Формирование бережного отношения к природе.
статья (средняя группа)

Синюкова Елена Александровна

"Любовь к Родине начинается с любви к природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_berezhnogo_otnosheniya_k_prirode.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

         Формирование бережного отношения  к  природе.

Воспитатели дошкольных  учреждений и  родители, уделяя внимание специально  организованной деятельности, почти не  интересуются повседневным поведением детей  в окружающей среде. Поэтому  ребёнок может  действовать согласно с этическими представлениями, получая одобрительную оценку  взрослых, но  социальные нормы ещё  не стали его моральным  сознанием. Именно перенесение моральных норм во внутренний  мир личности является  определяющим в воспитании морально – ценностного отношения к объектам и явлениям  окружающего мира. Моральные  действия ребёнка относительно  любого растения и животного, когда  нет контроля со стороны взрослого, свидетельствуют об уровне сформированности у него бережного отношения к природе.

Потому, что иногда можно наблюдать, как ребёнок заботится о растении  или животном дома, а в естественном окружении наносят  вред  живым  существам. Поэтому мы, взрослые, должны следить, чтобы  ребёнок  с  раннего  возраста сочувственно, гуманно относился к любой форме жизни, чтобы дети привыкали и приучались  заботиться обо всём, что видят  вокруг себя, беречь  не только свою  красивую  игрушку, но  и всё,  что  их окружает – в  природе  всё красивое и интересное.

С.Н.Николаева, П.Г.Саморукова выделяют задачи для  воспитателя, знакомящего  детей  с  природой:

-формирование элементарной системы знаний,

- формирование трудовых навыков и умений,

-формирование любви  к  природе.

Таким образом, бережное отношение к природе- это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников.

Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей  с  природой за  пределами  дошкольного учреждения. Во время экскурсий  ребёнок  может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные  изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в  соответствии  с требованием жизни и как  природа  служит  им.  На экскурсиях дети  знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о  взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют  развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Задачи образовательного  компонента экскурсии  заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и понятий  о  природе. Современными  педагогами и  психологами  доказана возможность формирования у дошкольников как единичных, так и обобщённых  представлений о многообразии живых организмов,  о влиянии на их  рост и  развитие различных  факторов. Дети быстро учатся замечать приспособленность  отдельных растений и животных, а  также  человека к определённой среде обитания и к её  сезонным  изменениям.

Развивающий  компонент экскурсий стимулирует формирование навыков, мыслительных процессов, воображения  и  творческих способностей.

При  разработке экскурсии важно ставить  и  решать комплекс задач  воспитательного, образовательного и развивающего  характера. По  характеру решаемых педагогических  задач  можно выделить классификацию  экскурсий:  природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия  эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачи знакомства с природой, т.е. накопление представлений разнообразии объектов живой природы и их характеры, особенности.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы, между органами животных и растений и их функциями, между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни, между различными живыми существами в одной экосистеме и др.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают  детям освоить  представление о труде людей. Это экскурсии в поле, на луг, в сад, огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними.

Экскурсии эстетического  характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту  природы и  развивают культуру его  чувств. Они  требуют особой  методики проведения. Используя  различные  педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с  природой получают неизгладимое  впечатление. В то же  время задачи нравственного и эстетического  воспитания детей можно  и  нужно решать при организации  и  других  видов экскурсий.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий  направлено  на воспитание любви  к  природе и  осознанное и бережное отношение к ней. Структура природоведческой экскурсии: вводная беседа, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор материала, игры детей с собранным материалом, заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.

Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и  обучения в детском  саду, раскрывается не  только на  экскурсиях, но  и  на других  занятиях,  а  также на  прогулках. Поэтому цели экскурсии могут  быть  различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. Например, к  усвоению знаний об условиях развития  растений  старшие  дошкольники подводятся в  процессе труда в уголки природы, цветнике, на  огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения  представлений о  зависимости роста и  развития растений от  влаги,  света, тепла. В  других  случаях  экскурсии  служат  для первоначального  ознакомления с  природными явлениями,  а  вся  последующая  воспитательно - образовательная работа  направлена на уточнение,  расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение  полеченных  представлений. Например, весной дети  подготовительной к школе  группы  знакомятся с  признаками  пробуждения  жизни  в  пруду, рассматривают  водомерку, жука – водолюба и др. Благодаря несложным опытам дети  убеждаются,  что жук – плавунец хищник, а жук – водолюб питается растениями, поэтому  живёт на  дне  водоёма.

Значительное  место  отводится  систематизации  материала о сезонных  изменениях Наблюдение ярких картин природы – лес в период  золотой осени и во  время  листопада, цветущий  луг в  начале  лета, ледоход на  реке – затрагивают  эмоциональную сферу ребёнка, воздействуют  на различные  анализаторы, обеспечивают отчётливое  восприятие  явлений. Не   менее важно сделать  предметом  наблюдений во  всех  возрастных группах  характерные  изменения  в  живой и  неживой природе. Основное звено в этой работе – установление признаков сезона – длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и т.д. Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от неё зависят изменения в жизни растений, животных.  Уже дети  среднего  дошкольного возраста могут установить  связь между  обилием  солнечного  света  весной и началом пробуждения, роста  и  развития  растений. Старшим дошкольникам  доступно осознание и  более сложных  связей, не  имеющих такого яркого внешнего  выражения. Например, осенью они обнаруживают, что отлёт пернатых птиц связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые погибают, некоторые забираются под кору, корни деревьев, опавшую листву, мох, и птицы остаются без корма, что и подталкивает их к переселению в тёплые края.

Экскурсии в  природу дают возможность  познакомить детей с особенностями  растений и животных в различных природных условиях. Они узнают, (например)что луговые, полевые, степные птицы живут в гнёздах, устроенных на кочках, в траве, в камнях. По  внешнему  виду это  небольшие ямки, выстланные  сухой  травой, листьями, перьями.

Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света- общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на  конкретных  примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность  растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не  одинакова: незабудки любят низкие заболоченные  места, а иван-чай, напротив, растёт на солнечных полянах.

Приведя  детей к месту экскурсии, воспитатель организует  коллективное  наблюдение, в процессе которого  и решаются основные  программные  задачи. Взрослый  помогает   детям  подметить  характерные признаки предметов  и явлений, установить  необходимые  связи между ними. Это  достигается различными  приёмами. Например, педагог задаёт  детям  вопросы,  дополняет  их  наблюдение своим  рассказом,  пояснениями.

Наблюдения  за  муравейником убеждают, что  насекомые  в лесу находят и пищу, и строительный материал для  своего  жилища. Но, рассмотрев груз, который  по многочисленным  дорожкам  муравьи тащат в  свой  дом, дети  делают  заключение о том, что муравьи  являются  санитарами леса.

Экскурсия  на луг помогает сформировать  у старших дошкольников  представление  о  том, что  не  только некоторые  насекомые  не  могут  жить  без  растений, питаясь  их  нектаром,   но и многие  растения  опыляются насекомыми. Так  постепенно  дети  подходят  к  пониманию  различных  взаимозависимостей, существующих  между животным и  растительным  миром.

Результаты  исследования С.Н.Николаевой  убедительно  показали возможность усвоения старшими  дошкольниками систематизированных знаний, отражающих такую закономерность,  как  приспособленность  к  среде обитания.  Несложно познакомить детей и с отдельными приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения). Внимание детей  следует обращать и на факты приспособления  животных и растений к неблагоприятным условиям  внешней  среды.  Это  можно  показать на  примере  того, как птицы  и  звери  готовятся к зиме, приспосабливаются  к  изменению  условий  питания, похолоданию, снежному покрову. Уже дети среднего дошкольного возраста благодаря  систематическим  наблюдениям  на экскурсиях и прогулках  уясняют, что с похолоданием  птицы переселяются  поближе к жилью  человека, а некоторые улетают  в  тёплые  края. Старшие дошкольники узнают, что с наступление зимы одни животные впадают в спячку (медведь, ёж, жаба, лягушка), другие переселяются туда, где находят себе пропитание (кочующие птицы, лоси, олени), третьи запасают корм (грызуны). Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает тёплая светлая шерсть (мех).

Итак, последовательное включение в содержание экскурсии наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определённой взаимозависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о её единстве и целостности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Красная книга как средство формирования бережного отношения к природе у детей с ОНР

Верным помощником в деле охраны редких и исчезающих видов растений и животных является Красная книга России и Красная  книга  Кировской обл. Поэтому решила:     Создать услови...

Развитие любознательности и формирование бережного отношения к природе посредством ознакомления с комнатными растениями

Особое место в формировании у ребёнка любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного узнать неведомое. П...

Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.

Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкре...

Природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к позхнавательной самореализации и бережного отношения к природе. Именно природоведческие экскурсии в детском саду могут сформироват...