УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС
статья (старшая группа)

Кумилина Татьяна Юрьевна

С самого рождения детей окружают различные природные явления. Умываясь утром, юные почемучки интересуются, отчего вода мокрая. А вечером удивляются, куда пропало солнце. Попробуем объяснить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 004.docx937.14 КБ

Предварительный просмотр:

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ВОКРУГ  НАС

Описание: https://i.artfile.me/wallpaper/06-02-2014/4000x3280/deti-gruppa-detej-more-malchik-nastroeni-791920.jpg

С самого рождения детей окружают различные природные явления. Умываясь утром, юные почемучки интересуются, отчего вода мокрая. А вечером удивляются, куда пропало солнце. Попробуем объяснить.


ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС

Поздним вечером  понаблюдайте  с ребенком за небом. Там – космос. А яркие огоньки – звезды. Звезд так много (особенно их видно за городом), что невозможно сосчитать. Одни крупные и светят  ярко, другие еле заметны. На самом деле, все они огромны и находятся далеко от нас. Солнце тоже звезда. Оно намного ближе к нам, чем другие, поэтому выглядит таким большим. А еще оно очень горячее, к нему даже приблизиться невозможно. Оно все сжигает – такая высокая температура. У солнышка есть своя семья, правда, это не дочки и сыночки, а несколько планет. Они вращаются вокруг Солнца. И у каждой есть своя дорожка – орбита. Все вместе они называются планетами солнечной системы. Наша планета Земля третья по счету от Солнца. Чем  ближе орбита планеты к Солнцу, тем на ней теплее. На Меркурии и Венере намного жарче, чем  на  Земле. На Марсе – холоднее. А Плутон – малая, карликовая планета. Земля находится на таком расстоянии от Солнца, что на ней не слишком холодно. На Земле есть воздух, вода, поэтому и появилась жизнь. Чтобы запомнить названия планет нашей Солнечной системы можно выучить стихотворение Архадия Хайта:

РАЗ – МЕРКУРИЙ,              

ДВА – ВЕНЕРА,

ТРИ – ЗЕМЛЯ,

ЧЕТЫРЕ – МАРС,

ПЯТЬ – ЮПИТЕР,

ШЕСТЬ – САТУРН,

СЕМЬ – УРАН,

ЗА НИМ – НЕПТУН.

ОН ВОСЬМЫМ ИДЕТ ПО СЧЕТУ.

А ЗАНИМ УЖЕ, ПОТОМ,

И ДЕВЯТАЯ ПЛАНЕТА

ПОД НАЗВАНИЕ ПЛУТОН.


ДЕНЬ И НОЧЬ, СУТКИ ПРОЧЬ!

Предложите малышу подумать, почему на Земле происходит смена дня и ночи. Для продолжения разговора приготовьте глобус (можно  заменить мячиком или воздушным шариком) и лампу. Направьте на глобус лампу и спросите, можно ли осветить его одновременно со всех сторон? Лампочка освещает только ту сторону глобуса или мяча, которая обращена к свету. Другая половина остается темной. Спросите, где сейчас день на планете, а где ночь? Пусть ребенок выскажет свое мнение. Даже самые фантастические версии нужно одобрить, а потом объяснить, что на той часть глобуса, которая освещена, день. А другая часть находится в тени, значит, там ночь. Но как в природе происходит смена дня и ночи? Почему у нас то  светло, то темно? Описание: http://s6.travelask.ru/system/images/files/000/370/690/wysiwyg/%D0%BA%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%80.jpg?1506711271

                                                                       

ОПЫТ

Поставьте пластилиновую фигурку на глобус. И начните медленно  его вращать. А ребенок пусть наблюдает за человечком и сообщает, когда наступит день, а когда ночь. Можете спросить, что нужно делать человечку: ложиться спать или вставать и идти умываться? Затем поставьте человечка куда - нибудь в другое место. Например, в Африку или в Австралию. Может быть, там не меняются день и ночь? Снова  повращайте глобус. Возьмите второго человечка и отправьте в США. Объясните, что когда в России день, то в Америке ночь. Можно дать фигуркам имена. Например, мальчика из России назовем Петей, а американца – Бобом. Крутите глобус, а малыш пусть говорит, что нужно делать мальчикам: Бобу спать, а Пете играть, и наоборот.

Везде на Земле происходит смена дня и ночи, потому что наша планета вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.


«ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА»

Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли. Если бы его не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью. И хотя воздух – «невидимка», без него мы не можем жить. Ведь мы дышим воздухом.

Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=997a98d30a8bf6d7b9b3fee62f94de9b&n=13&exp=1

Через нос проходит в грудь

И  обратно держит путь,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем!

Воздух есть везде: в комнате, в земле, на улице, в предметах. Его легко обнаружить, если помахать листком бумаги около лица. Воздух начинает двигаться и получается ветерок. Предложите малышу наполнить воздухом пакет. Пакет был мягким, бесформенным. Надуваем и завязываем! Теперь наш пакет наполнился воздухом, поэтому стал упругим.

ОПЫТ

Описание: https://scontent-sin6-2.cdninstagram.com/vp/4a0fe4d0b1711e0ac7676bd22e45b267/5C74F752/t51.2885-15/e35/43691819_2159051344351626_1857773042551698813_n.jpg?se=7&ig_cache_key=MTg5NTA3MzEzMTI4MzE0NzU4Mw%3D%3D.2Возьмите пустой стакан, на дно кусочком пластилина прикрепите небольшой лист бумаги. Переверните стакан вверх дном и потихонечку опустите в воду. Попала вода в стакан? Нет! Бумага внутри сухая. Почему?  Потому что стакан заполнен воздухом, воде не места. А теперь погрузите стакан, наклонив. Что появляется в воде? Пузырьки. Это воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Опустите в воду камешек, губку, ракушку. В воде появятся маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх. Это воздух, он был даже в камне!


ВОДНЫЕ  ПРОЦЕДУРЫ

Описание: http://sgpp-vietnam.com/wp-content/uploads/2016/09/Fotolia_79999255_M.jpgДля жизни на Земле нужен не только воздух, но и вода. Без нее на нашей планете не может обойтись ни одно живое существо. Она находится в реках, в озерах и океанах. Какая же бывает вода? Попробуем узнать с помощью опытов. Вода состоит из маленьких – маленьких частиц – молекул. Их можно рассмотреть только с помощью специального прибора – микроскопа. Смешиваясь между собой, молекулы воды образуют прочную жидкость. Эти частицы держатся друг за друга не очень крепко, поэтому вода может литься. А вод в твердых предметах, например, в кране, из которого вода льется, частички  «держатся» друг за друга очень крепко, поэтому кран такой прочный. Ну и вода бывает твердой!

ОПЫТ № 1

Налейте воду в формочки для льда и заморозьте. Можно сделать кубики цветными, добавив краситель. Понаблюдайте, как быстро тает лед.

ОПЫТ № 2

Пусть ребенок попробует воду. Какой у нее вкус: сладкий, соленый? Она безвкусная! Добавьте в стакан с водой немного сахара и размешайте. Вкус воды изменился? Конечно! Но куда же пропал сахар? Он стал невидимым. Частички сахара в воде распределяются между частичками воды, они не видны, но они никуда не делись, поэтому вода сладкая. Вода может растворять некоторые вещества, но не все. Например, если мы опустим в воду ракушки или монетки, они не растворятся.

ОПЫТ№ 3

Поставьте на поднос два стакана  с водой. В один добавьте каплю ароматического масла. Чистая вода не имеет запаха, а вода с маслом пахнет. Запах воде придают различные растворенные в ней вещества, поэтому компот пахнет ягодами.

ОПЫТ № 4

Налейте в кастрюлю немного воды и кипятите. Куда делась вода? Она испарилась и превратилась в «белый дым». Он называется паром. В этом состоянии частички воды перестают держаться друг за друга и идут гулять, куда вздумается. Если над паром подержать сухую тарелку, пар опять превратится в воду (тарелка намокнет).

 

Описание: http://nii-evrika.ru/wp-content/uploads/2017/10/shutterstock_627551969.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"

Данное открытое  логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

Удивительный проект или Золушка всему причина.

проект экологической направленности...

конспект "Удивительное в камне"

Матриал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со свойствами камней...

Сценарий Новогоднего утренника для младших дошкольников с участием их любимого героя Лунтика "Удивительные оживления игрушек у Новогодней ёлки"

Дети под музыку входят в зал стайкой вместе с Ведущей. Ведущий говорит поздравления, пожелания….     «… итак начинаем наш Новогодний утренник»Вводная часть 1.С новым Годом по...

Презентация к ООД «Удивительный мир портретов». Текстовое оформление презентации к ООД «Удивительный мир портретов»

Материал, представленный на конкурс   «Художники – детям» по ознакомлению дошкольников с портретной живописьюНоминация  :«Презентации к ознакомлению с ...