"Сухой" бассейн
план-конспект занятия (младшая группа)

Арсенчук Ирина Сергеевна

В представленной мною работе рассматриваются методические приемы проведения игр – упражнений и занятий с детьми дошкольного возраста с использованием “сухого” бассейна — современного полифункционального игрового оборудования. Игры в “сухом” бассейне способствуют физическому, познавательному развитию детей. Они полезны для сенсомоторного развития детей, для создания комфортной ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром,  для коррекции различных нарушений.

Представленные материалы предназначены для специалистов (воспитателей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов), работающих с детьми в дошкольных учреждениях (массовых и коррекционных), а также для родителей, принимающих активное участие в развитии и воспитании своих детей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suhoy_basseyn.docx83.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ИРКУТСКА

ДЕТСКИЙ САД  №77

«СУХОЙ» БАССЕЙН

Игры – упражнения и занятия

с детьми  дошкольного возраста.

(из опыта работы)

                                                                                      Подготовила:

                                                                                 воспитатель

                                        И.С. Арсенчук

г. Иркутск

     СОСТАВИТЕЛЬ:

Арсенчук Ирина Сергеевна –

воспитатель МБ ДОУ  г. Иркутска

детского сада № 77

В представленной мною работе рассматриваются методические приемы проведения игр – упражнений и занятий с детьми дошкольного возраста с использованием “сухого” бассейна — современного полифункционального игрового оборудования. Игры в “сухом” бассейне способствуют физическому, познавательному развитию детей. Они полезны для сенсомоторного развития детей, для создания комфортной ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром,  для коррекции различных нарушений.

Представленные материалы предназначены для специалистов (воспитателей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов), работающих с детьми в дошкольных учреждениях (массовых и коррекционных), а также для родителей, принимающих активное участие в развитии и воспитании своих детей.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие …………………………………………………..........……….………………………….4

Актуальность использования “сухого” бассейна в работе с детьми дошкольного возраста ................ 5

Основные требования к проведению игр-занятий с использованием  “сухого” бассейна ……........... 8

Организация и методика занятий в “сухом” бассейне …………………................................................  11

- Основное содержание работы инструктора по физическому воспитанию………..13               

  -  Основное содержание работы воспитателя ………………………………..............15

 - Основное содержание работы практического психолога ………………….............. 16

Варианты игр и упражнений в “сухом” бассейне ………………………………………………….. 17

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «”сухого” бассейна ………............. 20

Игры и упражнения с шариками ………………………………………………………...................... 23

Упражнения в “сухом” бассейне ……………………………………………………...……………..25

Комплекс упражнений для занятий ……………………………………………………....................  27

Конспекты занятий в “сухом” бассейне ………………………………………….................. 28

Спортивный досуг «Вместе с мамой» ………………………………………………………..34

Литература …………………………………………………………………………………….. 37

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые коллеги!

Вы держите в руках пособие, которое поможет вам использовать в своей работе  с детьми дошкольного возраста “сухой” бассейн с шариками, который не только привлекает  внимание детей своей яркостью, легкостью, необычностью, но и позволяет им познавать окружающий мир, расти физически здоровыми.

В английском варианте «сухой бассейн» звучит как ball pit. Из последнего названия становится понятно, что заполнен он вовсе не водой, а разноцветными пластиковыми шарами.

Первые “сухие” бассейны появились в США и их использовали исключительно в развлекательных целях. Впервые “сухой” бассейн был установлен в 1972 году в канадском парке аттракционов «Онтарио Плейс» в городе Торонто. Изобрел его специалист по мягким детским игрушкам и детским же площадкам Эрик Макмиллан. Вскоре, новинкой заинтересовались детские врачи и психологи и “сухие” бассейны стали применяться не только для игр. Было доказано, что игры в “сухом” бассейне положительно сказываются на здоровье детей с неврологическими нарушениями в развитии.  С тех пор такие сооружения получили широкое распространение по всему миру.

Выполняя пожелания родителей, педагогов, психологов, то есть всех, кто непосредственно общается с детьми дошкольного возраста в повседневной деятельности, я хочу представить вашему вниманию методические разработки, которые помогут взрослым в работе с детьми.

С одной стороны, “сухой” бассейн, наполненный разноцветными шариками, — это интересный автодидактический модуль, способствующий саморазвитию ребенка. С другой стороны, методически грамотное его применение взрослыми позволяет решать задачи физического и умственного развития ребенка дошкольного возраста, формирования его психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей.

АКТУАЛЬНОСТЬ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ   “СУХОГО”  БАССЕЙНА  

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА.

“Сухие” бассейны — это игровое оборудование для дошкольных и школьных учреждений, для детских развлекательных центров, загородных домов и т. д. Материалы, из которых изготовлены бассейны, отвечают требованиям безопасности детей. Наполнитель для бассейнов — цветные шарики (красные, желтые, синие, зеленые и т. д.).

“Сухие” бассейны органично включаются в предметно - развивающую среду игровых комнат, релаксационных помещений, физкультурных залов. Они используются для проведения подвижных игр и игровых упражнений с детьми, на их основе организуются дидактические игры (сериация по цвету, количеству и т. п.)

“Сухой” бассейн может служить средством для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых. В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности. Таким образом, “плавание” в “сухом” бассейне полезно людям любого возраста, главное, чтобы размеры бассейна соответствовали росту и объему тела “пловца”.

Погружаясь в “сухой” бассейн, перемещаясь в нем, дети принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела человека, находящегося в нем. Это особенно важно для людей с двигательными нарушениями.

“Сухой” бассейн  - это активизация обменных процессов и эффект закаливания, профилактика и лечение многих заболеваний. Особенно полезны “сухие” бассейны  детям, имеющим нарушения осанки, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сколиоз позвоночника, остеохондроз,   заболевания нервной системы.

Полезность “сухого” бассейна  очень высока. Это место для игр и отдыха детей способствует улучшению деятельности сердечнососудистой системы ребенка, его центральной нервной системы,  оказывает положительное влияние на органы дыхания, улучшение деятельности опорно-двигательного аппарата.

Не останавливаясь подробно на вопросах психомоторного развития человека, отмечу некоторые ключевые понятия, обусловливающие, на мой взгляд, необходимость занятий с детьми дошкольного возраста в “сухом” бассейне. В ходе движений (“плавания” и других процедур, проводимых в “сухом” бассейне) у ребенка в большей или меньшей степени происходит формирование психомоторных способностей. 

Поэтому занятия с использованием “сухого” бассейна — это активный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие психомоторных задатков и двигательной деятельности детей дошкольного возраста.

Отмечу, что психомоторная обучаемость в ходе занятий в “сухом” бассейне характеризуется не столько содержательной стороной учения (приобретаемыми знаниями и умениями), сколько скоростью и легкостью их усвоения, овладения необходимыми приемами мыслительной и двигательной деятельности, степенью ее активности, самостоятельности, гибкости, достигаемыми в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

“Сухой” бассейн — незаменимый помощник в процессе формирования перцептивных действий у детей дошкольного возраста, то есть значимых структурных единиц процесса восприятия человека. Ведь именно эти действия обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации в образы, адекватные предметному миру и задачам деятельности. Генетическая связь перцептивных и практических действий проявляется в их развернутом внешне- двигательном характере, что позволяет детям усваивать сенсорные эталоны (объем, глубина, ширина и другие пространственные характеристики бассейна, цвет, форма и фактура шариков). Дети постепенно начинают использовать эти эталоны как своеобразные чувственные мерки. В результате возрастает точность и произвольность сенсорно-перцептивных процессов.

Задачи сенсомоторного развития детей дошкольного возраста решаются в процессе занятий с использованием “сухих” бассейнов, если эти занятия организуются с учетом следующих направлений:

  • развитие способности к точному управлению движениями в пространстве сухого бассейна (чувство пространства);
  • формирование способности к реагированию на изменение положение тела во время перемещения в “сухом” бассейне (время сложной двигательной реакции);
  • развитие способности сохранять равновесие, перемещаясь в «море» шариков (статическая координация);
  • обучение навыкам поддержания максимально возможного темпа движений во время “плавания” в “сухом” бассейне (частота движений за единицу времени);
  • развитие моторной асимметрии;
  • обучение и развитие словесной регуляции движений в сухом бассейне (выполнение двигательных действий по словесной инструкции, оречевление собственных действий, рассказ о своих ощущениях и т. п.);
  • снижение повышенного психического возбуждения (релаксация);
  • развитие способности к активному воображению.

Таким образом, полифункциональность “сухого” бассейна позволяет решать различные задачи развития, коррекции нарушений движения, повышения двигательной активности детей. Все это дает основание отнести “сухие” бассейны к современному игровому оборудованию, эффективно использующемуся в игровых комнатах дошкольных и школьных учреждений, а также в интерактивной среде светлой и темной сенсорных комнат.

Очень кратко рассмотрим влияние занятий с использованием “сухих” бассейнов на различные функциональные системы формирующегося организма ребенка.

Мышечная система. Большинство упражнений в “сухом” бассейне выполняются с помощью крупных мышечных групп рук, ног, туловища. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и мелкие группы мышц. Используя местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений в ходе движений в “сухом” бассейне, можно вызывать возбуждение периферических отделов нервно-мышечного аппарата, внутренних органов и сосудов.

Чередование упражнений и игр, требующих определенного мышечного напряжения и расслабления, позволяют ребенку справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени. Это создает условия для гармоничного формирования пропорций тела.

Сердечно-сосудистая система. Особенность сердечнососудистой системы детей раннего возраста требует частого отдыха и смены физических упражнений.

Сердце ребенка быстро утомляется при напряжениях, возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Горизонтальное расположение тела при выполнении упражнений в “сухом” бассейне, а также механическое воздействие шариков на поверхность тела способствуют току крови по периферии и облегчают ее передвижение к сердцу.

Опорно-двигательный аппарат. Опорно-двигательный аппарат ребенка дошкольного возраста находится в стадии формирования, поэтому позвоночник у него мягкий, эластичный, его естественные изгибы еще не закреплены и в положении лежа выпрямляются. Из-за такой податливости позвоночник легко подвергается деформации. При движении в “сухом” бассейне туловище ребенка скользит по шарикам, при этом снижается давление на скелет, особенно на позвоночник. Поэтому “плавание” в “сухом” бассейне является эффективным средством укрепления скелета и его коррекции.

Органы дыхания. В детском возрасте отмечается узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие кровеносных и лимфатических сосудов, слабость дыхательной мускулатуры. В процессе усиленной деятельности во время игр и упражнений в “сухом” бассейне дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Итак, подведу итог сказанному. Очевидно, что занятия с детьми в “сухом” бассейне дают массу преимуществ. Наряду с другими тренажерами и оборудованием, способствующими физическому развитию детей дошкольного возраста, “сухие” бассейны помогают решать задачу их соматического оздоровления. “Сухие” бассейны располагают широким спектром возможностей, как для профилактики различных заболеваний, так и для лечения детей с различными двигательными и неврологическими нарушениями.

В бассейне можно проводить различные занятия, развивающие общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику у детей дошкольного возраста.

Занятия в “сухом” бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В “сухом” бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Имея безопасную опору, ребенок в то же время может двигаться, ощущая постоянный контакт тела с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция проприоцептивной и тактильной чувствительности.

Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка дошкольного возраста в целом, игры в “сухом” бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких разноцветных шариков.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГР-ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «СУХОГО» БАССЕЙНА

Изделия типа «сухой бассейн» предназначены для игр и занятий с детьми дошкольного возраста и старше. Ограничений по возрасту для занятий в сухом бассейне  не существует

“Сухой” бассейн представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется огромным количеством мягких шариков. В таком бассейне дети с удовольствием играют, прыгают, перебирают шарики.

“Сухие” бассейны имеют разную форму, цвет и размер, прекрасно вписываются в предметно-развивающую среду. В качестве емкости может выступать как обычный манеж для детей, так и простые детские надувные бассейны, которые можно использовать для плавания.

“Сухие” бассейны используются внутри помещений. Перед началом эксплуатации изделия необходимо убедиться, что на месте проведения занятий (или рядом с ним) отсутствуют объекты, способные привести к порче изделия (режущие, колющие предметы, высокотемпературные источники и т. п.).

“Сухие” бассейны, представляют собой мягкие каркасы, покрытые чехлами из полимерного материала. Каркас “сухого” бассейна изготавливается из плотного эластичного поролона, обтянутого искусственной кожей (это прочный, устойчивый к истиранию и иным видам деформации виниловый материал), а наполнителем для бассейна служат цветные полиэтиленовые  шарики основных цветов (зеленые, красные, желтые, синие).

Бассейн нужно заполнять по бортики. Как правило, для небольших “водоемов” нужно 100-200 шаров, для конструкций среднего размера – 300-500.

Что касается наполнителя (шариков), здесь лучше отдавать предпочтения продукции известных фирм, имеющей все сертификаты качества. В идеале шары не должны пахнуть вообще, быть достаточно мягкими, чтобы не травмировать “купающегося”, и прочными, дабы не смяться после “заплыва”.

Помимо разнообразия цветов, шарики для “сухого” бассейна различаются размером (диаметром – 6, 7, 8 см.) и жесткостью. Шарики для “сухого” бассейна  сделаны из экологически чистого материла, ведь дети нередко пробуют все “на зубок”. Важным требованием к шарикам, кроме их экологичности, является герметичность, которая обеспечит безопасность для ребенка. Внутри шариков, как правило,  находится воздух, который придает им дополнительную упругость. Разноцветные мячики для “сухого” бассейна при давлении принимают первоначальную форму, служат безопасной опорой для тела ребенка. Качественные шары для “сухих” бассейнов абсолютно безопасны.

Специалисты рекомендуют шары для “сухих” бассейнов покупать в достаточном количестве, чтобы ребенок мог просто купаться в них. Тогда они принесут огромную пользу.

Есть показания и противопоказания

Показания.

Детки, у которых есть нарушение нарушениями осанки, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, при сколиозах позвоночника, при остеохондрозах, при заболеваниях нервной системы, в восстановительном периоде после травм, вегетососудистой дистонии, гипотонии, при неврозах, для детей с ДЦП, занятия в “сухом” бассейне пойдут на пользу.

Противопоказания:

Если у ребенка есть заболевания кожи, гнойничковые и грибковые, или повышенная температура тела (больше 37,5°C), или острый период любого заболевания и если есть повышенное артериальное давление больше 140/ 90.

Все элементы конструкции сухого бассейна делаются из очень мягких или эластичных материалов и для малыша опасности не представляют. Наоборот – они смягчают возможные при падении удары. Ребенок спокойно может прыгать, падать, кувыркаться в таких шариках. Все поверхности блоков бассейна имеют антиаллергенное покрытие. Все части бассейна легко чистятся и моются.

Обработка “сухого” бассейна: ультрафиолетовое облучение после каждого использования бассейна не менее одного раза в день, троекратно, перемешивая мячи. Время облучения – 1 час.

Чтобы удалить загрязнения с поверхности бассейна, его моют мыльным раствором, затем промывают чистой водой и протирают сухой мягкой тканью.

Бортик бассейна обрабатывают ежедневно после каждого использования 0,06 % раствором Жавеля или другого дезсредства. Мячи моют в сетках, погружая их в мыльно - содовой  раствор, промывают проточной водой и сушат 1 раз в 1 месяц  при проведении генеральной уборки.

При организации занятий с применением “сухого” бассейна необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы и требования здоровьесберегающих технологий работы с детьми. Среди них наиболее важные:

  • заниматься в “сухом” бассейне необходимо в облегченной одежде и босиком (для повышения массажного воздействия оборудования и воздушного закаливания);
  • погружаться в сухой бассейн рекомендуется небольшими группами, исходя из объема бассейна (от 3 до 6 человек);
  • находиться и заниматься в бассейне рекомендуется от 10 до 25 минут с учетом возраста (чем младше дети, тем меньше продолжительность занятий), индивидуально-типологических особенностей занимающихся (гиперактивность, астенические, эмоционально-волевые нарушения и другие синдромы), частота занятий — раз в неделю;
  • при подборе игр и упражнений следует исходить из задач двигательного, познавательного развития детей, воспитательных и коррекционно-образовательных задач;
  • перед проведением игр детям необходимо доходчиво объяснить игровые правила, игровую задачу, цель игры и ожидаемый результат;
  • объяснять содержание и правила игры следует четко, логично, понятно. Например: название игры, роль играющих, ход игры, правила. При необходимости взрослый (педагог, родитель) сопровождает свое объяснение показом движений и последовательности действий;
  • упражнения на расслабление мышц дети выполняют неторопливо, тщательно фиксируя моменты напряжения и расслабления. Обычно такие упражнения сопровождаются спокойной музыкой или релаксационным текстом, который взрослый произносит спокойно, размеренно;
  • игры и упражнения организуются таким образом, чтобы дети могли проявить двигательное творчество.

При проведении занятий с использованием “сухого” бассейна рекомендуется выделить этап знакомства с оборудованием (пропедевтический этап). Дети могут предварительно выполнить ряд упражнений, стоя около “сухого” бассейна.

Комплексные занятия с “сухим” бассейном предполагают следующие элементы:

  • дыхательную гимнастику;
  • хождение по сенсорной тропе;
  • босохождение;
  • самомассаж;
  • бесконтактный массаж;
  • упражнения на формирование правильной осанки;
  • «плавание» в бассейне.

При организации занятий с применением “сухого” бассейна необходимо учитывать, что бассейн, наполненный шариками, сам по себе привлекает внимание детей, стимулирует их к свободному движению по собственной инициативе, к изменению по своему желанию направления движения, позы, к чередованию деятельности и отдыха. На первых занятиях нужно понаблюдать за тем, какие движения детям особенно нравятся, а какие их пугают. Испуг или другие негативные эмоции являются сигналом к прекращению игры в “сухом” бассейне.

По прошествии определенного времени дети начинают самостоятельно играть в бассейне, осваивая технику движений на животе и на спине.

Для большего оздоровительного эффекта игры и упражнения в “сухом” бассейне необходимо проводить с детьми регулярно. Занятия лучше проводить в игровой форме и индивидуально.

Обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ

 С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В “СУХОМ” БАССЕЙНЕ

Методика занятий с детьми дошкольного возраста с использованием “сухого” бассейна предполагает поэтапное овладение двигательным умением: сначала дети учатся выполнять составные компоненты упражнения, осознавать их значимость и взаимосвязь в структуре движения. Эти умения постепенно соединяются в целостное движение в упрощенных условиях. Затем дети переходят к выполнению движений разными способами, что способствует усвоению общих положений, закономерностей, характерных для группы однородных движений.

Процесс обучения идет как бы по спирали, на каждом витке которой предусматривается решение определенных задач: разучивание и закрепление одних движений и совершенствование уже усвоенных. На каждом этапе занятий в “сухом” бассейне формируются предпосылки для решения следующей группы задач. Такая методика работы обеспечивает многократную повторяемость материала и его усложнение, способствует прочности его усвоения.

Методика занятий в “сухом” бассейне предусматривает постепенное увеличение физической нагрузки для расширения возможностей организма, увеличения работоспособности сердечно - сосудистой, дыхательной, мышечной, костной систем. В ходе проведения занятий особое внимание обращается на обучение специальным упражнениям, направленным на развитие физических качеств и способностей детей (быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, равновесия, координационных способностей).

Таким образом, занятия с детьми дошкольного возраста в сухом бассейне направлены на:

  • формирование сенсорных представлений (цвет, форма, величина, качество, пространственная ориентация);
  • развитие барического чувства;
  • стимуляцию гностических процессов (зрительных, тактильно-вибрационных модальностей);
  • развитие и коррекцию психических процессов (целостное восприятие; слуховую, зрительную, кинетическую, кинестетическую память; произвольность внимания; наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление);
  • релаксацию (произвольное и непроизвольное расслабление мышц тела);
  • самомассаж, опосредованный массаж;
  • формирование основных качественных характеристик движений: силы, точности, амплитуды, объема, темпа, ритмичности, плавности и переключаемости.

«Сухой» бассейн можно использовать для снятия психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста в течение дня и как часть индивидуального коррекционного занятия.

Рекомендации

по проведению занятий в «сухом» бассейне:

Все занятия в “сухом” бассейне проводятся под непосредственным наблюдением и руководством взрослого (воспитателя, инструктора по физической культуре, психолога и других специалистов).

 - занятия лучше проводить в игровой форме и индивидуально, подгруппой – 5-7 детей;

- обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес;

- игры и упражнения следует подбирать с учетом возможностей малыша;

- необходимо поощрять удовлетворение, которое получает ребенок от занятия;

- каждое упражнение предполагает повторение от трех до пяти раз;

- форма одежды – майка и трусы

Этапы занятия

I - Вводная часть

Цель. Cоздание игровой ситуации.

II, III – Основная часть.

Цели.

II – Массаж и укрепление мышц верхних конечностей.

III – Массаж всего тела, развитие общей подвижности.

IV – Заключительная часть.

Цель. Мышечная релаксация, позитивный настрой.

Упражнения в «сухом» бассейне проводятся в четырех исходных положениях:

  • стоя;
  • сидя;
  • лежа на спине;
  • лежа на животе.

«Сухие» бассейны используют в своей работе разные специалисты. Естественно, что цели и задачи, которые они ставят перед собой, организуя занятия с этим оборудованием, во многом совпадают. Тем не менее существуют и определенные отличия, связанные с направлениями педагогической и психологической деятельности специалистов, особенностями детей дошкольного возраста. Кратко охарактеризую основные направления и содержание работы с сухим бассейном инструктора по физическому воспитанию (тренера), воспитателей, практических психологов.

                                               Основное содержание работы

инструктора по физическому воспитанию

Занятия с использованием “сухого” бассейна, которые проводит инструктор по физическому воспитанию, направлены на положительное изменение функционального состояния различных систем организма ребенка. Эти занятия ориентированы на увеличение подвижности суставов, связок и сухожилий. Помимо этого, специалист в процессе занятий в “сухом” бассейне проводит работу по закаливанию детей, коррекции нервно - психической возбудимости. При выполнении физических упражнений в “сухом” бассейне у детей улучшаются венозный ток и работа сердца. Дети обучаются правильному динамическому и статическому дыханию.

Занятия по физическому воспитанию в “сухом” бассейне имеют своей целью:

  • развитие общей двигательной активности детей;
  • создание благоприятных физиологических условий для нормального роста ребенка;
  • формирование правильной осанки;
  • улучшение координации движений;
  • увеличение силы и тонуса мышц;
  • коррекцию плоскостопия;
  • увеличение подвижности суставов, связок и сухожилий;
  • обучение правильному динамическому и статическому дыханию;
  • улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • закаливание детей, коррекцию нервно-психической возбудимости, расширение сосудов кожи, улучшение венозного тока и работы сердца;
  • возбуждение периферических отделов нервно-мышечного аппарата, внутренних органов и сосудов;
  • расслабление гипертонуса мышц;
  • улучшение тактильной чувствительности тела;
  • улучшение психоэмоционального состояния детей.

“Плавание” в “сухом” бассейне подразумевает, прежде всего:

  • развитие адаптивных возможностей организма, возникающих при мышечной работе;
  • закаливание;
  • массаж.

Среди занятий, проводимых инструктором по физическому воспитанию, следует выделить занятия, направленные на тренировку мышц туловища и позвоночника, выполняющих гравитационную работу в вертикальном положении тела. Такие упражнения рекомендуется начинать с разгрузки, когда ребенок находится в положении лежа, на четвереньках, полулежа, откинувшись на борт “сухого” бассейна.

Для стимулирующего действия физических упражнений по отношению к вегетативным системам детского организма не имеет значения, какие мышцы произвели данную работу. Ответная реакция будет зависеть от величины этой работы, а не от того, где расположены мышцы. Для лечебного применения физических упражнений это очень важно, так как при ряде ортопедических заболеваний целые группы мышц нельзя вовлекать в работу или их действие должно быть ограниченно.

Немаловажное значение в работе инструктора по физическому воспитанию имеет обучение детей правильному дыханию, поскольку упражнения в сочетании с массажным эффектом требуют умения выполнять глубокий вдох и выдох.

Трудно переоценить значение “сухого” бассейна для развития равновесия, координации, силовых качеств у детей дошкольного возраста. В работе с детьми этой возрастной категории целесообразно использовать игровые и повторные методы.

Таким образом, игры и упражнения в “сухом” бассейне могут успешно включаться в программу физического воспитания детей дошкольного возраста и старше.

Основное содержание работы воспитателя

Наибольшее распространение “сухие” бассейны получили в проведении подвижных занятий и игровых упражнений с детьми.

Элементы упражнений и игры с детьми дошкольного возраста в “сухом” бассейне можно использовать при проведении следующих видов физкультурно-оздоровительной работы с детьми: индивидуальных и коллективных занятий; физкультурных досугов и праздников; физкультурных пауз и утренней гимнастики. Массаж шариками в “сухом” бассейне способствует развитию у детей тактильной чувствительности, яркие цвета стимулируют зрительное восприятие. Игры в “сухом” бассейне улучшают самочувствие и эмоциональное состояние ребенка. По усмотрению педагога игры и упражнения в “сухом” бассейне могут быть включены в любую часть занятия.

Занятия по формированию речевой деятельности, сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста становятся более эффективными при использовании оборудования, позволяющего обучать детей релаксации и вызывать эффект опосредованного массажа. Такое воздействие оказывают “сухие” бассейны, способствуя растормаживанию речевых зон и стимулируя сенсорные представления детей.

Для изучения сенсорных представлений проводятся упражнения в бассейне с шариками основного цвета (красного, желтого, зеленого, синего цвета). Интересны игры с шариками как сенсорными эталонами (цвет, форма, фактура).

Пластиковые шарики широко используются для игр и упражнений с шариками. Яркие шары для “сухого” бассейна – отличное пособие для обучения ребенка цветам. Можно использовать шары для “сухого” бассейна и при организации других развивающих, а также подвижных игр.

В “сухой” бассейн, наполненный шариками, можно спрятать различные игрушки, которые дети должны отыскать, ориентируясь на цвет, форму и т. п. Поиск игрушек по заданному признаку оживляет занятие, становится дополнительным стимулом для ребенка.

Развитию тонкой моторики рук способствуют упражнения на прокатывание шариков, собирание шариков по цвету и количеству, заданному взрослым, перекладывание шариков из одной руки в другую, сжимание шариков в руках, поглаживание шариков ладонями в “сухом” бассейне, доставание шариков со дна бассейна и т. п.

Очень эффективны игры с шариками для развития математических представлений детей (о количестве, о множестве, для составления и решения простейших арифметических задач и т. д.)

В работе с детьми этой возрастной категории целесообразно использовать игровые и повторные методы.

Основное содержание работы практического психолога

Терапевтический эффект “сухого” бассейна, наполненного шариками, достаточно высок. Он служит прекрасным примером неструктурированного игрового материала наряду с водой и песком. Ребенок в играх может по своему усмотрению использовать и шарики, и сам бассейн. Он может кувыркаться, барахтаться, спокойно лежать в бассейне, с агрессией выбрасывать из него шарики, может даже перевернуть бассейн со всеми шариками, чтобы продемонстрировать свою силу, и т.д. При этом снижается эмоциональное напряжение ребенка.

В отобразительных играх шарики могут заменять реальные предметы: яблоки, мячи, еду, а “сухой” бассейн может стать и бассейном, и озером, и рингом для битв сил добра и зла.

Незаменимым игровым оборудованием “сухой” бассейн является в работе с аутичными детьми. Они, как показала практика психологической работы, интересуются “сухим” бассейном с шариками в первую очередь, и этот интерес удерживается в структуре занятия продолжительное время. Поскольку аутичные дети зачастую не умеют использовать игрушки по их функциональному назначению, а потому стандартные игрушки мало интересуют их, то шарики служат для них прекрасным объектом для манипуляций. При этом манипуляции таким количеством шариков вызывают у них целый спектр эмоциональных реакций, что является хорошим условием для психологической “подстройки” психолога к ребенку.

Ребенок не всегда может самостоятельно преодолеть беспокоящую его ситуацию. Для профилактики дезадаптации детей дошкольного возраста проводятся специальные занятия. Они направлены на проявление активности и преодоление препятствий. Включение в такие занятия игрового неструктурированного материала, в том числе и “сухого” бассейна с разноцветными шариками, помогает снять психоэмоциональное напряжение, сформировать у них умения ориентироваться в незнакомой обстановке, преодолевать трудности.

Структура занятия с детьми с использованием “сухого” бассейна зависят от характера психологических трудностей ребенка.

ВАРИАНТЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игры в сухом бассейне

«Схвати шарик»

 Взрослый держит ребенка над сухим бассейном и просит его схватить шарик двумя руками, затем одной рукой (сначала правой, потом левой).

«Поймай бабочку»

Взрослый держит в руке веревочку, к концу которой прикреплена бабочка. Он ходит вокруг бассейна, то поднимая веревочку, то опуская ее. Ребенок сидит в бассейне с шариками и пытается «поймать бабочку» (сначала двумя руками, затем одной рукой).

«Спрячем ручки»

Дети, лежа на животе, погружают на дно бассейна руки.

«Погреем ножки»

Дети сидят в бассейне произвольно и погружают на его дно ноги.

 «Сильные ножки»

Дети сидят в бассейне, прислонившись спиной к бортику. По сигналу педагога они отталкивают от себя шары ногами.

«Быстрые ножки»

Дети, стоя в бассейне, держатся руками за его бортики. По сигналу педагога они начинают бег по шарикам.

«Рыбки»

Лежа на животе в сухом бассейне, дети имитируют плавательные движения.

«Прятки»

Дети стоят в бассейне, держась руками за его бортики. По сигналу педагога они то приседают, то снова встают.

«Жучки»

Упражнение выполняется лежа на спине. Дети одновременно поднимают вверх руки и ноги и двигают ими, словно лапками.

 «Кто быстрее»

Исходное положение: стоя в бассейне на четвереньках. По сигналу взрослого дети ползут до ориентира (например, игрушки).

«Лягушки»

Исходное положение: стоя на стуле (высота равна высоте бортика бассейна). Ребенок прыгает со стула в бассейн.

Взрослый придерживает детей за руки.

«Ежики спрятались»

Исходное положение: лежа в бассейне на спине. Дети прижимают колени к груди и обхватывают их руками.

«Бабочка летит».

Исходное положение: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети разводят и сводят колени.

«Юла»

Исходное положение: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети с помощью ног вращаются вокруг себя.

«Потанцуем

Исходное положение: стоя в бассейне, в каждой руке по шарику. Развести руки в стороны, сделать легкие пружинистые движения.

«Спрячь зайку от волка»

Дети произвольно сидят в бассейне. Педагог кладет в центр бассейна игрушку — зайца. Дети набрасывают на него шары.

 «Найди мишку». Упражнение выполняется, стоя в бассейне. Педагог при детях прячет игрушку-мишку в шарах. По его сигналу дети должны отыскать ее.

 «Строим домик».

Дети сидят в бассейне произвольно и руками строят горку из шаров.

 «Зайки греются на солнышке».

Дети лежат в бассейне, поворачиваясь то на один бок, то на другой бок. Руки при этом находятся в произвольном положении.

 «Поздоровайся»

Дети сидят в бассейне полукругом, руки до плеч погружены в шарики. Воспитатель должен поздороваться с каждым за руку «под водой».

«Волны»

Дети стоят на коленях вокруг бассейна, опускают в него обе руки и одновременно делают вращательные движения: а) встречные, б) расходящиеся, в) в правую сторону, г) в левую сторону.

«Кто больше?» 

Дети сидят в бассейне с шариками. Педагог дает им задание: набрать и удержать в руках как можно больше шариков.

Усложнение: брать шарики определенного цвета.

 «Полощем белье».

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн правую руку, осуществляя движения в правую и левую сторону («полощет белье»), то же повторяет левой рукой. В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

«Шаловливые ручки»

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн обе руки и совершает ими произвольные движения («ручки шалят»). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

«Разноцветные круги»

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него правую руку и «рисует» большие разноцветные круги (вращательные движения правой рукой), то же повторяет левой рукой. В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

«Солнышко»

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него обе руки и «рисует» солнце (вращательные движения обеими руками одновременно). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

«Радуга»

Ребенок стоит перед бассейном на коленях, затем опускает в него обе руки и «рисует» радугу (одновременные движения обеими руками слева направо и справа налево). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

«Шаловливые ножки»

Ребенок сидит на бортике бассейна, по сигналу педагога он опускает в бассейн ноги и выполняет ими произвольные движения в разные стороны. В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы ног.

«Гусеница»

Ребенок лежит в бассейне на животе, затем начинает выполнять движения, словно «ползет» по бассейну (но не на четвереньках). Упражнение направлено на массаж всего тела и развитие общей подвижности.

«Хитрый котёнок»

Ребенок стоит на четвереньках в бассейне, затем, как котенок, крадется от одного края бассейна до другого, затем вдоль бортика. Иногда он прячется в шарики (ребенок должен стремиться передать характер движений животного). Упражнение направлено на массаж всего тела и развитие общей подвижности.

«Разведчик»

Ребенок лежит в бассейне на животе, затем, как «разведчик», крадется по бассейну на четвереньках, «плывет в воде», ползет, скрываясь от преследователей, «ныряет» в шарики и т. п. В результате осуществляется массаж всего тела, развивается общая подвижность.

«Пловец»

Ребенок лежит в бассейне на животе, руки выпрямлены, вытянуты вперед, затем он выполняет движения руками по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, потом выполняет те же движения руками, сгребая шарики к себе, В результате осуществляется массаж всего тела, развивается общая подвижность.

«Отдых»

Ребенок лежит в бассейне на спине. Педагог предлагает ему представить, что он находится в воде озера, вода теплая, ласковая, вокруг спокойно и тихо, ребенку хорошо и приятно. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и слушать его голос. В процессе упражнения напряжение чередуется с расслаблением, регулируется дыхание, снижается психоэмоциональное напряжение.

Самомассаж кистей и пальцев рук

с использованием “сухого” бассейна.

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности». Для создания “сухого” бассейна небольшую глубокую ёмкость ( диаметром 25 см , высотой 12 – 15 см ) заполняем промытым и высушенным горохом или фасолью на восемь см . Дети погружают руки как можно глубже в наполнитель, и массируются взрослым, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Самомассаж кистей и пальцев рук в “сухом” бассейне способствует: нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Самомассаж в “сухом” бассейне можно сопровождать стихотворным текстом, который представлен ниже.

Горох

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер – сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Тесто

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Будет в печи место.

Будут – будут из печи

Булочки и калачи.

Лодочка

Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности “сухого” бассейна.

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

Повар

Выполнять круговые движения кистью в “сухом” бассейне по часовой стрелке и против неё.

Варим, варим, варим щи! Щи у Вовы хороши!

Стираем платочки

Выполнять движения широкой ладонью по дну “сухого” бассейна в направлении вперёд – назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают платочки.

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножечко устали.

Колобок

Сжимать и разжимать кулачки в “сухом” бассейне.

Кулачок как колобок.

Мы сожмём его разок.

Кулачки сжимаем, кулачками мы играем.

Зарядка 

Сжимать и разжимать кулачки в “сухом” бассейне.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Напрягаем пальцы

Опустить кисти рук в “сухой” бассейн. Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжём.

Ладошки здороваются

Опустить кисти рук в “сухой” бассейн. Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее, затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами

Наши пальчики сплетём

И соединим в ладошки.

А потом как только можем

Крепко – некрепко сожмём.

Лягушки

Сжать руки в кулачки и положить их на дно “сухого” бассейна пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Пальцы играют

Опустить руки в “сухой” бассейн. Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Игры и упражнения с шариками

«Дай шарик»

Игра состоит из трех этапов.

Первый этап — сличение цвета. Взрослый показывает ребенку шарик и просит: «Дай такой же» или «Дай шарик такого же цвета».

Второй этап — выбор цвета по вербальной инструкции: «Дай мне красный шарик».

Третий этап (для говорящих детей) — педагог, показывая шарик, спрашивает: «Какого цвета этот шарик?» Игра направлена на развитие зрительного восприятия цвета.

«Посчитаем шарики»

Показывая на шарики в бассейне, взрослый говорит: «Дети, посмотрите как много здесь шариков. Я возьму один шарик. Покажите, где один шарик? А где много шариков? Возьми один шарик. Сколько ты взял?» В процессе игры развиваются математические представления детей.

«Собери шарики»

Дети построены в шеренгу. “Сухой” бассейн пуст. Шарики разбросаны по залу. Педагог рассказывает детям сказку: «Жили-были в домике шарики. Заспорили они кто из них лучше, кто дольше катится, у кого одежда ярче, кто дальше полетит. Красный шарик заважничал и сказал. Что он лучше всех. Шар синего цвета заявил, что может высоко взлететь вверх. А желтый похвастался: "Я так далеко и быстро укачусь, что даже дети меня не догонят!" Спорили они спорили и доспорились до того, что домик, в котором они жили, перевернулся. Посыпались шары из домика и укатились кто куда. Лежат они в одиночку и думают: "Если бы ребята помогли нам вернуться в наш домик, мы бы помирились и стали жить дружно».

Педагог показывает на пустой бассейн и предлагает детям собрать шарики и отнести их в домик, предупреждая, что шарики надо нести осторожно, чтобы не уронить.

Дети осторожно ходят по залу, собирают шарики и складывают их в бассейн.

«Кто больше»

Шарики из “сухого” бассейна разбросаны по залу. У детей в руках пластмассовые ведерки или корзинки. За определенное время, детям нужно  собрать шарики.

Усложнение: Собрать шарики определённого цвета.

«Забей в ворота мяч»

Дети с помощью разных предметов (клюшки, гимнастической палки и т. д.) стараются  забить мяч в ворота (в качестве ворот можно использовать мягкие модули или перекладины на стойках).

 «Догони шарик». Педагог бросает на пол столько шариков, сколько детей в группе, и предлагает им бегом догнать шарик.

Усложнение: Догнать каждый свой шарик.

«Посмотри на шарик»

Исходное положение: стоя, руки внизу держат шар. На счет «раз» руки с шаром выводятся вперед, на счёт «два»  вверх, на счет «три» дети поднимаются на носки, смотрят на шар, затем возвращаются в исходное положение. Упражнение повторяется 3 - 4 раза.

«Наклоны вперед»

Исходное положение: стоя, руки вытянуты вперед, держат шар. На счет «раз», наклониться вперед, на «два» посмотреть на шар, на счет «три», вернуться в исходное положение. Упражнение повторить 3 – 4 раза.

«Шарики спрятались»

Исходное положение: сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе, шар за спиной. Педагог говорит детям о том, что шарики спрятались и их нужно найти. На счет «раз» дети поворачиваются в одну сторону, на счет «два» возвращаются в исходное положение. На счет «три» — поворот в другую сторону, на счет «четыре» — исходное положение. Упражнение повторить по 3 - 4 раза в каждую сторону.

«Вверх за шариком»Исходное положение: сидя, ноги вместе, шарик в вытянутых руках. Педагог, предлагает детям на счёт «раз»  шариком коснуться носков, на счет «два» вернуться в исходное положение. Упражнение повторяется 3 - 4 раза.

«Прыжки с шариками»

Дети, держа шарики в руках, подпрыгивают на месте.

 «Покружимся вместе с шариками»

Упражнение на восстановление дыхания. Дети с шариками в руках кружатся в правую и в левую сторону (по 2 раза в каждую сторону).

Упражнения в “сухом” бассейне

Упражнения, выполняемые из исходного положения сидя

  • Взяться руками за бортик бассейна, спиной прислониться к бортику, поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах.
  • Выполнять повороты головы.

Упражнения,

 выполняемые из исходного положения лежа на животе

  • Опустить руки на дно бассейна и достать шарики.
  • Разведение и сведение рук в стороны и вместе (как при плавании), поглаживая шарики.
  • Приподнять руки вверх, посмотреть вперед, опустить.
  • Движения руками, как при плавании, отгребая шарики от себя, затем выполняя обратное движение к себе.
  • Повороты на бок, на спину, в обратном порядке.

Упражнения,

выполняемые из исходного положения лежа на спине

  • Потянуться 10-15 секунд, расслабиться и отдохнуть.
  • Приподнимать голову и плечи.
  • Подтянуть колено к груди, захватив его руками, повторить упражнение для другой ноги.
  • Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, отталкивая шарики ногами.
  • Поглаживать шарики руками, разводя их в стороны.
  • Сгребать шарики руками на себя («закопаться»).

Упражнения,

выполняемые из исходного положения стоя

Переступать с одной ноги на другую.

Ходьба по шарикам.

Передвижение в бассейне на четвереньках.

Держась за бортик бассейна, перешагивать через него.

Упражнения с шариками в “сухом” бассейне

1.    Исходное положение: основная стойка, в обеих руках шарики для "сухого" бассейна. «Раз» — поднять руки вверх, «два» — постучать шариками друг о друга, «три» — вернуться в исходное положение. Повторить 3 – 4  раза.

2.    Исходное положение: основная стойка, руки с шариками прижаты к груди. «Раз» — вытянуть руки с шариками вперед, «два» — вернуться в исходное положение. Повторить 3 – 4  раза.

3.    Исходное положение: основная стойка. «Раз» - поднимать руки вверх, «два» —  вниз. Повторить 3 - 4 раза.

4.    Исходное положение: стоя, прокатывать шарик между ладонями  в круговую. Выполнять 15 - 20 секунд.

5.    Исходное положение: сидя на полу, руки в упоре сзади. Катать шарики обеими стопами вперед и назад, Выполнять 15 - 20 секунд.

6.    Прыжки на месте с шариками в руках. Выполнять 15 - 20 секунд.

Комплекс упражнений для занятий в “сухом” бассейне

«Воронки»

Цель: массаж и развитие координации верхних конечностей.

 И.п. – дети стоят вокруг бассейна.

 - опускают в бассейн поочередно правую, левую руки и делают произвольные вращательные движения.

 - опускают две руки, делают одновременные вращательные движения (варианты: в левую(правую) сторону; встречные, расходящиеся).

«Ныряем»

Цель: массаж шейных мышц.

 И.п. – стоя в наклоне у бассейна, руки опущены в бассейн.

 - выполняется наклон в бассейн вниз с одновременными поворотами головы вправо-влево (ребенок старается зарыться головой в шарики и достать дна).

«Не замочи рук»

Цель: развитие динамической и статической координации.

 И.п. – стойка ноги врозь в бассейне.

  - стойка с различным положением рук, стараясь сохранить равновесие.

  - передвижение по периметру бассейна без опоры руками,

 Сохраняя равновесие.

 «Велосипед»

Цель: массаж подошв стоп и икроножных мышц.

И.п. – сидя, спиной к бортику, прямые руки в стороны на бортике, ноги вместе вытянуты вперед.

 - работать ногами, как на велосипеде, стараясь разогнать больше шариков в стороны.

«Лягушка»

Цель: укрепление мышц спины, рук.

И.п. – лежа на груди, руки вверх ладонями вниз, голова поднята.

 - разгребать шарики руками (как лягушка) в стороны, стараться продвинуться вперед.

Конспекты занятий в «сухом бассейне»

 с детьми дошкольного возраста

Занятие в «сухом бассейне» «Волшебная полянка»

 (Занятие проводит педагог и психолог)

I ч. Вводная часть

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на волшебную полянку. Давайте сейчас закроем глазки и скажем волшебные слова:

Раз – два – три, повернись,

На волшебной полянке очутись…

 - Посмотрите, какая красота кругом: цветочки на полянке растут, бабочки летают, птички на деревьях сидят, песенки поют, водопад шумит… (Релаксационное пособие «Водопад») 

Вот и солнышко встало над нашей полянкой.

Солнышко встало             (круговое движение перед собой)
Утро настало
Утро настало                    (дети машут руками)
 Птицы проснулись
Птицы запели                   (руки вверх - потянулись)
Дети проснулись
Дети проснулись               (дети улыбаются друг другу)
Всем улыбнулись

- Посмотрите, что это за тропинка (массажные коврики)? Давайте мы по ней пойдем и посмотрим, куда же она нас приведет:

Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ-топ-топ,
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.

- Вот и закончилась тропинка. Куда же мы пришли? Посмотрите, это озеро («сухой бассейн»). Давайте подойдем к нему поближе.

II ч. Разминка

(Цель. Массаж и укрепление мышц верхних конечностей, координация работы позвоночника).

Посмотрите, какое озеро большое и глубокое. Давайте немножко с ним поиграем:

- опустим наши ручки в «озеро» глубоко-глубоко, до самого дна

У меня пропали ручки

Где вы, рученьки мои?

1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.

- а теперь опустим в «озеро» наши ножки так глубоко, чтобы достать до самого дна

 (Цель. Массаж и укрепление мышц верхних конечностей, координация работы позвоночника):

Где же, где же наши ножки?

Где же наши ножки?
Нету наших ножек!
Вот, вот наши ножки!
Вот наши ножки!

III ч. Игры и упражнения

- Посмотрите, кто это сидит на берегу нашего «озера»? Это уточка.

Давайте мы с вами переберемся на другой берег и спросим у нее, что она здесь делает.

Упражнение № 1

 (Цель: Способствовать массажу всего тела и развитию общей подвижности)

И.п.: лежа на животе

Ребенок лежит в «бассейне» на животе, затем «плывет в воде», «ныряет» в шарики и т.п.

-Здравствуй, уточка. Расскажи нам, почему ты такая грустная?...

- Ребята, уточка сказала мне, что она грустит без  своих деток – маленьких утят. Они играли и потерялись. Убежали на другой берег «озера», а вернуться к маме не могут. Поможем утяткам  вернуться к маме?

Упражнение № 2 

(Цель: Способствовать массажу всего тела и развитию общей подвижности)

И.п.: лежа на животе

Ребенок лежит в «бассейне» на животе, затем «плывет в воде» до другого берега, берет лягушонка и «плывет» обратно к его маме.

- Молодцы, ребята. Помогли утятам  вернуться к маме. Уточка говорит вам спасибо. Теперь они могут вернуться домой. Давайте попрощаемся с ними.

А у меня для вас есть сюрприз – это мой волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что же спрятано в нем? (Из мешочка достаются игрушки: кораблик, лягушка и рыбка).

- Я предлагаю вам поиграть. Сейчас вы закроете глазки, а я спрячу игрушки в нашем «озере». Потом вы откроете глазки и будем искать игрушки.

 Упражнение №3

(Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики)

Дети закрывают глаза, педагог прячет игрушки среди шариков «сухого бассейна». Дети погружаются в шарики и ищут игрушки.

- Вот молодцы, все игрушки нашли! А нам с вами пора возвращаться. Но перед обратной дорогой надо немного отдохнуть.

IV ч. Отдых

- Ложитесь скорее на травку. (Релаксационное пособие «Водопад»)

Цель

- чередование напряжение с расслаблением;

- снижение психоэмоционального напряжения.

Игра «Холодно-жарко» (повторить 2-3 раза)

И.п.: лежа на спине

Подул холодный северный ветер – детки съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, вытянули ручки и ножки.

- Ну вот, мы немножко отдохнули и можно собираться в обратную дорогу. Вот и наша волшебная тропинка:

Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ-топ-топ,
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ
.

- А теперь пора домой. Давайте снова закроем глазки и скажем волшебные слова:

Раз – два – три, повернись,

В детском саду очутись…

Занятие  «На озере»

(Занятие проводит педагог или  психолог)

I ч. Вводная часть

"Мы с тобой пришли на озеро. Будем купаться, отдыхать. Вода в озере теплая, ласковая. Тебе хорошо и приятно. Но прежде чем плавать, я предлагаю тебе поиграть с водой".

II ч. «Игра с водой»

Цель. Массаж и укрепление мышц верхних конечностей.

Упражнение № 1 «Разноцветные круги»

И.п. ребенок стоит на коленях перед бассейном.

"Опусти в «воду» правую руку и «нарисуй» большие разноцветные круги (вращательные движения правой руки). То же самое проделай и левой рукой" (3-4 раза).

Упражнение № 2 «Солнышко»

"А теперь опусти в «воду» обе руки и обеими «нарисуй» солнце (вращательные движения обеих рук одновременно)" 3-4 раза.

Упражнение № 3 «Радуга»

"В «воде» у тебя обе руки и ты постараешься «нарисовать радугу (одновременные движения обеими руками слева направо и обратно)" 3-4 раза.

III ч. «Пловец»

Цель. Способствовать массажу всего тела и развитию общей подвижности

И.п.: лежа на животе

Упражнение № 1

Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся движения руками по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4-5 раз)

Упражнение № 2

Руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Производятся движения ногами по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4-5 раз).

Упражнение № 3

Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся синхронные упражнения ногами и руками по типу плавания (4-5 раз).

IV ч. «Отдых»

Цель.

Чередовать напряжение с расслаблением, регуляция дыхания, способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

И.п: лежа на спине

"Представь себе, что ты лежишь на самом берегу озера в воде. Вода теплая, ласковая. Вокруг спокойно и тихо. Тебе хорошо и приятно. Закрой глаза, слушая мой голос:"

Упражнение № 1

"Прислушайся к своему дыханию. Дышим ровно и спокойно. Медленно вдохни и выдохни" (2-3 раза).

Упражнение № 2

"Выпрями пальцы рук, потянись так, чтобы напряглись все мышцы тела, руки и ноги стали тяжелыми, как-будто каменными (10-15 сек). А теперь расслабься, отдохни - тело твое стало легким как перышко" (2-3 раза).

Упражнение № 3

"Мои руки расслаблены, они словно тряпочки …

Мои ноги расслаблены, они мягкие …, теплые …

Мое тело расслаблено, оно легкое …, неподвижное …

Мне легко и приятно …

Мне дышится легко и спокойно …

Я отдыхаю…, я набираюсь сил …"

Свежесть и бодрость входят в меня …

Я легкий, как шарик…

Я добрый и приветливый со всеми …

Я хорошо отдохнул!

У меня хорошее настроение!

 Встать, занятие закончено.

Занятие в «сухом бассейне»

Есть у нас цветные шарики

(Занятие проводит инструктор по физическому воспитанию)

Задачи: развивать ловкость и точность движений.

Оборудование: разноцветные шарики из “сухого” бассейна, корзины и 4 разноцветных пластмассовых ведерка.

Ход занятия

Педагог говорит детям о том, что упражнения с цветными шариками помогут им стать ловкими, сильными, быстрыми. Он показывает им шарики и просит повторить названия цветов: синий, красный, желтый, зеленый.

Игра «Капли». Педагог предупреждает детей, что во время игры на колени вставать нельзя. Он рассыпает по полу цветные шары из “сухого” бассейна. Дети собирают их в ведерки: синие — в синие ведерки, красные — в красные и т. д.

Игра «Кошкин дом» (проводится в виде эстафеты). Дети делятся на две команды. Первые игроки команд набирают из сухого бассейна в ведерки шарики синего цвета (цвета воды) и бегут в противоположный конец комнаты, где стоят корзины с нарисованными на них домиками. Это кошкины домики. Игроки высыпают шарики из ведерок в корзины (тушат пожар) и передают их следующим игрокам. Побеждает та команда, которая за определенное время перенесет большее количество синих шариков из “сухого” бассейна в свою корзину.

В заключение занятия дети собирают все шарики и кладут их в сухой бассейн. Педагог предлагает детям «поплавать» в бассейне. Дети по несколько человек заходят в бассейн, «купаются», отдыхают.

Подводится итог занятия, называются самые активные, отмечаются старательные, подбадриваются те, у кого что-то не получалось.

Занятие в “сухом” бассейне

Дружные медвежата

(Занятие проводит инструктор по физическому воспитанию)

Цели занятия:

оздоровительные — укреплять мышцы рук и ног, развивать силу, гибкость и быстроту; укреплять дыхательную систему; развивать мелкую моторику рук;

образовательные — закреплять навыки выполнения основных видов движений (ползание на четвереньках, перелезание через препятствия, ходьба с удержанием равновесия), циклических упражнений (бег, ходьба, прыжки); учить детей выполнять движения в едином для всех темпе; продолжать отрабатывать навыки правильного дыхания; закреплять знания геометрических форм (кубик, кирпичик, пластина);

воспитательные — воспитывать чувство товарищества, коллективизма; закреплять культурно-гигиенические навыки.

Оборудование: мягкие модули разных форм, “сухой” бассейн, вестибулярный тренажер «Перекати поле», маски-шапочки медвежат, горшочек.

Ход занятия

Инструктор обращается к детям:

  • Ребята, сегодня у нас в гостях три медведя. Они просят построить для них дом. Вы умеете строить? Из каких предметов можно быстро и легко построить дом? Какую форму имеют эти предметы? Несите ко мне кубики и кирпичики, будем строить. (Из объемных мягких модулей складывается домик.)

Кирпичик, кубик мы положим, Для наших мишек домик сложим.

  • Я думаю, что мишки очень довольны. А вы, ребята, хотите превратиться в медвежат и пожить в этом чудесном домике? (Дети заходят в домик, надевают шапочки медведей.)

На полянке жили мишки В очень маленьком домишке. Рано утром все вставали, На зарядку выбегали.

Дети выбегают из домика, становятся в круг.

А на утренней зарядке Было все в таком порядке: Чистым воздухом дышали, Свежесть утра ощущали.

Проводится дыхательная гимнастика: вдох — через нос, выдох — через рот, на выдохе произносить: у-у-у.

Дружно нюхали цветочки И зеленые листочки.

Имитация движения; вдох — через нос, выдох — через рот, на выдохе произносить: а-а-а.

С ветерком они играли, Ветерок изображали.

Дети дуют, как ветерок.

Общеразвивающие упражнения. Движения выполняются в соответствии с текстом.

Потянувшись сладко-сладко, Брались дружно все за лапки. Приседали, поднимались, Вправо-влево наклонялись, Па полянке кувыркались. И умели медвежата, Как заправские зайчата, Быстро прыгать и скакать, Очень трудно их догнать. А потом бегом, бегом Забегали дружно в дом.

Потягивание, поднимаясь на носки, руки — вверх, берутся за руки, стоя по кругу. Приседание, наклоны в стороны, боковые перекаты.

Прыжки на двух ногах. Бег

Дети становятся вокруг «пенечка» (кубик), на котором стоит горшочек.

Пальчиковая гимнастика «Мишки завтракают»: сжимание и разжимание пальцев обеих рук; имитация движения правой рукой (берут ложку в лапу); стучат кулачком одной руки по ладошке другой (требуют кашу); круговые движения правой рукой (мешают кашу); круговые движения руки по направлению к себе (едят кашу); имитация движения двумя руками (вытирают салфеткой рот); руки вытянуты вперед ладонями вверх, движения руками из стороны в сторону (убирают посуду).

Основные виды движений. Инструктор выводит детей на «полянку» со словами:

«Наши мишки любят мед, Нужно им идти в поход. Очень труден будет путь, Негде мишкам отдохнуть».

Дети идут по дорожке (ходьба на равновесие), выложенной из модулей, пролезают в трубу тренажера «Перекати поле» на четвереньках, перелезают через «бревно» (цилиндрический модуль), забираются в “сухой” бассейн, имитируя плавание. Задание можно выполнить дважды.

Подвижная игра «Медведи и пчелы». На «полянке» из мягких модулей сконструированы «пчелиные ульи». Тренер спрашивает:

— Ребята, а вы знаете, откуда берется мед? Кто его добывает? А как называются домики, где живут пчелы?

Вот стоит пчелиный дом, Видно меда много в нем.

Дети делятся на пчел и медведей, пчелы прячутся за пчелиные домики. Медведи пытаются забраться в ульи, а пчелы их не пускают.

В заключение проводится «Ласковая минутка» (релаксационное упражнение: поглаживание).

Вот покусаны все мишки, В круг вставайте, коротышки! Будем вас сейчас лечить, Гладить, нежить и любить.

Спортивный досуг «Вместе с мамой»

Цель: Повысить интерес детей к физической культуре. В игровой форме развивать основные физические качества – силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, меткость. Воспитывать интерес к соревнованиям.

Оборудование: Обручи 4шт, кубики 6шт, «сухой» бассейн с шарами, флажки 4шт, стойки 4шт, мяч баскетбольный, корзина баскетбольная, пластмассовая корзина, мешки для метания 2шт, косынки 4шт.

Организация детей и родителей: Четыре команды: «Зелёный листик», "Жёлтое солнышко", "Красное яблоко", "Синий василёк"» (Эмблемы имеют соответствующий цвет, который потом будет преобладать в спортивном оборудовании, с которым будет действовать команда и в обозначении количества очков, завоеванных каждой командой – используются цветные кубики, выстраиваемые судьей в башенку по мере накопления очков каждой командой)

Дети под музыку входят в зал.

Инструктор: Здравствуйте! Мы рады видеть всех на нашем спортивном празднике «Вместе с мамой», в котором участвуют участвуют 4 семейные команды. (представляет маму и ребёнка).

Ребята, мамы! Но сначала, как настоящим спортсменам, нам необходимо провести разминку.

Разминка «Здравствуйте» (в кругу) - С. Каратаева журнал "Музыкальная палитра" 2002г.

Ручки, ручки, просыпайтесь: Здравствуйте! – разведение рук в стороны.

Ласковые ручки наши: Здравствуйте! - поглаживание кистей рук.

Пальчики сердитые: Здравствуйте! – сжимание и разжимание пальцев.

И ладошки, наши крошки: Здравствуйте! – хлопки в ладоши.

Разбудите ножки, ножки : Здравствуйте! – похлопывание по бедрам. 

Топотушки, топотушки, здравствуйте! – частые притопы.

И пружинки, и пружинки, здравствуйте! – пружинки. 

И притопы, и притопы, здравствуйте! – притопы.

Наши ушки, наши щечки, здравствуйте! – поглаживание щек и ушей.

Наши локоны и кудри, здравствуйте! – поглаживание по голове.

Вы друг другу улыбнитесь: Здравствуйте! – улыбаются.

И головкой поклонитесь: Здравствуйте! - кланяются.

Представление судьи:

Чтоб провести соревнованья,

Вам нужен опытный судья.

Такое, видно, уж призванье-

Судьёй, конечно, буду я!

1 конкурс: «Собери башню» - 6 зелёный, 6 красных, 6 жёлтых, 6 зелёных кубиков, 4 обруча (1красный, 1 синий, 1 жёлтый, 1 зелёный) .

В середине зала находиться ёмкость со всеми кубиками. По четырём краям зала - обручи. Мамы стоят около обручей, дети около кубиков. По команде, дети несут кубики (по одному) к своим мамам и мама начинает выстраивать башню, чья башня быстрее будет построена, та команда побеждает.

2 конкурс: «Уборка бассейна»- сухой бассейн с шарами (15синих, 15 красных, 15 зелёных, 15 синих, обручи 4 шт. по цвету.

В середине зала находиться сухой бассейн с шарами и детьми, мамы находятся около обручей по краям. По команде мамы подбегают к бассейну, а дети достают им шары своего цвета, мамы относят их в обруч. Побеждает та команда, которая быстрее перенесёт 15 шаров своего цвета в обруч.

3 конкурс: «Эстафета с флагом»- 4 стойки, 4 флажка по цвету команды.

На одном краю зала выстраиваются 4 команды, на противоположном конусы с флажками. По команде дети бегут к своему по цвету флажку, вынимают его из стойки и быстро возвращаются к своим мамам, мамы берут у ребёнка флажок и быстро возвращаются к стойкам. Побеждает та команда, которая быстрее водрузит флажок в стойку.

4 конкурс: «Загадки для мамы» Кто быстрее отгадывает загадку, тот и получает по одному баллу.

На площадке игроки

Ростом очень велики.

Издалека мечи бросают

И в корзину попадают.

(Баскетбол)

Две команды на площадке

За победу бьются.

Мяч над сеткою летает,

Зрители волнуются.

(Волейбол)

Нужно очень быстро плавать,

За мячом всегда следить

И, перехватив, в ворота

Обязательно забить.

(Водное поло)

Её догоняют и палками бьют-

В общем, покоя ей не дают.

А в домик она забегает -

Сирена тогда завывает.

(Шайба)

Они бегут на лыжах к цели.

А цель, конечно, далеко.

И Нужно поразить мишени,

Где промахнуться так легко.

(Биатлон)

Как на нашем стадионе

Собрались чемпионы,

Взяли палку, побежали

И другому передали.

(Эстафета)

5 конкурс: «Попади в корзину» - баскетбольная корзина, баскетбольный мяч, 2 мешочка для метания, пластмассовая корзина.

Первыми начинают мамы: с обозначенного места они бросают мяч в баскетбольную корзину (3 попытки). Сколько попаданий - столько мама приносит очков своей команде. Дети с определённого места должны забросить мешочек в корзину (две попытки).

6 конкурс: «Семейный прыжок» - мелок для обозначения.

Первым выполняет прыжок с места в длину ребёнок, обозначается линией его результат, мама подходит к его результату и прыгает. Команды прыгают по очереди. Побеждает та команда, которая дальше прыгнула.

7 конкурс: «Детский голосок» - косынки для завязывания глаз.

Мамам завязываются глаза, они стоят в середине зала, дети расставлены по краям зала, по команде дети начинают звать своих мам. Команда, в которой мама первая подошла и обняла своего ребёнка, считается победителем.

Подведение итогов и награждение всех команд грамотами (одна за первое место, остальные за участие.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баряева Л. В. Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: Паритет, 2003.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2004.

4. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. - М.: Корона-Век, 2008.

5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 2000.

6. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с.: ил.

                                          Арсенчук И.  С.

«СУХОЙ» БАССЕЙН

Игры – упражнения и занятия с детьми дошкольного возраста.

(из опыта работы)

Иркутск

2014