Консультация для воспитателей «Использование русского фольклора в процессе воспитания и обучения детей в детском саду.»
консультация (старшая группа)

Чаганова Ольга Николаевна

Устное народное творчество, как ценнейший языковый материал, широкого используется в обучении и воспитании дошкольников. Это как игра, развлечение, но в тоже время через него дети по-другому  видят окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация  для воспитателей

 «Использование русского фольклора в процессе воспитания и обучения детей в детском саду.»

 

                               Воспитатель: Чаганова О.Н    МБДОУ  №81 города Энгельса

     Устное народное творчество, как ценнейший языковый материал, широкого используется в обучении и воспитании дошкольников. Это как игра, развлечение, но в тоже время через него дети по-другому  видят окружающий мир. Воспитательно - образовательный процесс нужно строить так, чтобы  развивался не только ум, но и чувства ребенка. Создание на занятиях  творческого поиска, его эмоционального подъема, не дополнительное украшение занятия, а необходимое условие получения знаний. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Это потому что задачи по ознакомлению дошкольников с родной культурой были слишком  обобщены. Кроме того давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова,  почти не используются потешки, поговорки, пословицы которыми так богат так русский язык. В работе  с детьми  применяю  программу О.Л.Князевой «Приобщение детей  к истокам русской народной культуры». Цель ее-донести до сознания, детей что они являются носителями русской народной культуры. Строя свою работу по следующим направлениям:

1.Воспитывать в детях чувство красоты, любознательности, национальности а это поможет детям понять, что они часть великого русского народа.

2.Учить детей широко использовать фольклор (сказки, песенки, пословицы, поговорки. Потешки, заклички, русские народные игры). Тем самым приобщить  их к нравственным ценностям.

3. Сохранить черты русского  характера, представление о доброте, красоте, правде, трудолюбии, верности.

4. Воспитывать уважительное отношение к труду, восхищение мастерством  человеческих рук.

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного  и нравственного развития детей. При отборе фольклорного материала надо учитывать возрастные возможности детей. Для младшего возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы- потешки, загадки, считалки ,короткие сказки. В среднем возрасте, наряду  с усложнением малых форм, все большое место должно уделяться  народным  сказкам пословицам, поговоркам , закличкам. Со старшими детьми кроме более сложного фольклорного материала, можно  использовать такую  форму  работы  как  беседа. Организация  занятия предполагает активное  участие всех  детей, а использование различных фольклорных форм ( переклички, частушки и.т.д) позволяет привлекать к участию  обычно пассивных, застенчивых  детей.

           Особое место в нашей работе занимают занятия по  ознакомлению детей с русскими народными традициями. Я использую  пословицы,  загадки, поговорки в содержании которых  есть  названия  предметов старинного русского быта. Такие  занятия  комплексные.

            Разработав  конспекты занятий по знакомству с  календарно- обрядовыми  праздниками. Это – « Зимние святки», праздники,  которые  отмечают  в период Святок ( Новый год, Рождество). На этих занятиях знакомим детей  с рождественскими  колядками, новогодними  песнями, русскими народными  играми, загадками, проводим  обыгрывание сценок колядования.

          Еще  хочу рассказать о праздновании Масленицы. Предшествующей работой  было знакомство детей с этим праздником, что он  означает и по какому поводу его  праздновал народ. На празднике закрепляла знания  детей о деятельности людей  в каждый  день Масленицы. Дети с удовольствием рассказывали приметы пословицы, водили  хороводы  и заклички,  играли  в русские  народные  игры.

         Очень и задорно проходят игры - соревнования  по рядам: «Кто больше  скажет пословиц» или « Продолжи  пословицу».        Русское народное творчество можно использовать и для ознакомления  с окружающим, например: « Поседелки», «Уральская  горница», «Ярмарка». Дети  узнают как в старину проходили торги со стихами небылицами.

        Устное народное творчество использую и на занятиях и по ФЭМП. Сказочные герои из русских  народных  сказок  помогают детям в  игровой  форме, используя пословицы, загадки, потешки, овладеть счетом, а так же примерами решения задач. На таких  комплексных занятиях оживают геометрические фигуры, дети решают головоломки, развивают  свое  логическое мышление.

          На занятиях художественного творчества знакомила  детей  с русским народным искусством: с хохломской, дымковской, городецкой, гжельской, жостовской, росписиями. При знакомстве с росписью  использую стихи, загадки, потешки, о мастерах и мастерстве. Во время  рисования могут звучать русские народные песни.

            В русском фольклоре  к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, пьесы, а также кукольный театр. После чтения сказок можно провести драматизацию прочитанной сказки.

            Использование русского народного творчества помогает открыть « глаза на мир», активизирует мыслительную  деятельность детей, развивает  и раскрывает их души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания и обучения детей

Данный материал даёт рекомендации педагогам и родителям об использовании здоровьесберегающих технологий...

Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада

Курсовая работа на тему: Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада...

Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному тр...

Консультация для воспитателей : Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей в которой рассказывается о роли народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста....