Обучения детей игре в шахматы.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Горбунова Ольга Михайловна

Методические рекомендации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx360.18 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  детский сад

комбинированного вида «Рябинушка»

Подготовила

воспитатель

Горбунова О.М.

город Покачи

2021 г.

Обучение игре в шахматы входит в образовательную область «Познавательное развитие». Основные направления психолого-педагогической работы области  «Познавательное развитие» связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).

Формы организации образовательного процесса по разделу «Обучение игре шахматам».

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

Форма и методы проведения:

Основным элементом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение сказок и т.д. Обучение игре в шахматы происходит в едином процессе ознакомления детей с историей происхождения шахматной игры, с художественным творчеством, художественной литературой. Досуговая деятельность способствует приобщению детей дошкольного возраста к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального темпа обучения. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Проведение занятий предполагает работу с подгруппами из 8-10 детей. Продолжительность занятия в группах общеразвивающего направления от 4-х до 5-ти лет - 20 минут, от 5-ти до 6-ти лет 25 минут, от 6-ти до 7-ми лет - 30 минут.

Ведущей формой является индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям.

Структура занятия по обучению игре в шахматы:

1.Повторение пройденного материала.

2.Новый материал.

3.Закрепление нового материала.

4.Итог занятия.

Ориентироваться в процессе обучения шахматам следует на детей, которые усваивают медленнее материал, такой подход позволяет, обучит всех детей.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.

  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  • Участие в турнирах и соревнованиях

В чем особенность и ценность занятий по обучению игре в шахматы
1.  Структура занятий приближена к обычным занятиям, проводимых в детском саду, что делает процесс обучения понятным как для педагога, так и для детей.
2.  Через все занятия прослеживается тесная межпредметная связь ( особенно с математикой, окружающим миром, развитием речи).
3.  Использование технологии развивающего обучения в учебном процессе позволяет обеспечить целенаправленное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
4.  Установление отношений учебного сотрудничества в процессе обучения.
5.  Использование в учебном процессе приемов, способствующих лучшему запоминанию учебного материала: схематизация основных понятий; включение эмоционально насыщенного материала, творческих заданий. 

        Занятия по обучению игре в шахматы способствуют развитию всех каналов восприятия. Согласно психологическим исследованиям, каждый человек по-разному воспринимает и запоминает информацию, поступающую к нам из окружающего мира. Так, психологи выделяют три основных типа восприятия - зрительное, осязательное и слуховое. Людей с тем или иным типом восприятия называют визуалами, кинестетиками и аудиалами. У них свои особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал, запоминает, слушая. Кинестетик помнит общее впечатление, запоминает двигаясь. Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. Именно обучение игре в шахматы естественным образом позволяют строить занятия так, чтобы каждый обучающийся мог видеть, слышать, чувствовать. 


6.  Использование мнемотехники, с одной стороны, делает занятие увлекательным, с другой – облегчает процесс запоминания информации. Мнемотаблицы (схемы) особенно эффективны при разучивании шахматных фигур. Суть заключается в следующем: на каждое предложение или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь рассказ о шахматной фигуре зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит рассказ целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Кроме этого мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

С помощью специально разработанных дидактических заданий и мини-игр становится возможным достижение решения сразу нескольких задач:

  • Познавательную — расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, действовать в «уме», предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает аналитико-синтетическую деятельность, логическое мышление, суждения, умозаключения, изобретательность.
  • Воспитательную — вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность, самостоятельность, гибкость и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
  • Эстетическую — обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
  • Физическую — побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
  • Коррекционную — помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Требования к результатам освоения раздела «Обучение игре шахматам»

в старшей группе

К концу учебного года дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе,
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны иметь представления об игре

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Критерии педагогической диагностики по разделу

«Обучение игре шахматам» старшая группа

0 БАЛЛОВ — (крайне редко) – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.

  • ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
  • Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры.
  • Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
  • Не умеет записывать шахматные партии.

1 БАЛЛ – (иногда) – характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка.

  • ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
  • Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
  • Путает понятия «равно»«неравно»«больше»«меньше».
  • Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения.
  • Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.

2 БАЛЛА – (часто) – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.

  • Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»
  • Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку.
  • Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.
  • Знает, различает и называет шахматные фигуры.
  • Знает ходы шахматных фигур и их отличия.
  • Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур.
  • Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.
  • У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение.
  • Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число.
  • Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук.
  • Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.
  • Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.
  • У ребенка развито логическое мышление.

Маршал Советского Союза Конев И.С. сказал: «На мой взгляд, если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других качеств человеческого характера".

Известный русский педагог В.А.Сухомлинский, который намного раньше других осознал воспитательную роль шахмат для детей, считал так: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Эта игра дисциплинирует, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы с самого раннего возраста должны войти в жизнь детей, как один из элементов умственной культуры».

Логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры,нежели использовать для этой цели специальные учебники. Шахматы учат детей логически мыслить и рассуждать. Во время партии шахматист на каждом ходу решает сложную проблему выбора, пытаясь понять какой ход из целой цепочки примерно альтернативных продолжений является лучшим. В какой-то момент, основываясь на собственных знаниях и интуиции, ребенок должен будет принять волевое решение – выбрать из многих альтернатив единственную и быть готовым нести ответственность за свое решение.

Участвуя в шахматных турнирах и совершенствуясь, ребенок вырабатывает в себе целый комплекс жизненно необходимых качеств, у него появляется свой собственный игровой подчерк, не похожий на других стиль, а также важнейшие

качества, которые будут помогать на протяжении всей последующей жизни: спортивный характер, воля к победе и стойкость перед лицом меняющихся обстоятельств.

Поэтому шахматы учат ребенка не только логическому мышлению, но и умению принимать самостоятельные решения. В ребенке также вырабатывается уверенность в себе и своих силах, так как во время игры он может полагаться только на свои собственные навыки и мастерство.

Шахматы учат мыслить комплексно.

Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба. Комплексно мыслить должен уметь каждый руководитель и, тем более, политический и государственный деятель.

У детей, играющих в шахматы заметно повышается успеваемость.

После многих лет наблюдения, профессор МГУ Наталья Талызина высказала такое мнение: “Дети и шахматы нашли друг друга. У детей, играющих в шахматы, повышается успеваемость по всем предметам и заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными”.

Психолого-педагогические особенности обучения шахматам детей.

 Как пробудить интерес ребенка к шахматам

В педагогическом процессе богатейший потенциал шахмат – образовательный, культурный, духовный, воспитательный, спортивный, коммуникативный используется в целях обогащения и развития духовного мира детей.

Мы, взрослые, отлично понимаем, как много даёт умение играть в шахматы. Но объяснить это ребёнку невозможно, он не поймёт. Малыша нужно, прежде всего увлечь. В связи с этим возрастает роль родителей, семьи. Цель родителей - привить у малыша интерес к игре, которая по всеобщему признанию развивает логическое мышление и приучает к сосредоточенности. Отец и мать, если они не профессиональные шахматисты, должны понимать, что их основной задачей на первоначальном этапе является привитие своему наследнику интереса к этому виду спорта. При этом часто бывает, что излишняя настойчивость вызывает внутреннее, психологическое отторжение и ребенок может навсегда потерять интерес к шахматам.

Обычно, до начала игры, ребенок сам проявляет интерес к шахматным фигурам, считая одной из разновидностей игрушек. Сегодня можно подобрать достаточно интересные шахматы, которые будут абсолютно травмобезопасными для малыша и одновременно пробудят в нем интуитивный интерес к игровому процессу.

Как заинтересовать ребенка заниматься шахматами?Да,именнотакойвопрос задаст себе каждый родитель, воспитатель, учитель в начальной школе желающий самостоятельно научить ребенка играть в шахматы.

Рассказ о шахматах нужно начинать ребенку с того, какие шахматные праздники проводятся для детей, чем именно шахматы особенно заинтересовывают детей с первого знакомства с ними, о том какие проводятся шахматные конкурсы, соревнования и турниры, в которых дети могут не только совершенствовать свое мастерство, но и получить свою заслуженную награду в виде куклы или комплекта шахматных фигур.

  • шахматы, как правило, играли и играют выдающиеся личности современности: писатели, поэты, артисты и так далее. Шахматы популярны во всех сферах человеческого общества. В шахматы играют в школах, в учебных заведениях, на предприятиях, в министерствах, ведомствах, в армии и на флоте.

  • шахматы играют во всех домах отдыха. И во времена путешествий. Шахматы популярны на всех континентах и в них играют во всех странах мира. И, конечно же, в шахматы играют просто так, по-товарищески, чтобы скоротать время отдыха, чтобы получить удовольствие, отдохнуть и прекрасно провести время.

Конечно, нужно рассказать ребенку и тот факт, что кто научится хорошо играть в шахматы и побеждать, станет известным и уважаемым спортсменом, а может стать и чемпионом таким, как Владимир Крамник, Роберт Фишер, Гарри Каспаров, Анатолий Карпов, Нона Гаприндашвили, Майя Чибурданидзе, Александра Костенюк, Вильгельм Стейниц, Эммануил Ласкер, Александр Алехин, Михаил Ботвинник, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, МагнусКарлсен.

Чтобы стать незаурядным, блестящим игроком, нужно обладать сильным характером и огромнейшим шахматным талантом. Все чемпионы мира обладали неимоверным честолюбием и отличались сильной волей.

Многие родители начинают с малых лет приучать детей переставлять фигурки по черно-белой доске, проявляя чудеса стратегии. Какая польза от игры? Какие же результаты можно заметить при регулярном проведении шахматных партий с ребенком:

- малыш учится анализировать ситуацию, совершая продуманные и взвешенные ходы;

- ребенок знакомится с миром стратегии, тренируя логику и память;

- постоянные игры в шахматы помогают малышу сблизиться с родителями;

- шахматы заметно развивают мелкую моторику пальцев, положительно влияя и на внимательность чада;

- такая игра учит терпеливости, помогает успокоить даже самых активных детей.

Шахматная партия не терпит скорости, и поэтому дети могут с легкостью научиться усидчивости. Обучение детей игре в шахматы поможет также развить фантазию, логику и память. Чтобы запомнить все ходы, а также возможности передвижения фигурок, ребенку придется регулярно проявлять интеллектуальную активность. К тому же, такая игра станет идеальным вариантом взаимоотношений между членами семьи, позволяя и отдохнуть, и пообщаться друг с другом одновременно.

Заинтересовать ребенка игрой несложно, ведь здесь столько интересных фигурок, необычных персонажей, да и правила сами по себе увлекательны. Вот только запомнить их все бывает сложно даже взрослому человеку. Сначала необходимо в сказочной или мифической форме рассказать про суть игры, рассказать, что каждая фигурка является важным героем в сказке, а главная цель малыша — победить соперника и спасти свои фигурки от нападений злых жителей королевства. Придумать можно абсолютно любую сказку, которая обязательно заинтересует ребенка. Далее следует подробно объяснить, где на шахматной доске располагаются те или иные фигурки, и почему их место именно здесь. Подробный рассказ на эту тему поможет ребенку лучше осознать правила.

Следует подробно объяснить, как ходит слон, пешка, ферзь и так далее. Повторение — залог лучшего усвоения материала, и об этом знают все учителя, поэтому родителю не стоит стесняться повторять правила, ведь тогда малыш точно их освоит. Методика обучения шахматам детей включает и изучение цели игры. Как только ребенок поймет, что нужно делать и зачем, он обязательно втянется в процесс, уделяя шахматам все больше и больше внимания.

Многие родители считают, что вопрос о том, как научить ребенка шахматам, решить невозможно, ведь игра слишком сложна для юного поколения. И все же, педагоги и психологи в один голос говорят, что такие интеллектуальные игры с ребенком просто необходимы для его успешного развития. Какие же секреты обучения игре существуют?

Заставлять малыша играть шахматы не нужно, ведь тогда он точно не захочет изучать этот мир. Гораздо лучше будет, если мы сможем пробудить в ребенке полноценный интерес к игре.

Возможно, шахматы — не самая зрелищная и эмоциональная игра, зато она быстро вызывает азарт и интерес.

  • младшем дошкольном возрасте дети быстро загораются какими-то занятиями, но и так же быстро остывают. Шахматы – это созидательная игра, она требует не только уделять ей время, но и проявлять терпение, а это для некоторых детей непосильная задача. Как же правильно мотивировать малыша? Психологи рекомендуют несколько приёмов для этого:

Личный пример. Не секрет, что дети копируют манеру поведения взрослых. Поэтому если малыш увидит, что папа или дедушка играют в шахматы, то он однозначно захочет поиграть с ними.

Поддержание интереса к игре. Провести семейный шахматный турнир, Также обязательно давать ребёнку выигрывать. Но делать это нужно только в том случае, если он действительно на пути к победе.

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.

Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д.

Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.

На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.

Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»). Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.

Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь.

Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры.

Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.

Шахматы – древняя и очень мудрая игра, которая учит не только одерживать победу, но и обосновывать её. Научите своего ребёнка этой захватывающей игре, и

вы воспитаете не только достойного соперника, но и наладите с ним прочные эмоциональные связи.

Избегайте строгого и поучительного тона, но и не сюсюкайтесь с юным учеником. Информация усваивается быстрее и проще, когда дети чувствуют спокойствие и уверенность. Лучше приводить все объяснения на наглядных и максимально простых примерах. Можно воспользоваться методом сказки – пусть ребенок представляет яркие сцены из древности, где королей защищают верные подданные, статные слоны гордо вышагивают по боевому полю, а соперник коварно отправляет кавалерию из двух коней.

Психологи утверждают, что учить ребенка играть в шахматы с нуля нужно постепенно, двигаясь с простейших азов, затем понемногу переходя к более сложным деталям. Главное сохранять принцип доступности и высокого интереса к игре на всех этапах обучения.

Будьте терпеливы и снисходительны. Для первого занятия, если ребенок очень мал, будет достаточно 10-15 минут. Не пытайтесь освоить всю программу за один присест. Старайтесь увлечь в игровой процесс неторопливо, каждый раз показывая новый захватывающий кусочек правил. Если тяга к шахматам у ребенка только растет от урока к уроку – вы на верном пути.

Необходимо во что бы то ни стало привить ребенку уважение к этой настольной игре. Ребенок не только развивает свое мышление, но и учится усидчивости и аккуратности, пока познает основы шахмат.

Основная воспитательная задача начального этапа обучения - воспитать у ребенка любовь к шахматам, пробудить серьезный интерес к игре, создать положительную мотивацию обучения, направленность его на успех.

Психологами доказано, что для психологического и физиологического здоровья ребенка необходимо вовлечение детей и родителей в общие виды деятельности. Шахматы дают прекрасную возможность для совместного проведения досуга с интересом и пользой.

С ребенком        нужно        быть        честным,        интересным,        понятным        и целостным.

  • первыми тремя характеристиками понятно, но на счет целостности... Надо соответствовать, как минимум, своим же требованиям, иначе включается несоответствие первой характеристике. Вот здесь начинаешь понимать, что, воспитывая детей, нужно воспитывать и себя. Иначе через полгода ребенок сделает выводы: «Мой отец, мать, воспитатель, учитель — вруны. Врать можно, ведь все врут!» Поэтому для родителя, учителя очень важно стать наставником, которому доверяют, которого любят, уважают, который может признать свои ошибки.

Если ребенок сам не может увидеть ту перспективу, которая откроется ему

после  выполнения

домашнего

задания,  нужно  ему

ее придумать,  предложить

в качествеварианта.Например,когда в период

с 7 до 15 лет

ребенок

посещает секцию

восточных

единоборств   и временами

становится

скучно

от выполнения  монотонных  упражнений,  можно  привести

в пример  тогдашних

кумиров мальчишек ЧакНоррис, Ван Дамм — которые каждый день отрабатывали приемы, блоки, стойки, поэтому они такие сильные, поэтому их мастерство на высоком уровне. Такие примеры создают необыкновенно сильную мотивацию, и позволяют приступать к занятиям с большим энтузиазмом.

Поощрение интереса к той или иной профессии, роду деятельности. Нередко взрослые сами предпочитают решать, кем быть ребенку, кем становиться, когда он вырастет. Если у родителей кругозор узок и отношение к жизни однобокое, то они, сами того не заметив, могут закрыть для ребенка многие светлые перспективы. Например, мальчик в свои 10 лет проявляет огромный интерес к музыке, начинает разбираться во всевозможных стилях и направлениях, инструментах, но родители, заметив это, не радуются, не спешат отдать его

  • музыкальную школу или нанять педагога, а начинают регулярно говорить: «Что за глупости. Мужчина должен иметь более серьезную профессию». В итоге мальчик замыкается в себе, начинает стыдиться своего интереса, считает его неправильным и недостойным.

Общение с ребенком как со взрослым, как с личностью. Это вовсе не означает, что нужно мериться с ним силой и знаниями, ждать от него «взрослого» поведения.

Ребенок        больше        стремится        к развитию,        к тому,        чтобы        начать        говорить

  • высказывать свои мысли, если к нему прислушиваются, уважают его мнение. Ребенок обдумывает сказанное ему и делает свои выводы.

  • деле побуждения детей к знаниям нет одного правильного ответа. Все очень индивидуально и зависит от каждого конкретного ребенка. Но это не значит, что нужно опустить руки и пустить все на дело случая. Необходимо систематизировать

основные методы мотивации и применять их поочередно или комплексно к нашим детям, внимательно следя за откликом детей в каждом конкретном случае:

Не стоит все время поддаваться ребенку. Первый проигрыш другому ребенку

  • дальнейшем, может сильно травмировать его. Легкие победы могут обратиться бедой. Лучше сразу объяснять, что это всего лишь игра и проигрыш – не трагедия, что в следующий раз он может выиграть, если будет больше стараться.

Слишком эмоциональное обучение может отпугнуть ребенка, и он утратит интерес. Ни в коем случае не кричите на него, не оскорбляйте. Ровный уверенный голос, похвала, добрый совет – это лучшие стимулы к учебе.

Получая удовольствие от игры, ребенок избавляется от чувства страха перед проигрышем, становится отличным настойчивым борцом за свою победу на шахматной доске.

Метод индивидуализированного обучения, основанный на принципах комплексности и системности, позволяет проектировать более совершенные образовательные технологии обучения и подготовки юных шахматистов.

Многочисленные исследования позволили выделить психические процессы: память, мышление и внимание, которые удается целенаправленно развивать в результате индивидуализации обучения шахматам.

Индивидуализированный метод начального обучения шахматам позволил повысить эффективность учебного процесса. Это подтверждается результатами психологических тестов. К концу эксперимента показатели испытуемых экспериментальной группы оказались больше, чем контрольной:

• по показателям мышления: тесту Равена на 19,6%, вербальным аналогиям- на

25,6%;

• по типам памяти: слуховой - на 33%, зрительной - на 39,4%, механической- на 37,8%, моторно-слуховой- на 34,8%;

• по показателям внимания: объему - на 29,2%, концентрации и устойчивости - на 19,7% и интенсивности - на 20,2%.

Повышению эффективности начального обучения детей шахматам способствуют следующие психолого-педагогические особенности: выбор рациональных средств и методов обучения, развивающий характер индивидуализированных классных и домашних заданий, оптимальное сочетание в процессе обучения деятельности педагога и родителей.

Программа обучения юных шахматистов должна учитывать разный уровень развития психических процессов, основными компонентами которого являются:

• наличие шахматных задач разной сложности;

• соблюдение дидактического принципа от целого к частному при предъявлении обучаемым задач разной композиционной сложности;

• обязательное соблюдение психологических оснований развития творческих способностей личности юных шахматистов при составлении задач на развитие внимания, пространственной и зрительной памяти, эвристического мышления и т.д.

Сформулированы методические особенности индивидуализированного начального обучения юных шахматистов, которые базируются на следующих основаниях:

Модуль 3.        Методика обучения шахматам.

Лекция 2.


Шахматы – это интересно

Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Что дает она детям? Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, самовоспитания. В. Сухомлинский писал:

«В воспитании культуры мышления большое место отводилось, шахматам… Игра в шахматы воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственного и памяти».

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольников, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Дети, обучающиеся этой игре, становятся самокритичнее, привыкают самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Скучно было детворе ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, - сказал ребятам Петя.

Где б я ни был и везде в нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король – его хранит отряд.

Хочу задание вам дать: игры названье угадать!

Познакомив ребят с историей развития игры в шахматы, предложили им отправиться в путешествие по Шахматной стране со сказочными героями: девочкой Клеточкой, мальчиком Юрой, который очень хочет научиться играть в шахматы, мальчиками Загадаем и Задирой. Путешествуя по Шахматной стране, дети познакомились с шахматной доской, узнали, что на доске есть белые и черные поля, линии: горизонталь, вертикаль и диагональ. Узнали секреты шахматных фигур: ладьи, слона, который совсем не похож на слона, побывали в гостях у ферзя, встретили коней черных и белых, посетили детский сад «чудесная пешка», а еще узнали, как ходит король. Особое внимание уделили ознакомлению с этикой шахматной игры.

Обучение детей шахматной игре проходило поэтапно. После знакомства детей с шахматной доской, дети вместе с Юрой узнали много интересного о шахматных фигурах. Клеточка рассказала ребятам о том, как они называются, как правильно расставить шахматные фигуры на доске. А Загадай, задавал детям вопросы, давал задания на закрепления знаний детей, загадывал загадки из своей Тетрадки. Например, какая фигура похожа на лошадку? Какие фигуры спрятались в словах: оладьи, спешка, заслонка, коньки? (Ладьи, пешка, слон, конь.)

Чтобы дети хорошо запомнили название шахматных фигур, умели отличать их друг от друга, играли с ними в такие игры, как «Кубик»«Волшебный мешочек»«шахматный веер»«запретная фигура» и другие.

Следующим этапом обучения детей шахматам было знакомство с возможностями каждой фигуры, интересными фактами о ней. Например, при знакомстве с шахматной фигурой ладья, дети узнали, что на Востоке эту фигуру называли «Рух». По преданиям «Рух» - огромная птица, помогавшая героям в сказке одолеть врага. Фигура «Рух» была очень похожа на лодку, ладью, вот ее и назвали ладьей. Теперь шахматная ладья больше похожа на башню, но называют её по-прежнему. А вот как ходит ладья, узнали из стихотворения:

Движется ладья лишь прямо,

Хоть по натуре не упряма.

Прямолинейно держит путь,

Наискосок ей не свернуть.

Шахматный слон ни капельки не похож на настоящего. Но в старину они были похожи. Загадай рассказал ребятам, как называют шахматного слона разные народы: французы – шут, немцы – бегун, болгары – офицер, поляки – гонец. А итальянцы, и испанцы, как и мы – слон. Ребята вместе с Клеточкой выучили небольшое стихотворение про шахматного слона, которое помогло запомнить эту фигуру и её передвижение по шахматной доске.

Закрепить знания детей о шахматных фигурах, помогали «Загадки из тетрадки».

Содержание этой игры интегрировали в разные виды занятий, так на математике: дети считали шахматные фигуры, придумывали задачи о них, рисовали шахматные доски на листе бумаги в клетку. На занятиях по обучению грамоте ребята видели, какие слова могут получиться, если в названиях шахматных фигур изменится одна буква. Например, печка (пешка, бадья (ладья, корь (конь).Называли шахматные фигуры, в названиях которых четыре, пять, шесть букв (слон, конь; пешка, ладья, ферзь; король). На занятиях по развитию речи придумывали загадки, сказки о шахматах, на занятиях по изо деятельности с удовольствием рисовали и лепили шахматные доски и шахматные фигуры. На физкультурных занятиях ребятам нравились игры «Найди шахматную фигуру и промолчи»«Раз, два, три - к шахматной фигуре, беги»«Чья команда быстрее соберется» и другие.

На третьем этапе Клеточка познакомила детей с такими понятиями, как ШАХ, МАТ, ПАТ, РОКИРОВКА, подарила «Шахматный словарик», который помог детям овладеть некоторыми шахматными терминами: атака – это наступление шахматной партии; дебют – начало шахматной партии; фора - дача вперед шахматной партии между сильным и слабым шахматистом и др.

Путешествуя по Шахматной стране, дети знакомились не только с шахматными фигурами, но и с выдающимися шахматистами: Александр Алехин, Василий Смыслов, Роберт Фишер, Михаил Таль, Гарри Каспаров, Анатолий Карпов. Кроме того, ребята узнали интересные факты из их жизни. Например, Анатолий Карпов играть в шахматы научился, когда ему не было и пяти лет. Играть в шахматы научил его отец. Анатолий Карпов всегда помнил слова отца«Без проигрыша нет и побед!»Анатолий Карпов – выдающийся советский гроссмейстер, двенадцатый чемпион мира, носивший это звание много лет (1975 – 1985 г.).

Когда путешествие подошло к концу, дети с грустью прощались со сказочными героями: Юрой, Клеточкой, Загадаем и Задирой, которые стали настоящими друзьями ребятам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и игровые задания по обучению детей игре в шахматы

Картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы....

ПРОГРАММА «Умники и умницы» по обучению детей игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная программа «Умники и умницы" по обучению детей игре в шахматы   разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Данна...

ПРОГРАММА дополнительной платной услуги «Белая ладья» "Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы" для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Рабочая программа «Белая ладья» составлена для детей старших групп на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы» рекомендованную Министерством образования Российской Феде...

Дидактические игры по обучению детей игре в шахматы

Цель игр: Знакомство (закрепление) с названием шахматных фигур, формирование представлений о их силе и ценности....

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы

Возраст: для детей от 6 до 7 лет Цель: развитие памяти, формирование умения называть наклеенные на циферблате фигурыцифры по образцу и по словесному указанию; закрепление знания цветов и оттенков...

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы

Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируютс...

Дидактические игры и игровые задания для обучения детей игре в шахматы.

Представлена подборка игр и игровых заданий для обучения детей игре в шахматы....