Создание проекта: «Мини-музей часы».
методическая разработка (средняя группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

Продолжительность проекта: 2 месяц.

Тип проекта: межпредметный, творческий, ознакомительно-ориентированный, исторический.

Участники проекта: средняя группа

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель проекта: показать разнообразие вариантов часов, их изменение в истории, создание собственного мини-музея, организация экскурсии.

Задачи проекта:

Для детей:

– формировать представления о музее у дошкольников;
– познакомить с историей часов;
– подвести к пониманию того, что часы нужны для подсчёта времени, и созданы людьми для облегчения своей жизни;
– показать значимость времени в занятиях разной деятельностью; 
– совершенствовать умения использовать ранее полученные знания для решения практических и познавательных задач;
– развивать умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться.

Для педагогов:

– обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми формами; 
– обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
– создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализации проекта;
– развивать связную речь дошкольников;
– способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов, специалистов и родителей в процессе разработки и реализации проекта.

Для родителей:

– включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;
– привлечь к проблеме развития познавательной сферы ребёнка;
– стимулировать творческую деятельность родителей через участие в конкурсе поделок, при сборе экспонатов музея;
– способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Итоговое мероприятие: “Открытие музея часов”.

Проблемные задачи для детей, на решение которых направлен проект:

– Как создать музей?
– Как люди учились определять время?
– Научиться узнавать, сколько времени на часах?
– Выяснить, как устроены некоторые часы?
– Узнать, как часы меняли свой облик?

Продукты проекта:

Для детей:

Произведения детского творчества (коллажи, рисунки, поделки, аппликации часов).

Подготовка и проведение экскурсий.

Участие в сборе экспонатов музея.

Составление рассказов о часах .

Участие в открытии музея часов .

Для педагогов:

Разработка тематического проекта по теме “Создание мини-музея”.

Организация выставки часов.

Для родителей:

Участие в открытии музея часов.

Участие в оформлении выставки.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

– формирование у детей представлений о многогранности и разнообразии мира;
– овладение детьми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия с взрослыми и детьми;
– освоение достаточными знаниями о временных представлениях;
– повышение познавательной активности.

Для педагогов:

– повышение уровня компетентности в освоении современных образовательных технологий;
– распространение педагогического опыта;
– систематизирование и повышение качества работы с детьми по формированию связной речи дошкольников;
– удовлетворенность работой
.

Для родителей:

– установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
– поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых;
– приобретение родительских знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком; 
– появление у интереса к новому сотрудничеству с ДОУ.

Этапы проекта.

Подготовительный этап.

Определение темы и названия музея, разработка его модели, места размещения.

Практический этап.

Сбор и создание экспонатов музея, их оформление.

Нахождение информации, разработка содержаний экскурсий.

Экскурсионная работа решает следующие задачи:

выявление творческих способностей детей;
– расширение представлений о содержании музейной культуры,
– развитие начальных навыков музейного языка;
– создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Темы экскурсий:

– Путешествие в страну точного времени.
– Что такое 10 минут?
– Какие бывают часы?
– Весь день по часам.
 

Реализация проекта:

Различные виды непосредственно образовательной деятельности направленные на:

– формирование элементарных представлений о времени, его текучести, периодичности, необратимости.
– развитие чувства времени, умения беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; 
– формирования умения определять время по часам с точностью до часа;
– развитие сенсорных умений (всматриваться, вслушиваться); сравнивать предметы, выделять характерные детали, красивые сочетания;
– развитие познавательно-исследовательской деятельности;
– формирование интереса к разным видам конструирования часов:
– развитие связной речи, памяти, внимания, мышления

Системная паутинка проекта.

Мини-музей часов.

Коммуникация.

Составление рассказов о часах, сделанных своими руками.
Составление рассказов о часах, которые ребёнок принёс на выставку.
Рассматривание часов с кукушкой (активизация словаря: тяжёлые гири, зубчатые колёсики, циферблат, маятник, заводная кукушка).
Беседа “Какие бывают часы?” (просмотр презентации, активизация словаря: песочные, солнечные, водяные, песочные, башенные, наручные, настенные, электрические, цветочные, механические, электронные, будильник, секундомер, карманные, сувенирные и т.д.).
Составление рассказов для проведения экскурсий.
“Нам всё часы покажут точно” (беседа о распорядке дня).
Вечер пословиц и чистоговорок о часах и времени.
Разучивание стихов о часах.

Познание.

Беседы “Как появились часы?” (изучение книг, сайтов, рассказов взрослых).
Занятие “Как устроены часы?”
Наблюдение “Путь солнца по небосводу”.
На прогулке – модель солнечных часов.
Экспериментирование “Лимонные часы”.
Знакомство с секундомером и песочными часами (измерение временных отрезков секунд, минут).
Знакомство с циферблатом (определение времени с точностью в один час).
Д\и “Расставь цифры на часах”, “Впиши пропущенные цифры”,
“Какие часы показывают точное время, какие спешат, какие опаздывают?”
“Распорядок дня”.
Создание моделей водяных, солнечных, песочных часов. 
Расставь по порядку: секунда, минута, час, сутки, 
Часы в городе 
Знаменитые часы разных городов.
Главные часы России.

Художественное творчество.

Рисование “Нарисуй часы, которые бы ты хотел иметь.”
Конструирование из бумаги модели часов. 
Коллаж “Украшения для часов исполнения желаний”.
Аппликация “Башенные часы”.
Лепка “Наручные часы”.

Социализация.

Сюжетно-ролевые игры
“Часовая мастерская”, “Я – экскурсовод музея часов”.

Проблемная ситуация-Как узнать, сколько время? ”Беседа “Для лентяя время стоит на месте”, “Как беречь время?”

Чтение художественной литературы.

И.Мельников. Про часы и о часах. Дет.лит. 1981.. 
Про часы и о часах. Детская энциклопедия.
Загадки.
Е. Шварц Сказка о потерянном времени.

Безопасность.

Беседы об аккуратном обращении с часами.
“Чем опасны разбитые часы?”

Труд.

Беседа “Делу – время, потехе – час”.
Ручной труд “Изготовление моделей часов”.
Рассказ о профессиях тех, кто работает в музее, о часовых дел мастерах.

Музыка.

Слушание звучания разных видов часов, хода и боя (будильник, часы с кукушкой, башенные часы, настенные, напольные, куранты).
Слушание песен про часы.
Музыкально-ритмическая композиция “Часики”.
Игра с секундомером на мелодию песни “Хороводная” Кожевникова.

Физическое развитие.

Выполнение упражнений в соответствии с единицами времени (секунда, минута,5,10 минут).

Здоровье

Надо ли соблюдать режим дня?

 

 

Заключительный этап.

Проведение итогового мероприятия проекта “Открытие музея часов ”


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Тексты стихотворений и рассказов детей.

За ночью приходит день. В океане приливы и отливы сменяют друг друга. Строгой чередой идут времена года. Сама природа как бы отсчитывает что-то… Что? Время! Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Что в нём слышится? А ну-ка повтори вслух несколько раз: «Вертемя! Вертемя!» Ясно слышится и «время» и «вертеть».

Подметил человек – солнце по небу идёт, а тень от дерева словно за солнышком тянется, по земле движется. Так солнце подсказало человеку: «Можно сделать солнечные часы!» Был у солнечных часов циферблат с числами, только вместо стрелки – тень от колышка или треугольной дощечки. Были и такие часы, что стреляли из пушки. «Бах!»- восклицала пушка. – Это двенадцать часов! Все слышали. 

«Время течёт» - говорим мы. А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах. За определенное время вода переливается из одной ёмкости в другую. Так было и в песочных часах. Из одного сосуда в другой пересыпается песок за несколько минут. У нас представлены разные песочные часы.

Я полагаю, что без колдовства тут не обошлось. Может быть, какая-то фея плескалась в незримых потоках бесконечной реки времени, а потом зачерпнула из нее чуточку, произнесла заклинание, и невидимое сделалось видимым - превратилось в песок. Может, память о том, что у реки времени есть дно? Вообще-то невидимое время - могущественная, неподвластная людям сила. А вот заколдованное время-песок, заключенное в колбочку, послушно даже ребенку. Оно начинает двигаться только тогда, когда этого захочет человек.

Наконец догадались тяжесть воды или песка заменить тяжестью гири. Первые часы с гирей сделали около тысячи лет назад. Имели они только одну стрелку – часовую. Так появились башенные часы.

А затем вместо тяжёлой гири в часах появилась пружина. Она все зубчатые колёсики и стрелки приводит в движение. Часы с пружинкой можно сделать совсем маленькими, положить в карман. Часовые мастера делали совсем крохотные часики, такие, что умещались в золотых кольцах, в пуговицах из драгоценных камней.

А были и большие напольные часы. Старинные часы часто не только показывали время, но и украшали дом, развлекали хозяев. Особенностью таких часов были изысканная отделка, множество украшений. Их выбор определялся общим стилем оформления помещения. Удивительные часы «Павлин» заводили в Зимнем дворце во время приёмов и балов. Мы можем увидеть, как они работают.

Когда часы обзавелись маятником, они стали наконец настоящими часами – точными. Маятник – стерженёк с тяжёлым грузом. Прилежно качается маятник. Каждый взмах – за одно и то же время. Маятник – главный хранитель точности часов.


 

Посмотри-ка на часы -

Стрелки здесь не для красы:

Они указали для нас

Секунду, минуту и час.

Секунду – тоненькая,

Минуту – длинненькая,

А коротенькая – час:

Так бывает всякий раз.

Шестьдесят секунд прошли –

Мы к минуте подошли.

Ну, а шестьдесят минут

Вместе целый час дадут.

 

Часы бывают самые разные. Например, наручные часы носят на руке. В нашем музее много таких часов. Одни часы круглые, другие квадратные, одни толстые, другие тонкие. Среди них есть механические, кварцевые, электронные часы.

Есть у нас очень смешные и славные часы. Это часы с заводной кукушкой. Каждый час дверца таких часов распахивается, и оттуда выскакивает кукушка, которая кричит «ку-ку» столько раз, сколько в данный момент показывают. 

Электрические часы устроены по-другому. Шестерёнки и стрелки этих часов двигает не пружина, а очень маленький электрический моторчик. Кроме моторчика, в часах есть и своя электростанция – крохотная батарейка. Вставил такую батарейку в часы, и они будут ходить без остановки целый год.

Настенные часы висят в детском саду, магазине, поликлинике. Настольные часы стоят на столе или тумбочке. Будильники будят всех утром. Они не дают проспать и опоздать в детский сад. 

Сценка про часы. 

Когда ложиться и вставать,

Когда игру нам затевать,

Когда садиться за урок,

Когда с малиной есть пирог-

Нам всё часы покажут точно,

Чтоб на вопрос: «Который час?» -

Ответить мог ты всякий раз.

7-9 часов

Это время нам знакомо:

Это время – для подъёма.

На зарядку, как зайчата,

По утрам бегут ребята.

Умывайся, не ленись,

Чистым завтракать садись.

9-10 часов

Это время-время книжки,

Не спеша оно идёт.

Все девчонки и мальчишки

Учат азбуку и счёт.

Учат песенки смешные,

Чертят рожицы кривые.

10-12 часов

Это время не для булок,

Это время – для прогулок.

На крылечке, у дверей

Мы покормим голубей,

А потом возьмём лопатки

И в саду вскопаем грядки.

12-13 часов

Это время – для обеда,

Значит, нам за стол пора.

Прекращается беседа,

Прекращается игра.

Просят Ванечки и Маши:

-Дайте нам побольше каши!

13-15 часов

Это время тишины.

Все мы знать его должны,

Потому что в этот час

Снова ждут подушки нас,

А на краешке подушки

Ждут любимые игрушки.

16-19 часов

Это - время простокваш,

В это время – полдник наш.

После полдника опять

Мы отправимся гулять.

Сели мы на карусели

И по кругу полетели.

19-21 часов

Это-время нам дано

Для весёлого кино,

Для катанья на коне

И на папиной спине.

В небесах луна плывёт,

Мама ужинать зовёт.

21-7 часов

Это время – время сна.

Спит за окнами сосна;

Спит пескарь на дне речном;

Спит медведь в краю лесном.

Сладкий сон сморил ребят, 

 


 

Стихотворение «Королевство минуток» 
Раз - секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались -
И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.

Час за часом двадцать раз
И четыре про запас -
Сутки полные проходят,

День и ночь с собой уводят. 

 

А вот настоящий секундомерОн электронный. С появлением секундомера начинается новый период экспериментов, замеров - период именованного времени. Всегда и всюду человек и часы рядом. Человек не может жить без часов, не ведя счёт в


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Раздел "Природные часы".

В данном разделе имеется следующее:

Солнце

(аппликация). Изначально, пока человек еще не изобрел часы, ориентироваться во времени ему помогала сама природа. Солнце можно назвать первыми часами. Многие люди просыпаются и начинают свой день с первыми лучами солнца. В давние времена даже договаривались о каком - нибудь деле, ориентируясь на положение солнца. Например, в старину мама могла наказывать детям: "Гуляйте, но как только солнце окажется в самом зените (в самой верхней точке, приходите обедать. А когда солнышко коснется верхушки леса, пригоните корову с пастбища".

Петушок

(игрушка). Когда древний человек стал приручать животных, у него появился еще один помощник в ориентировке во времени - петух. Человек заметил, что петушок по утрам и вечерам поет примерно в одно и то же время. Да не один раз, а целых три. Первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще и не показалась, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договорится и о встрече. Например, говорили так: "Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов".

 

Раздел "Часы древних времен".

В данном разделе имеются:

 

Песочные часы

 Первые песочные часы появились, когда люди научились изготавливать прозрачное стекло (Западная Европа, XII в.) . в такие часы насыпали определенное количество песка, например на 1 минуту, на 5 минут, на 1 час. Когда песок из верхней части пересыпался в нижнию, часы переворачивались.

 

Модель водяных часов.

 

  Такие часы использовались в Древней Греции в судах эти часы измеряли время, за которое участник спора мог произнести речь. Если решался простой вопрос, например, кому принадлежала коза, судья наливал в чашу воду ("заводил часы") и предлагал одному из спорящих произнести речь в свою защиту. Фраза "ваше время истекло" означает конец речи. Она существует в нашей речи до сих пор.

Изготовление водяных часов.

Модель водяных часов можно изготовить из пластиковой бутылки (1, 5 л).отрезать верхнюю часть бутылки и сделать в пробке отверстие - проткнуть шилом. В верхний сосуд с небольшим отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-чёрточки: сколько воды вылилось. Столько и времени прошло.

Модель огненных часов

Особую свечу придумали в Испании. По всей ее длине 24 деления (количество часов в сутках). Сгорая, свеча уменьшалась за 1 час на одно деление. Слуга, следившей за часами - свечой, докладывая королю: "Ваше величество, один час прошел! "

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мини-музей часов» для детей старшей группы.

Музей не просто дом вещей,                      Музей хранитель тайн                     И...

Проект мини-музей "Мир часов"

Автор воспитатель детского сада "Солнышко" Демирова Р.А....

Создание условий для формирования чувства патриотизма старших дошкольников на основе реализации проекта "Мини-музей "Моя родина - Россия"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ...

Проект "мини-музей часы"

Познавательно-творческий проект для детей 5-7 лет...

Проект "Мини-музей часов"

Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, ...

Проект мини - музей " Удивительный мир часов"

Мини - музей "Удивительный мир часов"...

Консультация для педагогов о создании проекта «мини-музей в чемодане «Русская изба» в старшей группе»

Консультация для педагогов о создании проекта "мини музей в чемодане "Русская изба" в старшей группе"...