КОНСПЕКТ НОД по нравственно–патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группы «Я И МОЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шевцова Ольга Ивановна

Развитие нравственно-патриотических качеств личности и способностей детей; воспитание у детей чувства любви к близким людям, желание заботится друг о друге, быть внимательными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7ya_konspekt_nod_v_podgotovit_gruppe.doc75.5 КБ
Office presentation icon ya_i_moya_druzhnaya_semya.ppt2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Сказка»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

«Я и моя дружная семья»

                                                                 

Автор: Шевцова Ольга Ивановна

 

г. Рассказово

                                                           

Цель: развитие нравственно-патриотических качеств личности и способностей детей; воспитание у детей чувства любви к близким людям, желание заботится друг о друге, быть внимательными.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям элементарные представления о семье её роли в жизни человека;

- закрепить представления о родственных связях и взаимоотношениях;

- упражнять детей в умении составлять творческие рассказы о своей семье, называя близких родственников;

Развивающие:

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- развивать умение соотносить движения рук и ног в соответствии с текстом;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные: 

- воспитывать у детей инициативность и самостоятельность в речевом общении со взрослыми и сверстниками;

- воспитывать интерес к истории своей семьи, вызывать желание собирать семейный альбом;

воспитывать доброту, отзывчивость, терпение, чувство привязанности и любви к близким;

- воспитывать эмоциональный отклик на игровые действия;

- учить замечать гендерные различия.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, продуктивная.

Развивающая среда: стенд с фотографиями, пальчиковый театр «Семья», указка, клубок ниток, мольберт, фланелеграф, картинки с изображением мамы, папы, дочки, сыночка, бабушки, дедушки; посылка для семьи: клубок ниток, газета, помада, молоток, кукла, машинка; корзинка с клубками; комплект карточек с улыбкой и огорчением (по 2 штуки на каждого ребенка); мячик.

Предварительная работа: 1. Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейных традициях.

2. Чтение сказок Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».

3. Рисование на тему: «Мой дом», «Моя семья», «Моя мама.

4. Дидактические игры: «Я люблю», «Какая моя мама», «На кого я похож», «Давайте познакомимся» и другие.

5.Фотовыставка «Я дома», «Моя семья», «Наши защитники».

Организационный момент. 


В-ль: - Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас и наших уважаемых гостей. Давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся с гостями, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

- А чтобы узнать, о чём у нас сегодня пойдёт речь, попробуйте отгадать загадку-ребус
(СЛАЙД 1):
        Без чего на белом свете
        Взрослым не прожить и детям?
        Кто поддержит вас, друзья?
        Ваша дружная... (
СЕМЬЯ)
В-ль: - Правильно, ребята.
- Известно ли вам, как возникла первая семья?


ЛЕНА - (СЛАЙД 2)

«Раскопки  древних пещер показывают, что раньше древние люди жили все вместе небольшими группами. Вместе люди хранили огонь, защищались от диких зверей, добывали пищу. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные».

В-ль: - А что же было дальше?

ВАНЯ: - (СЛАЙД 3).

«Постепенно образ жизни людей менялся и со временем появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям».

В-ль: - Какими теперь стали современные семьи? Узнать это и многое другое нам поможет квест-игра «В поисках семейных ценностей».

Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Останавливаясь на разных станциях, мы будем узнавать что-то новое, интересное. Хотите? Тогда в путь!

(СЛАЙД 4). (Звучит музыка, на экране схема пути).

1-ая остановка «РОЖДЕНИЕ СЕМЬИ».
(СЛАЙД 5).

В-ль: - Ребята, знаете ли вы, как образовалась ваша семья?

МИША:

«Когда мои папа и мама встретились, они полюбили друг друга и решили пожениться. До свадьбы их называли женихом и невестой, а после свадьбы – мужем и женой. День их свадьбы является днем рождения нашей семьи, и мы его празднуем каждый год. Мои родители поженились не только для того, чтобы быть всегда вместе, а ещё и для того, чтобы продолжить свой род».

(СЛАЙД 6). (под мелодию)

В-ль: - Ребята, представьте, что вы маленькое семечко. (Дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, голова опущена, закрыта руками).

- Весеннее солнышко начинает пригревать, и семечко медленно начинает расти. (Дети начинают медленно подниматься, руки опущены).

- Растет стебелек, появляются веточки, на веточках появляются листочки. (Дети выпрямляют тело. Руки поднимают, на голове кулачки).

- Наступает момент, когда бутоны лопаются и раскрываются цветы. (Руки в стороны, резко разжимают кулачки и тянутся вверх).

- И наш росточек превратился в цветущее дерево. Растёт дерево, поднимаясь все выше и выше, обрастает новыми ветвями, большими и маленькими, так растет и каждая семья.


В-ль: А мы с вами оказались на необычной аллее, которая является

2-ой остановкой «РОДОСЛОВНОЙ». 

(СЛАЙД 7).

В-ль: - Кто догадался, чем она необычна?

(Дети: - На аллее растут деревья,  которые мы делали дома вместе с родителями).

В-ль: Да, это генеалогическое древо каждого из вас, где листочки и ветки изображают поколения и членов семьи.

- Кто хочет рассказать о своём генеалогическом древе?

КСЕНИЯ С. 
«Мой род начинается с моих прабабушек и прадедушек. Я их правнучка. Я уважаю их за то, что они дали жизнь моим бабушкам и дедушкам, которым я внучка. Мои бабушки и дедушки дали жизнь моим родителям - маме и папе, для которых я любимая дочка».

В-ль: - Так и образуется родословная, так образовывается семья.

В-ль: - Ребята, как вы считаете, какие слова являются родственными слову «РОД»? («родители», «родственники», «родословная», «родные», «родня»).

В-ль: А теперь, подумайте и скажите:

- Если папа Артёма М. радуется жизни, то он какой? (Жизнерадостный).

- Если дедушка Ксении желает всем добра, то он какой? (Доброжелательный).

- Если бабушка Кирилла исполняет всё, то она какая? (Исполнительная).

- Если у мамы Киры длинные волосы, то она какая? (Длинноволосая).

- Если у сестры Матвея белое лицо, то она какая? (Белолицая).

- Если у брата Вани чёрные брови, то он какой? (Чернобровый).

- Если у папы Саши круглое лицо, то он какой? (Круглолиций).

- Если у мамы Юли большие глаза, то она какая? (Большеглазая).

В-ль: - Молодцы, ребята, справились и с этим заданием!

В-ль: 3-я остановка «СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ» (круги Луллия). 
(СЛАЙД 8).

 (На верхнем круге лежат карточки со схемами предложений, на среднем круге лежат картинки с изображением папы, мамы, бабушки, дедушки, дочки и сыночка. На нижнем круге  – набор карточек с изображением семейных обязанностей).

В-ль: Вам нужно составить предложения об обязанностях членов семьи, опираясь на схему. (Ответы детей).

В-ль: Молодцы, ребята. Вы правильно составили предложения, значит, в ваших семьях правильно распределены обязанности.

-Давайте теперь разомнёмся и проведём пальчиковую гимнастику «В одном лесу дремучем».

        «В одном лесу дремучем       (покачать руками над головой)
        Жила семья могучая            
(сложить ладони в «замок»)
        
У них был дом огромный    (соединить пальцы «крыша»)
        
И крыша с трубой тёмной   (поднять указательные пальцы)
        Из трубы в колечки дым    
(«колечки» из пальцев)
        Плим, Плим, Плим».            
(пощёлкать пальцами )

4. Следующая станция «СЕМЕЙНЫЕ ГЕРБЫ» 

(СЛАЙД 9).

В-ль- Раньше почти каждая семья имела свой герб. На нём были  зашифрованы: ремесло семьи, интересы, увлечения. Вы, ребята, вместе с родителями, тоже сделали гербы своих семей. Расскажите историю своего герба.

МАТВЕЙ: 

«Герб нашей семьи показывает, что моя мама работает воспитателем в детском саду. Она любит выращивать комнатные цветы и заниматься огородом. Мой папа любит ходить на лыжах и играть на гармошке. Сестра Лера учится в школе и занимается танцами. А я люблю рисовать и обожаю домашних животных».

САША Б. 

«Флаг и сердце на гербе нашей семьи означает, что мы любим нашу Родину. А ещё мы любим отдыхать на море и ездить на пикники. Самый любимый праздник нашей семьи – Новый год».

КИРИЛЛ.  

«Герб нашей семьи – это солнце из наших ладошек. Это значит, что наша дружная семья – любовью сильна. Наш девиз: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе!».

5. В-ль: Мы добрались до станции «СЕМЕЙНЫЕ ИГРЫ» 

(СЛАЙД 10).

В-ль: - В каждой семье есть свои забавы, свои игры. Кто хочет ими поделиться?

КСЕНИЯ П.

– В нашей семье очень любят игру «К сожалению – к счастью». Я предлагаю в нее поиграть. Я начну историю, а вы по очереди её продолжите.  

"Однажды семья отправилась в поход.

К сожалению... начался дождь.
К счастью... младшая дочка захватила с собой зонтик.
К сожалению... зонтик сломался, а дождь всё сильнее.
К счастью... её брат умел чинить зонтики.
К сожалению... он оставил дома все необходимые инструменты.
К счастью... и т.д."

ШОДИЁНА: 

А нашей семье нравится игра «Бабушка Маланья».
Нужно всем взяться за руки и сделать круг.

        «У Маланьи, у старушки

        Жили в маленькой избушке

        Семь сыновей, все без бровей,

        Вот с такими глазами,

        Вот с такими ушами,

        Вот с такими носами,

        С такой головой,

        С такой бородой…

        Ничего не ели,

        Целый день сидели,

        На неё глядели,

        Делали вот так…»

(Под эти слова дети сначала идут  по кругу, держась за руки. Потом останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза». «большой нос», большую голову, бороду и т.п. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. В конце они повторяют за ведущим любое движение: сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, покружиться, поклониться, покачаться из стороны в сторону и т.д.)


6. Следующая станция «ЗНАТОКОВ».
 

(СЛАЙД 11).

В-ль: - Ребята, пословицы и поговорки учат нас ценить свою семью, а как вы их знаете, сейчас проверим. Я начну, а вы закончите. (Дети говорят конец пословицы, поговорки).

- В гостях хорошо, … а дома лучше.

- Не нужен клад, … когда в семье лад.

- Вся семья вместе, …так и душа на месте.

- Семья сильна, … когда над ней крыша одна.

- Дети не в тягость, …а  в радость.

- Уважай отца и мать …будет в жизни благодать.

- Жалей отца с матерью –… других не найдешь.
- Яблоко от яблони …
недалеко падает.
- Какие корешки -…
такие и вершки.

- В гостях хорошо, … а дома лучше.

- Родители трудолюбивы – … дети не ленивы.

- В хорошей семье, … хорошие дети растут.

В-ль. – Молодцы ребята, много пословиц и поговорок знаете.

- А можете ли вы составить Синквейн к слову «СЕМЬЯ»?

(СЛАЙД 12).

СЕМЬЯ

СЧАСТЛИВАЯ, ДРУЖНАЯ          (крепкая, сплочённая)
ЛЮБИТЬ, ПОНИМАТЬ, ПОМОГАТЬ          
(заботиться, оберегать, поддерживать, уступать, воспитывать, советовать)
В СЕМЬЕ ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ
МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО      (
Быть одним целым всегда. Каждый рад, если в семье лад)
РОДСТВЕННИКИ                    (Опора)

7. В-ль: Новая станция «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»

(СЛАЙД 13).

В-ль: - Я предлагаю вам рассказать о традициях вашей семьи.

КИРА: 

«В моей семье традиция - каждый вечер все вместе собираться за чаем и обсуждать события прошедшего дня, делиться впечатлениями, советоваться друг с другом, радоваться успехам друг друга. Эта традиция сближает нашу семью».
АРТЁМ М.: 

«А в моей семье традиция - каждый год на Пасху мы ходим на службу в церковь, святим куличи, а потом всей семьёй дома садимся за праздничный стол и празднуем этот светлый праздник».

ЮЛЯ:

«В моей семье тоже есть традиция – мы каждое лето ездим отдыхать на море в Крым к моей бабушке. Там мы купаемся, загораем, веселимся, а потом весь год вспоминаем очередное замечательное лето и строим планы на будущий летний отпуск».

ВАНЯ:

«А в нашей семье есть такие правила: открытое – закрыть, грязное – помыть, голодного – покормить, грустного – обнять».

В-ль: - Ребята, какие замечательные семейные традиции в ваших семьях, но помимо семейных традиций существуют ещё и семейные ценности.

 

8. Вот мы и добрались с вами до Станции «СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ» 

(СЛАЙД 14). 

В-ль: - Благодаря вашим правильным ответам из волшебных брёвен с названием семейных ценностей мы построили дом для крепкой и счастливой семьи.

 « Любовь», «Уважение», «Мир и лад», «Понимание и терпение», «Гостеприимство», «Верность и Забота», «Прощение», «Взаимопомощь», «Доброта», «Защита».

В-ль:. - Мы построили с вами прекрасный, крепкий дом, с добрыми традициями. Каждая семья должна стараться, чтобы такими ценностями был наполнен их дом.

В-ль: - Так что же такое семья?

ЛЕНА

        - Что такое семья?                      

        Вы спросили меня.

        Я отвечу вам с удовольствием,

        Что семья - это дом,

        Садик мой за окном

        Семья - это малая Родина!

        В мир идем из семьи,

        Там и корни твои,

        Твоя долгая жизнь начинается

        И основа основ - наш родительский дом,

        И семьей в мире жизнь продолжается.

9. В-ль: - Вот и подошло к концу наше путешествие. И конечная Станция «СЮРПРИЗНАЯ» 

(СЛАЙД 15). 

В. – Я предлагаю каждому из вас по очереди с закрытыми глазами достать из сундука по одному предмету, и открыв глаза сказать, кому он принадлежит и для чего.

-Это мамина помада, чтобы  быть красивой.

-Это мамины бусы,  чтобы быть модной.
-Это папина дрель, чтобы делать ремонт.

-Это папина отвёртка, чтобы всё чинить.
-Это  бабушкин клубок со спицами, чтобы  вязать тёплые красивые вещи свои детям и внукам.

-Это бабушкина сковородка, чтобы печь блины.
-Это дедушкина газета, чтобы знать все новости.

-Это дедушкин молоток, чтобы мастерить.
-Это кукла девочки, чтобы играть в «Дочки-матери».

-Это машинка мальчика, чтобы играть в шофёра.

-Это мыльные пузыри для детей, чтобы было весело.  

В-ль: - А эта коробочка для кого? (Угощения для детей, потому что они большие сладкоежки.)

Рефлексия.

(СЛАЙД 16).

Воспитатель: - Ребята, что понравилось вам больше всего на занятии? (Ответы детей.)


- Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

- Спасибо вам. Мне приятно было с вами общаться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Квест-игра «В поисках семейных ценностей» Воспитатель Шевцова О.И.

Слайд 2

Разгадайте ребус СЕМЬЯ

Слайд 3

Древняя семья

Слайд 5

Квест-игра «В поисках семейных ценностей»

Слайд 6

Рождение семьи

Слайд 8

. Станция «Родословная»

Слайд 9

Генеологическое древо семьи

Слайд 11

Семейные обязанности

Слайд 12

Семейные гербы

Слайд 14

Семейные игры

Слайд 15

Станция «Знатоков»

Слайд 17

Семейные традиции

Слайд 18

Семейные ценности

Слайд 19

Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!

Слайд 20

Станция «Сюрпризная»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский конспект игры- викторины по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе"Путешествие в сказочный лес" с использованием мультимедиапрезентации воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Мельниковой Л.И.

Авторский конспект  игры- викторины по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе"Путешествие в сказочный лес" с использованием мультимедиапрезентации воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Ме...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».Цель: Развивать экол...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе. Тема: «Чудо песочек. Необыкновенные свойства песка».

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе . Тема: " Чудо песочек"....

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Послушание»

Развивать духовно–нравственные качества: послушание, сопереживание, стремление оказать помощь, умение радоваться  доброму делу....

Конспект отрытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие на передачу «Моя семья»

Задачи: формировать элементарные представления о родословной; закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях; совершенствовать умение рассказывать о членах семьи, употребляя в реч...


 

Комментарии

Юмашева Антонина Михайловна

Спасибо большое за представленный материал. Возьму в свою методическую копилочку идей
Ольга Ивановна, вы творческий, ищущий воспитатель.

Грудцинова Наталия Николаевна

Здравствуйте, Ольга Ивановна. Интересный материал по развитию нравственно-патриотических чувств детей! Семейные ценности всегда должны быть в приоритете...

Шевцова Ольга Ивановна

Здравствуйте, Наталия Николаевна. Спасибо за отзыв! Я полностью с Вами согласна. Зарождение патриотических чувств у детей начинается именно в семье!