Тема самообразования:«Нетрадиционные техники рисования в группе раннего возраста»
материал (младшая группа)

Кукаева Ольга Эдуардовна

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_2021g.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.  Иркутска  детский сад № 97

Тема самообразования:

«Нетрадиционные техники рисования в группе раннего возраста»

Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории

Кукаева Ольга Эдуардовна

Электронная почта: kukaewa.olga@yandex.ru

телефон:

Иркутск 2021

Личные данные:

Я, Кукаева Ольга Эдуардовна, работаю на группе раннего возраста  

(дети с 1года до 3 лет)

Образование – среднее специальное.

Педагогический стаж –24года.

Стаж работы в МБДОУ –25 лет.

Стаж работы в занимаемой должности –24 года.

Квалификационная  категория – первая.

Предполагаемый срок темы самообразования 5 лет (с 09.2018г. по 09. 2023г.)

Актуальность  темы самообразования.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

   Дошкольный возраст  наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, одному ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, а другому ребёнку будет интересно рисовать мятой бумагой или ладошкой.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие качество дошкольного образования также  указывают на актуальность этой темы, так на пример:

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. N 1155

п.4- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Цель работы по самообразованию:

-повышение педагогического уровня и профессиональной компетентности по использованию нетрадиционных техник рисования в группе раннего возраста.

Задачи:

  • Подобрать, изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме.
  • Расширить и систематизировать теоретические знания и практические умения по использованию нетрадиционных техник рисования.
  • Разработать примерный план по самообразованию.
  • Для педагогов и родителей детей раннего возраста подобрать консультацию и подготовить буклет  на тему: «Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»

Методическая литература  по данной теме:

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва     «Издательство Скрипторий 2003».

А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития - Академия холдинг».

 «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

  И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

  Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1.5 – 2 лет. - Москва ,2020 г.

  Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

 Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. – Москва ,2010.

  Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

  Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11.

  Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.

План

Сроки

Форма работы

Практические результаты

Изучение методической литературы; статей  ученых, педагогов по теме самообразования

В течении года

Просвещение (чтение литературы, слушание вебинаров, семинаров)

Повышение собственного уровня  знаний.

Подбор методик для развития художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования

Октябрь - ноябрь

Подбор методик

Определение возможных путей  развития художественно – творческих способностей детей раннего возраста.

В течении года

Участие в выставках и конкурсах различного уровня.

Сертификаты и дипломы.

Подбор нетрадиционных методик рисования для развития мелкой моторики

Ноябрь - май.

Подбор методик.

Картотека нетрадиционных техник.

Составление конспектов занятий по данной теме.

В течении года

Подбор материала по теме.

Конспекты занятий.

Обогащение предметно – развивающей среды.

Ноябрь - май

Обогащение среды.

Пополнение группы необходимым материалом по данной теме.

Работа с родителями

Март

Консультация, буклет:

«Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»

Просвещенность родителей по данной теме.

Работа с родителями

Апрель

Консультация для родителей «Рисовать ладошками - это интересно!».

Просвещенность родителей по данной теме.

Работа с  педагогами

Апрель

Буклет  на тему: «Виды нетрадиционного рисования для детей раннего возраста».

Просвещенность педагогов по данной теме

Работа с родителями

Май

Презентация на тему: «Мы любим рисовать!»

Просвещенность родителей по данной теме.

Анализ работы по теме самообразования.

Май

Отчет по теме.

 

Свой педагогический опыт могу  представить на мастер – классе:  «Использование нетрадиционных техник рисования  в работе с детьми раннего возраста».

Список литературы:

  1. Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1994 г. N 35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования".
  2. Методическое письмо Минобразования РФ от 24.04.1995 N 46/19-15 "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации".
  3. ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Веточка мимозы» (нетрадиционные техники рисования) в группе раннего возраста

Представлен конспект ООД на тему: "Веточка мимозы" .Открытое мероприятие к дню 8 Марта, показаны три вида техники нетрадиционного рисования: оттиск поролоном, оттиск пробкой, рисование ватными палочка...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Дождик, дождик пуще…» (нетрадиционные техники рисования) в группе раннего возраста

Конспект ООД :"Дождик, дождик, пуще..." (нетрадиционные техники рисования, рисование пальчиками) с детьми 2-3лет...