Семинар-практикум для педагогов на тему: «Особенности организации ознакомления воспитанников с социальной действительностью в современной дошкольной образовательной организации»
план-конспект занятия

Черкашина Екатерина Дмитриевна

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Особенности организации ознакомления воспитанников с социальной действительностью в современной дошкольной образовательной организации»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Особенности организации ознакомления воспитанников с социальной действительностью в современной дошкольной образовательной организации»

Содержание раздела «Ознакомление с социальной действительностью» – окружающим миром включено в образовательную область «Познавательное развитие», которая предполагает: формирование у ребенка первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме для людей, об многообразии стран и народов мира.

Данная задача реализуется посредством разработки и организации методики по ознакомлению с социальной действительностью. Согласно Стандарту дошкольного образования, участники образовательных отношений могут использовать в работе по ознакомлению детей с социальной действительностью уже разработанные программы и методики.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» реализуется через создание ситуаций социального развития личности ребенка на основе различных видов деятельности детей дошкольного возраста.

Эта задача направлена на вовлечение детей в активный и деятельный процесс по взаимодействию и освоению социальной действительности. Дети включаются в различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, предметную, художественную, познавательно – исследовательскую и другие виды деятельности. В процессе организации различных видов детской деятельности осуществляется образовательная деятельность. При этом организация деятельности и общения должна проходить с учетом возрастных, индивидуальных и групповых особенностей детей, ведущего вида деятельности и общения.

Для реализации данных задач выделим ведущие принципы:

  1. Деятельность и активность ребенка – важнейшее условие успешности в воспитании и обучении.
  2. Принцип системности предполагает целостное развитие личности ребенка в единстве интеллектуального, в системе знаний, опыта творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к изучаемому материалу.
  3. Краеведческий принцип – воспитание ребенка должно быть культуросообразно национально – региональным реалиям. Краеведческий принцип лежит в основе отбора содержания и планирования работы по ознакомлению с социальной действительности.
  4. Принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  5. Принцип координации и интеграции деятельности педагогов предусматривает включенность всех субъектов образовательного процесса в рамках изучаемого материала.
  6. Принцип приемственности во взаимодействии детского сада и семьи.

Условия реализации задач и принципов:

  1. Необходим отбор содержания и фактологического материала для работы с детьми (ценность, значимость). Материал, предлагаемый ребенку, должен нести доступную информацию, вызывать эмоции, чувства, соответствовать опыту и интересе детей, побуждать к деятельности, активности. Необходим учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  2. Работа с детьми должна быть ориентирована на активное овладение материалом. Новые знания должны побуждать, стимулировать детскую активность (в игре, общении, в творчестве и др.); вызывать желание и умение использовать знания в повседневной жизни, а также для добывания новых знаний. В работе с детьми следует отдавать предпочтение экспериментальным (продуктивным) видам деятельности.
  3. Ознакомление детей с социальным миром происходит при непосредственном контакте с взрослыми (родителями, педагогами и др.). При этом взрослый выступает как носитель культурных образцов, как посредник, призванный интерпретировать культуру в складывающуюся картину мира ребенка в контексте детского миропонимания.
  4. В рамках дошкольной образовательной организации эффективность работы может быть повышена за счет реализации принципа интеграции. Следовательно, необходимо «пронизывать» содержанием, которое входит в ознакомление с социальным миром, другие виды организованной образовательной деятельности, а также в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей. Не менее важным аспектом в реализации работы по ознакомлению детей с социальной действительностью взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в образовательном процессе.

Качество усвоенного материала связано с такими показателями, как картина мира ребенка, познавательный интерес и желание использовать полученные знания в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками, мотивационно – ценностное и эмоционально – оценочное отношение к окружающей социальной действительности.

Организация ознакомления детей с социальной действительностью проходит:

  • в специально организованной образовательной деятельности;
  • в режимных моментах;
  • в самостоятельной (свободной) познавательной деятельности.

При разработке конкретных знаний педагог должен помнить, что знания о социальной действительности должны выполнять триединую функцию:

  • Нести информацию (информативность);
  • Вызывать чувства и эмоции (эмоциогенность);
  • Побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).

Для решения подобной триединой задачи, методы ознакомления с социальной действительностью можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире. Следует отметить, что применяемые методы должны соответствовать цели, задачам, содержанию изучаемой темы, возрастным и индивидуальным особенностям детей. Специфика работы по формированию представлений о социальной действительности должна быть связана с учетом этнокультурных особенностей региона, края, города, ближайшего окружения ребенка.

Педагогом осуществляется отбор материала для работы с детьми, особо выделяя то, что характерно для данной местности данного края, что есть только там, где живут дети. Продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, при этом подчеркивая особенности природы; людей, которые прославили свой край трудом, достижениями в искусстве, спорте; людей, которые приобрели известность не только в крае, но и в стране, и за её пределами.

Педагогом демонстрируется то, что присутствует в их родном крае, но характерно для всей страны: охрана природы; труд людей; соблюдение традиций, связанных с празднованием знаменательных дат; проживание людей разных национальностей.

При этом педагог может использовать такие методы, как эвристические познавательные беседы, информативный метод на принципах интеграции (информация естественно – научного характера и сведения о человеческой деятельности) и культурологическом (приобщение к культуре). И следующие формы работы: экскурсии, праздники, викторины, планирование циклов тематических занятий «Путешествие по району города», встречи с известными людьми города и знакомство с их творчеством, «собирание великих идей и знаменитых историй», проектная деятельность на тему «Мой край» и многое другое.

Познавательный материал педагог планирует равномерно, по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определенной системе. Наиболее целесообразно использовать тематическое планирование. Темы могут быть различными по объему познавательного материала, по сложности, а, следовательно, по длительности изучения. При этом каждая последующая тема является продолжением предыдущей. Все темы должны быть взаимосвязаны и взаимодополняемы. Материал должен излагаться последовательно, с постепенным усложнением: от простого к сложному, от частного к общему.

Задание 1

Назовите, формы организации по ознакомлению с социальной действительностью дошкольников.

1.Занятия и другие формы организации образовательной деятельности

2. Проблемные ситуации

3. Проектная деятельность

4. Сюжетно – ролевые, коммуникативные, подвижные, народные и дидактические, настольные игры (С. Выготский: «Игра – это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений»).

5. Беседы

6. Просмотр видеофильмов, мультфильмов

7. Театрализованные постановки

8. Музыкальные и физкультурные досуги, развлечения

9. Интерактивные игры, презентации и др.

 10.Чтение художественной литературы

11.Организация разных видов труда, знакомство с профессиями

12. Экскурсии.

Учитывая возрастные особенности детей, педагог определяет тематику дня и содержание работы в соответствии с общей темой недели. Для полноты раскрытия содержательного аспекта темы важно создавать в течение дня нравственно – этические ситуации.

Большое место в течение дня должна занимать совместная деятельность взрослого и ребенка по закреплению понятий в разных формах.

Информация усваивается детьми более успешно, в том случае, если педагог отдает предпочтение активным формам работы с детьми, таким как поисковая, экспериментальная, проектная, продуктивная деятельность, игровые ситуации. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе организованной образовательной деятельности при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность.

При этом педагог должен создавать все условия для свободного выбора детьми деятельности, поддерживать их активность, инициативность, самостоятельность в различных видах деятельности. Создавать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Деятельность и общение способствуют удовлетворению естественных (эмоциональных, игровых, познавательных) потребностей детей, формированию правил, норм и опыта жизни среди взрослых и сверстников, а также деятельной и активной позиции в освоении социальной действительности. В процессе совместной деятельности дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества, умение договариваться, отстаивать своё мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми.

Помимо организованной образовательной деятельности, педагог должен запланировать образовательную деятельность в режимных моментах.

В утренние и вечерние отрезки времени педагог планирует и организует разнообразные дидактические игры, просмотр видеоматериалов социальной направленности, что создает условия для успешного обобщения и систематизации ранее полученных знаний о социальной действительности.

Во время прогулки педагог организует наблюдения за трудом взрослых, например дворника, за сезонными изменениями в его работе (уборка снега, уборка территории от листвы и т.д.). На прогулках воспитатель обращает внимание детей на окружающие предметы, организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов.

Организация развивающей предметно – пространственной среды должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, вариативной, безопасной, полифункциональной, доступной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей. Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, должны нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность. Кроме того, при организации предметно – пространственной среды необходимо учитывать национально – культурные и климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Педагог использует методы и приемы, которые побуждают детей к проявлению самостоятельности, творчества, выдумки в различных видах деятельности.

Самостоятельная познавательная деятельность, направляемая и поддерживаемая педагогом, обеспечивается через:

  1. Поиск новых знаний в различных формах общения (соревнования, групповые работы и т.д.);
  2. Моделирование и конструирование (составление план – карты улицы, дороги и т.д.);
  3. Микроисследования;
  4. Предметно – практические действия ребенка;
  5. Дидактические игры;
  6. Детское экспериментирование и опыты и др.

Педагог должен создавать все условия для самостоятельной и свободной деятельности детей. В своей работе использовать игровой метод обучения, так как он способствует созданию заинтересованности, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. Вовлекая группу желающих детей в игру, воспитатель ненавязчиво преподносит интересные факты, предлагает новые сюжетные линии, не ущемляя при этом самостоятельности детей.

В свободной деятельности воспитатель должен предоставлять детям возможность, доступными для их возраста способами и средствами, передавать впечатления, полученные из окружающей жизни: сюжетно – ролевая игра, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, аппликации).

Эффективность процесса ознакомления детей с социальной действительностью зависит от того, какими средствами воспитания и обучения пользуется педагог.

Первым, самым объемным и значимым средством является окружающая социальная действительность. Задача педагога проанализировать и отобрать из социального окружения такое содержание, которое несет в себе развивающий потенциал.

Кроме того, воспитатель продумывает, как, используя реальную жизнь, можно познакомить детей с деятельностью людей и их взаимоотношениями.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира и игрушка. Поэтому очень важно организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы, разные по цвету, форме, материалу; поддерживать интерес детей к предметам, к их изучению; формировать представления о назначении предметов.

Какие художественные средства играют роль в приобщении детей к социальной действительности? (художественная литература, музыка, изобразительное искусство.)

Педагог должен грамотно отбирать литературные произведения разных жанров с учетом возрастных особенностей: сказки, былины, рассказы, стихи – и разного содержания: познавательные, юмористические, на темы морали.

Неотъемлемыми участниками образовательного процесса являются родители детей. Поэтому одной из задач педагогов любой дошкольной образовательной организации является консультативно-просветительская деятельность с родителями. Данная работа включает два основных направления:

Информативное направление: познакомить родителей с возрастными особенностями детей, с различными формами работы по ознакомлению детей с социальным миром.

Работа педагога с родителями включает в себя индивидуальные беседы, консультации – советы на разные темы, как например, с пользой для ребенка провести прогулку, как организовать посещение музея, что рассказать о технике и многое другое.

Обучающее направление: предполагает активное участие родителей. Для этого педагог должен продумать практическое обучение родителей, например обучение народным играм, составлению генеалогического древа, организации детской деятельности, привлечение родителей к познавательно – исследовательским и творческим проектам, выполнение родителями конкретных поручений и т.д.

Тесный союз семьи, детского сада необходим для ребенка, его родителей и педагогического коллектива. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, вовлечение их в образовательную деятельность является необходимым условием для создания социальной ситуации развития ребенка.

Таким образом, при организации ознакомления детей с социальной действительностью, педагогу важно помнить, что этот процесс сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить их одну от другой невозможно. Поэтому выбор методов и форм организации работы будет зависеть от цели, воспитательно – образовательных задач, от программного материала, возраста детей, а также от местных условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов на тему «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми» (в 3-х частях)

Семинар -практикум для педагогов «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми» состоит из 3 частей.  Разработан на основе:1.    Бреслав Г.Э. Психологическая кор...

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника...

Методическая разработка «Особенности организации специальных условий для детей с косоглазием в дошкольной образовательной организации»

Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящ...

Семинар -практикум для педагогов на тему: " Организация взаимодействия между воспитанниками в группе" деловая игра учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. на тему: " Собрать пазл и прочитать высказывания великих людей"

задача семинара привлечь педагогов к беседе о том как правильно или как лучше найти подход к воспитанникам в группе, как правильно разговаривать и вести себя с детьми педагогу. Игра направлена на акту...

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и     воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации...

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Использование эффективных методов и приемов развития образной речи в свободной образовательной деятельности"

Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формрование образных средств языка, развитие образной речи. Какой же педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только прави...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современной дошкольной образовательной организации

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.В данном направлении невозможно увидеть моментальных резул...