и есть начало творческого подхода к делу. Привычка трудиться закрепляется волевыми  усилиями – важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только тот, что в данный момент хочется, а то, что надо. Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» - значит приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности. Привычка к порядку и чистоте поможет будущему первокласснику быстро усвоить правила аккуратного обращения с учебниками, сохранения порядка в процессе выполнения домашних заданий по окончании учебной работы. Хозяйственно-бытовой труд приучает ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Необходимо предоставлять ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать всю систему организации работы, уметь планировать деятельность, раскрывать ее внутренний смысл: зачем что-то делают, почему важно качество исполнения, контролировать свои действия, прилагать усилия. Участвуя в хозяйственно-бытовом труде, дошкольник приобретает важные качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе. Поощряя хорошую работу детей, их заботу об окружающих, не нужно излишне восторгаться и этим, как бы, подчеркивать, необычность действий: ведь так собственно и должно быть. Участие дошкольников в хозяйственно-бытовом труде определяется во многом тем, что делают взрослые: отец чинит электропроводку, сын подает ему инструменты, мама развешивает белье, дочь приносит прищепки, подает их маме; семья получила новую квартиру, и ребенок будет рад, если взрослые дадут ему возможность принять участие в благоустройстве (какую картину и куда повесить, где будет смотреться лучше новая ваза и т.п.). Тем самым ребенок приобщается к заботам совместным делам семьи. Родители поступят правильно, если привлекая детей к выполнению различной хозяйственно-бытовой работы, будут сопровождать показ (что и как делать) объяснением, разъяснением. Так дети лучше усваивают наиболее рациональные способы самого труда. В семье должно быть твердо установлено, какую работу ребенок может выполнять самостоятельно, какую – под руководством взрослых, и на какую должен получать разрешение.

 Необходимо также учитывать особенности нервной системы дошкольника и его физические возможности: давать ему задания соответствующей трудности, вовремя приходить на помощь. Воспитание ответственности способствует обсуждение в семейном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо получилось, что не удалось и почему.

 Если дети своевременно не получают необходимой помощи при возникающих трудностях, то они могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых – оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата.

Воспитатель: «А сейчас, как говорится «Делу время, а потехе час».

(Входят дети и исполняют частушки о труде)

Музыкальная пауза. Просмотр видеосъемки «Коллективный хозяйственно-бытовой труд детей по уборке помещения».

                Воспитатель: «Как показывают наблюдения, далеко не все дети старшего дошкольного возраста в процессе выполнения знакомых поручений действуют достаточно самостоятельно и инициативно. Чаще всего это является результатом неравномерного включения детей в выполнение поручений дома. Поэтому, посмотрите сейчас видеозапись коллективного хозяйственно–бытового труда ваших детей по уборке групповой комнаты, проанализируйте и сделайте для себя вывод: насколько важно систематическое участие детей в труде».

 (Решение педагогических ситуаций, включение в дискуссию)

                Воспитатель: «Предлагаю Вам обсудить несколько педагогических ситуаций, решить предложенные задачи, найти выход из них».

        1 ситуация. Семилетняя Маша взялась подметать пол. Но у нее нет сноровки: метет медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается Маше. Мести она начинает хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку ворча: «Лучше самой сделать, чем от тебя ждать помощи». (Т.М.Куриленко.  Задачи и упражнения по педагогике).

Вопрос: Какой педагогический просчет матери? Как вы поступаете в подобных обстоятельствах?

                 2 ситуация. Дима часто помогал маме на кухне: мыл посуду, нарезал хлеб. Однажды отец увидел, как сын моет посуду, и сказал: «Что ты занимаешься женской работой?» С тех пор Дима перестал помогать маме. (М.П. Осипова, Г.А. Бутрима «Работа с родителями»)

Вопрос: Как вы оцениваете действия отца? Следует ли мальчиков приобщать к домашнему труду?

                    3 ситуация. Антон выполняет домашнее задание одновременно ногой пытается дотянуться до кота, свернувшегося под столом. Иногда мальчик перестает рисовать, смотрит телевизор. Вокруг него на столе разбросаны книги, альбомы, краски, карандаши. В той же комнате мать Антона вяжет шарф. Возле не спицы, нитки, утюг, тарелка с печеньем, журналы.

Вопрос: Какова причина неорганизованности мальчика? Как помочь Антону научиться организовывать учебный труд? Укажите методы, способствующие воспитанию организованности, трудолюбия.

                     4 ситуация. Лена (6 лет) не любит наводить порядок в своих вещах и игрушках, а если мама дает ей какое –либо поручение, то выполняет его нехотя, небрежно, с оговорками: «Не хочу!», «Потом», «Уже некогда, спать пора» и т.п.

-А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! – заявляет девочка, как о доблестном поступке.

- Молодец, говорит мама, - за это можешь не помогать мыть посуду. Иногда она освобождает дочь от трудовых обязанностей «за то, что слушалась, бабушку», «за то, что старательно занималась на занятиях детском саду».

Вопрос: Чем можно объяснить отрицательное отношение ребенка к трудовым поручениям в данном случае? Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? Обоснуйте свое мнение.

                    5 ситуация. Оля (6лет) вместе с мамой убирают комнату. Оля хочет делать все как мама. Закончив работу, обе оглядывают комнату. Вместе отмечают: нигде не соринки, паркет блестит, словно зеркало, все вещи на местах. Целую стопу белья, нагладила мама. Оля аккуратно складывает по местам.  Мама советует: - Складывай так, чтобы не помять белье, и чтобы было удобно отыскать в шкафу: отдельно колготки, затем платочки. А в самый низ – носочки…. Вот так ты хорошо делаешь, настоящая помощница!

Вопрос: В чем воспитательная ценность участия ребенка в хозяйственно-бытовом труде? Какими приемами мать старается воспитать у дочери интерес к труду? Привлекаете ли Вы ребенка к трудовым будням семьи? В чем выражается его участие? (Примеры).

(Подведение итогов родительского собрания).

             Воспитатель: Наше собрание подошло к концу. Мы благодарим всех родителей, принявших участие в обсуждение такой актуальной темы. Получили ли вы ответы на интересующие Вас вопросы? Что полезного вы узнали на собрании?

              Принятие решения.

Воспитатель предлагает родителям памятку: «Виды работ хозяйственно-бытового труда, которые могут выполнять дети старшего дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нетрадиционного родительского собрания из опыта работы:«Проблемы воспитания детей раннего возраста»

Цель:  Помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.Задачи: - способствовать становлению потребности родителя в реализации воспитательной функции;-...

План-конспект нетрадиционного родительского собрания на тему «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности»

План-конспект нетрадиционного родительского собрания на тему «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности». Осуществление полноценного подхода к психическому и физ...

Конспект нетрадиционного родительского собрания "Игра слов"

предлагаю вашему вниманию конспект нетрадиционного родительского собрания "Игра слов"...

Конспект нетрадиционного родительского собрания на тему: «Взаимодействие родителей с детьми 5 – 6 лет посредством совместной дизайнерской деятельности».

В конспекте показана совместная творческая деятельность родителей и детей, а также ознакомление родителей с основами дизайна на собрании в детском саду. Данная работа предназначена для воспитателей ДО...

Конспект нетрадиционного родительского собрания ( в форме вечера – встречи) «Моя семья – что может быть дороже» старшая группа

Конспект нетрадиционного родительского собрания на тему: Моя семья - что может быть дороже"...