Народные инструменты
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Вербицкая Наталья Николаевна

Народные инструменты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_instrumenty.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Народные инструменты

Цель:

Познакомить детей с русским народными инструментами

Задачи:

Воспитывать любовь детей к русской народной музыке и русским народным инструментам. Получать удовольствие и радость от самого процесса соприкосновения с музыкой

Развивать коммуникативные качества детей посредством музыкальной игры и парной пляски.

Передавать характер музыки в движении, в пении.

Оборудование:

Балалайка, фортепиано, русские народные инструменты (бубны, ложки, трещотки, бубенцы, видеоролик «Мультфильм «Камаринская», аудиозаписи «Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» (со словами и без слов, «Камаринская» в исполнении балалаечника (запись, портрет П. И. Чайковского, сборник произведений П. И. Чайковского «Детский альбом», папка-раскладушка «История Балалайки», раздаточные материалы, «музыкальный сундук» с детскими музыкальными инструментами.

Перед началом занятия музыкальный руководитель обращается к гостям с приветствием:

Ход занятия

(Дети с воспитателем под русскую народную музыку входят в зал, заводят круг)

Музыкальный руководитель: 

Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга.

упражнение-распевка «Здравствуйте».

Музыкальный руководитель: 

Ребята, как вы думаете – под какую музыку вы входили и танцевали - под народную или композиторскую(народную)

- Какая по характеру была музыка(веселая)

- Какие инструменты вы услышали в этой музыке(ответы детей)

 У меня есть музыкальный сундук, в котором лежат нужные нам музыкальные инструменты. (раздать ложки, бубны)

Кашу есть и щи хлебать

Можно запросто, а после

Для друзей своих сыграть.  

Я сыграю от души

ритм очень трудный.

Что звучит? Скорей скажи?

Непоседа бубен

Инструменты в руки взяли,

дружно громко заиграли.

Нам играть не надоест.

Что создали мы? (оркестр)

                     игра на музыкальных инструментах 

Инструменты, на которых вы играли, не простые – русские народные. Когда-то на них ваши прапрабабушки играли и своих прапраправнуков потешали.

- Вспомните, с помощью какого музыкального инструмента отпугивали злых людей со двора? 

                               (игра на трещотке)

- Какой музыкальный инструмент крепили лошадям на дугу, чтобы издалека было слышно, кто едет? (бубенцы).

- А самым простым музыкальным инструментом можно было и щи хлебать, и музыку сыграть. Каким? (ложки)

Ребята, у меня в музыкальном сундуке есть еще один инструмент. Отгадайте какой.

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосок- тонкий,

Голосок звонкий.

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент-

Самый русский инструмент.

(балалайка)

- Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.

Давным- давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент….как? (балалайкой).

Посмотрите – вот она.

(показ инструмента и виды балалаек)

Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. А есть ли среди вас балалаечники(ответ детей)

 Сейчас вы услышите ее звучание.

Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она - гриф, резонатор, три струны. корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.

Слушание музыки.

-«Камаринская»

Как вы думаете, эта музыка народная или композиторская?

Что хочется делать под эту музыку?

Дети.- Веселиться, плясать.

О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?

Какие мелодии, исполненные на балалайке, слушали?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Стихи

Ты откуда, русская,

Зародилась, музыка?

То ли в чистом ноле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетали утки – Уронили дудки.

Пролетали гуси – Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну а песня?

С песней На Руси родились.

Г. Серебряков

Ложки - Деревянные сестрички,

друг о друженьку стучат,

всю округу веселят

Загадки

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее? (Гармонь)

Треугольная доска,

А на ней — три волоска.

Волосок- то — тонкий,

Голосок-то — звонкий. (Балалайка)

Балалайка) музыкальный символ России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

files.mail.ru/0XVQQ0 Презентация"Русские народные инструменты"

Презентация и конспект занятия для детей средней и старшей групп...

Оркестр народных инструментов

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с оркестром народных инструментов. Могут использоваться воспитателями на занятиях по ознакомлению с окружающим миром....

Русские народные инструменты

Русские народные инструменты...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Конспект музыкального занятия "Русские народные инструменты. Народный оркестр"

На музыкальном занятие дети  знакомятся с русскими народными инструментами и народным оркестром....

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство народными инструментами. Презентация лэпбука «Народные инструменты

Воспитание толерантности и чувств патриотизма у старших дошкольников посредством знакомства с народными инструментами, с их выразительными возможностями....