Кружок по экспериментальной деятельности «Юный исследователь» старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)

Арсенчук Ирина Сергеевна

Программа кружка предназначена для воспитанников старшей группы и рассчитана на 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kruzhok_po_eksperim._deyat-ti_st._gr.docx348.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\qwqwqwq копия.jpg

 ГОРОДА ИРКУТСКА

ДЕТСКИЙ САД  №77

Кружок по экспериментальной деятельности

«Юный исследователь» старшая группа

Руководитель: Арсенчук И.С.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\qwqwqwq копия.jpg

Кружок по экспериментальной деятельности

«Юный исследователь» старшая группа

Возраст: Старшая группа (5 – 6 лет)
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Арсенчук И.С.

         Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
     В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого  является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.
      Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

    Программа данного кружка  рассчитана на  детей старшей группы 5 -6 лет на 1 год. Кружок проводится 1 раз в две недели, по 25 минут.

 ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители:  гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

ЦЕЛЬ:
Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.

ЗАДАЧИ:

  1. Создать условия для экспериментальной деятельности.
  2. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.
  3. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
  4. Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.

                 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

1 неделя

2 неделя

Октябрь

    «Запасливые стебли»

        «Куда тянутся корни?»

Ноябрь

«Вертушка»

«Реактивный шарик»

Декабрь

«Замерзание жидкостей»

«Поможем воде стать чистой»

Январь

«Волшебная бумага»

 Занятие № 1

«Волшебная бумага»

Занятие№2

Февраль

«Приключения Буратино»

«Испытание магнита»

Март

«Мир ткани»

«Парашют – зонтик»

Апрель

«Наша группа»

«Дом на курьих ножках»

Май

«Дом, в котором я живу»

« Мы пишем книгу»

                                                       ОКТЯБРЬ

Занятие № 1

«Запасливые стебли»

Цели:

  • Доказать, что стебли некоторых растений могут накапливать влагу;
  • Воспитывать аккуратность при работе с водой;
  • Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Материал:

        Губки; бруски деревянные, не окрашенные; лупа; невысокие ёмкости с водой; глубокая ёмкость.

Предварительная работа:
        Поливка комнатных растений, рыхление почвы; рассматривание строения растения в книгах.

Занятие № 2

«Куда тянутся корни?»

Цели:

  • Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды;
  • Подвести детей к выводу, что корни тянутся за водой;
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал:

        Два растения в горшках с поддонами;  вода,  отстоявшаяся для полива; модель зависимости растений от факторов внешней среды.

Предварительная работа:

      Рассматривание корневой системы растений.

                                                   НОЯБРЬ

«Занятие № 1

«Вертушка»

Цели:

  • Выявить, что воздух обладает упругостью;
  • Понять, как может использоваться сила воздуха (движение)
  • Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность;
  • Развивать умение делать изделие по алгоритму.

Материал:

  Вертушка; Материал для её изготовления на каждого ребёнка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.

Предварительная работа:

    Наблюдение за ветром во время прогулки; выполнение логопедического упражнения «Забей в ворота мяч»; надувание воздушных шаров.

Занятие№2

«Реактивный шарик»

Цели:

  • Выявить, что воздух обладает упругостью;
  • Понять, как может использоваться сила воздуха (движение);
  • Развивать чувство взаимовыручки;
  • Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Материал:

     Воздушные шары; вата; шарики, сделанные из бумаги, тазик с водой, бумажные кораблики.

ДЕКАБРЬ

          Занятие № 1

«Замерзание жидкостей»

Цели:

  • Познакомить с разными жидкостями;
  • Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей;
  • Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений.

Материал:
    Ёмкости с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молоком, соком, растительным маслом; схема, алгоритм деятельности.

Занятие №2

«Поможем воде стать чистой»

Цели:

  • Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу;
  • Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;
  • Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды;
  • Развивать умение схематично изображать проделанные действия;
  • Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.

Материал:

  Грязная вода в тазике;  емкость для воды;  воронки, ткань, бумажные салфетки, марля, вата, тряпочки, клеенки.

 

Предварительная работа:
     чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», свободное экспериментирование.

ЯНВАРЬ

Занятие №1

«Волшебная бумага» (1 часть)

Цели:

  • Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги -  точное копирование рисунка;
  • Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости;
  • Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата;
  • Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал:

    Листы белой и копировальной бумаги для каждого ребенка, карандаши.

Занятие№2

«Волшебная бумага» (2 часть)

Цели:

  • Способствовать расширению знании детей о свойствах копировальной бумаги – возможность получения нескольких копий рисунка;
  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  • Подвести детей к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш.

Материал:

    Листы белой бумаги, копировальной, карандаши для каждого ребёнка.

Предварительная работа:

    Свободное экспериментирование с копировальной бумагой.

ФЕВРАЛЬ

Занятие №1

«Приключения Буратино»

Цели:

  • Актуализировать знания детей о свойствах дерева (не тонуть в воде);
  • Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент;
  • Прививать интерес к сказкам;
  • Стимулировать желание помочь герою сказки;
  • Воспитывать аккуратность.

Материал:

    Деревянные кубики, тазики, вода, дидактическая игрушка «Почемучка»

Предварительная работа:

      Чтение сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», свободная экспериментальная деятельность детей.

Занятие №2

«Испытание магнита»

Цели:

  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
  • Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
  • Способствовать воспитанию самостоятельность, развитию коммуникативных навыков.

Материалы:
        Магниты, большая коробка с магнетическими (кнопки, скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора) и немагнетическими (бумага, картон, резиновые игрушки, мозаика, деревянные палочки) предметами.

Предварительная работа:
      Игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитами в уголке экспериментирования.

МАРТ
Занятие №1

«Мир ткани»

Цели:

  • Называть ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж;
  • Развивать умение сравнивать ткани по их свойствам;
  • Понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей;
  • Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений.

Материал:

    Образцы тканей: ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа; ёмкость с водой; ножницы.

Занятие №2

«Парашют – зонтик»

Цели:

  • Совершенствовать умение работать с бумагой;
  • Развивать умение доводить начатую работу до конца;
  • Использовать знания, приобретённые в ходе поисковой деятельности.

Материал:

     Бумага, клей, 8 узких тесёмок, палочка на каждого ребенка, булавки.

АПРЕЛЬ

Занятие №1

«Наша группа»

Цели:

  • Развивать желание участвовать в коллективном преобразовании группы;
  • Проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет;
  • Объяснить детям, что от отношения к работе зависит её результат;
  • Развитие фантазии, творчества, чувства коллективизма.

Материал:

    Коробки разных размеров; бумага, ножницы, схемы изготовления мебели; карандаши, краски, кисточки, клей.

Занятие №2

«Дом на курьих ножках»

Цели:

  • Учиться творчески подходить к решению поставленной задачи;
  • Совершенствовать умение работать с различными материалами;
  • Использовать знания, приобретенные в ходе поисковой  деятельности.

Материал:

    Картонные коробочки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, веточки деревьев, соломка.

Предварительная работа:

 Просмотр сказки А. Роу «Морозко», рассмотрение иллюстраций к русским народным сказкам.

МАЙ

Занятие №1

«Дом, в котором я живу»

Цели:

  • Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи;
  • Развитие фантазии, творчества;
  • Развивать умение придавать работе законченный вид.

Материал:

        Картонные коробочки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, веточки деревьев, соломка.

Занятие №2

« Мы пишем книгу»

Цели:

  • Совершенствовать графические умения;
  • Участвовать в коллективном создании книги;
  • Понять, что от отношения к работе, зависит её результат;
  • Развитие фантазии, творчества, умения работать в коллективе.

Материал:

Листы альбомной бумаги, карандаши, ручки, нитки для сшивания книги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
  2. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
  3. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно -   экспериментальная деятельность»
  4. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
  5. О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности "Юный исследователь" (старший дошкольный возраст).

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимае...

Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Юный исследователь» (старший дошкольный возраст)

Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкретно дан...

Рабочая программа по кружковой деятельности "Юные волшебники" в старшей группе

Рабочая программа по кружковой деятельности  "Юные волшебники"  в старшей группе...