Статья "Значение использования координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Логвинов Михаил Валерьевич

Значение использования координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logvinov_m.v_1.docx217.59 КБ

Предварительный просмотр:

Значение использования координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

THE IMPORTANCE OF USING A SPEED COORDINATION LADDER FOR THE DEVELOPMENT OF THE COORDINATION ABILITIES OF ELDER PRESCHOOL CHILDREN

                                                 

                                                  ЛОГВИНОВ МИХАИЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ

                                                                                                    магистрант

          Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

                                                   LOGVINOV MIKHAIL VALERIEVICH

                                                                                                  undergraduate

                                            Oryol State University named after I.S. Turgenev

В статье рассматривается применение нестандартных средств на занятиях физической культуры в ДОУ. Одним из таких средств является координационно-скоростная лестница, она является эффективным средством для развития координационных способностей детей старшего дошкольного.

The article discusses the use of non-standard means in physical education classes at a preschool educational institution. One of these tools is the speed-coordination ladder, it is an effective tool for the development of the coordination abilities of older preschool children.

Ключевые слова: координационная способность, координационно – скоростная лестница, ловкость

Key words: coordination ability, coordination speed ladder, agility

 Актуальность использования координационно-скоростной лестницы для детей является ценным и интересным снаряжением для физического воспитания подрастающего поколения. Занятия на координационно-скоростной лестнице для ребенка, осуществляют следующие функции:

- повышают координационные способности.

- развивают скорость, силу, прыгучесть, вестибулярный аппарат, ориентирование в пространстве.

 - помогают ребенку понять правильность движений ходьбы, прыжков и бега.

- формируют привычку вести здоровый образ жизни и заниматься физической культурой и спортом.

 - укрепляют дыхательную, сердечно - сосудистую систему и опорно-двигательного аппарата.

Многие специалисты отмечают, что уровень развития координационных способностей играет большую роль в процессе двигательной деятельности ребенка [1,c. 360].

На сегодняшний день проблемой у дошкольников является достоверное отставание в уровне развития координационных способностей, в условиях современной дошкольной образовательной организации. Педагогическая деятельность по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста должна быть направлена не только на формирование двигательных качеств, навыков и умений, но и на исправление имеющихся недостатков.

Одним из путей решения данной проблемы является использование координационно - скоростной лестницы в физическом воспитании в дошкольном учреждении, что усиливает интерес, дает положительный эффект от занятий. При систематических занятиях улучшается зрение, повышаются координационные способности, способность нервно-мышечного аппарата к высокому напряжению и отдыху мышц; выполнение беговых и прыжковых упражнений способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних и верхних конечностей; улучшается обмен веществ организма, работа органов кровообращения и дыхания.

Л.П. Матвеев [6,c.542,] говорил, что координационные способности определяют: во-первых, способность координировать движения (согласовывать, подчинять, организовывать их в единое целое), а так же строить и воспроизводить двигательные действия. Во-вторых, координацию движения можно перестраивать и при необходимости можно изменить параметры освоенного действия или переключаться на другое действие в соответствии с требованиями меняющихся условий.

 Таким образом, координационная способность – это вид физических способностей, который основывается на психофизиологических и морфологических особенностях организма и способствующих слаженному выполнению двигательных действий. [9]

Из этого определения вытекает термин «ловкость»
Ловкость - это сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется различными  факторами. Наибольшее значение имеет высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От различной степени проявления последних зависит необходимость и срочность  образования координационных связей и быстроты перехода от одних условий  и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности. [1,c.362]

Для развития координационных способностей мы используем нестандартное оборудование – координационно-скоростная лестница.

Координационно-скоростная лестница - это перекладины, связанные между собой веревками (стропами), что делает все это вместе сходным с веревочной лесенкой. Уложенное на пол, которое занимает не вертикальное положение, а размещается лестница исключительно на горизонтальной плоскости, такое приспособление напоминает также нанесенную мелом разметку для игры в «классики». Координационно-скоростная лестница - один из распространённых и доступных тренажеров для развития координационных способностей у спортсменов. Лестницу так же  можно использовать для оздоровительных занятий и тренировок с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ. Работа на координационно - скоростной лестнице начинается «от простого к сложному».

Координационные способности рассматривают как главную функцию развития детей старшего дошкольного возраста. Важным элементом развития служат упражнения на координационной лестнице, поскольку именно предметная деятельность лежит главным образом в основе развития двигательных функций тела. Дети, выполняя разнообразные упражнения на координационной лестнице, обучаются различным видам движений. Эти упражнения развивают Н. А. Салькова Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, N№ 112 3 глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, быстроту реакции, прыгучесть, силу [2,c.54]. Двигательные навыки, которые приобретаются детьми в процессе упражнений на координационно-скоростной лестнице, используются ими своей жизненной деятельности, переносятся на действия в их жизни, то есть становится важным компонентом их повседневного двигательного поведения. Все это помогает улучшить координацию движений, ловкость,

ориентировку в пространстве, что очень важно для развития детей старшего дошкольного возраста.

       В старшем дошкольном возрасте у детей происходят большие колебания всех систем организма. Этот возраст наиболее удобен для развития у детей всех физических качеств и том числе и координационных способностей, которые будут формироваться в двигательной активности. В этом возрасте, у  детей происходит «закладка основы фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возраст называется «золотым возрастом», из-за активной скорости развития организма. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми

навыками  для успешного обучения физическим  упражнениям. Они влияют на скорость, виды и способы усвоения спортивной техники.

       Координационные способности ведут к различным вариантам  процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Одними из способствующих повышению и формированию координационных способностей являются упражнения на координационно-скоростной лестнице. Она обеспечивают возможность решить двигательные задачи в различных условиях, быстрой смены разных видов движений. Координационные способности развиваются при выполнении упражнений на координационно-скоростной лестнице, проводимых в усложнённых условиях, требующих внезапного изменений движений, с дополнительными заданиями.

       У детей старшего дошкольного возраста при обучении упражнений на координационно-скоростной лестнице на занятиях о физической культуре  значительно улучшаются координационные навыки. Во время выполнения упражнения на координационно-скоростной лестнице каждый ребенок старается пройти лестницу без ошибки. Кроме того, упражнения помогают улучшить концентрацию внимания, повысить мотивацию, скорость реакции. При занятиях на координационно-скоростной  лестнице - можно регулировать уровень нагрузки, что позволяет заниматься на ней абсолютно всем. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия на лестнице, выполнения их определёнными способами. Упражнения на координационно-скоростной лестнице дают значительный оздоровительный, образовательный и воспитательный эффект. Координационно-скоростная лестница - это снаряд, который требует ловкости, координации движений и скорости реакции. Упражнения на координационной лестницей направлены на развитие и улучшение координации  и скорости работы ног, техники движений и баланса. Эти движения формируют умения прыгать, бегать, развивают выразительность движения, пространственную ориентацию. Упражнения на координационно-скоростной лестнице заставляют нервную систему ребенка посылать дополнительную информацию в его мышцы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше мышечных клеток. Это помогает детям быть быстрее, ловчее, и подвижнее, что особенно важно для ребёнка, готовящегося к школе. Упражнения на координационно-скоростной лестнице на занятиях по физической культуре в ДОУ развивают навыки поведения ребёнка в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

Упражнений на координационно-скоростной лестнице нужно выполнять медленно и следить за последовательностью действий, затем прибавлять скорость, контролируя ее.

Упражнение №1 - «Запрыгнуть-выпрыгнуть». (Рис.1)

И. П. - стоя лицом к лестнице

Прыжок двумя ногами, затем прыжок, раздвинув ноги в следующем отсеке, прыжок обратно и соединить в следующем.

                                     (Рис.1 «Запрыгнуть-выпрыгнуть»)

Упражнение №2 - «Классики». (Рис.2)

И. П. - стоя лицом к лестнице. Прыжок на двух ногах вперед на секцию, затем прыжок с приземлением на правую ногу, прыжок с приземление на обе ноги вперед.

                                               (Рис.2 «Классики»)

Упражнение №3 – «Прыжки зигзагами» (Рис.3)

И. П. - стоя лицом к лестнице.

Прыжки зигзаги: внутри-снаружи, внутри-снаружи…

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c4d/00000c4c-3a70720c/hello_html_1bddaea1.png

                                       (Рис. 3 «Прыжки зигзагами»)

Как и в различных  упражнениях на технику, здесь очень сильно важна правильность последовательность движений и также правильность  выполнения. 

Часть упражнений  является универсальными, но практически все они направлены на улучшение координации и скорости работы ног, рук, тела ребенка, техники движений и баланса.

При выполнении упражнений на координацию работы ног, позволяющих увеличить частоту шага при беге, прыжках. Работа руками так же важна, как и работа ногами. Невозможно бежать, двигая ногами с одной скоростью, а руками с другой. В более сложных упражнениях, где  движения направлены в разные стороны, но ноги работают поочередно как при беге, более активная работа руками помогает «поймать» ритм и делает выполнение упражнения проще. В отдельных упражнениях руки являются балансиром, позволяющим выполнять упражнения более четко и активно. Выполняя упражнения как в прыжках, как и в беге, необходимо ребенку координировать работу ног и рук,

что в дальнейшем, поможет ему выполнять более тяжелые упражнения.

          В заключение необходимо подчеркнуть что, использование упражнений с координационно-скоростной лестницей позволит сформировать  и развить координационные способности у детей дошкольного возраста, а так же интерес к занятиям по физической культуре в ДОУ. 

                                 

                           

                                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойко, В. В. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности со скакалкой / В. В. Бойко // Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Грозный, 2015. — С. 360– 362.

2. Вайсвалавичене, В. Ю. Развитие двигательно-координационных и связанных с ними способностей у детей старшего дошкольного возраста как перспектива успешности подготовки к обучению в школе / В. Ю. Вайсвалавичене // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2013. — № 3. — С. 52–59.

3. Кузьменко, Т. А. Развиваем координацию у дошкольников / Т. А. Кузьменко, Е. Н. Игнатьева // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2016. — № 2 (8). — С. 86–89.

4. Мартынова, А. С. Методика развития координационных способностей у детей дошкольного возраста на основе комплексного подхода / А. С. Мартынова // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Благовещенск, 2016. — С. 389–398.

5. Межидов, М. С. Э. Развитие координационных способностей детей 6–7 лет посредством подвижных игр / М. С. Э. Межидов, С. А. М. Аслаханов // Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Грозный, 2015. — С. 162–167.

6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : (общие основы теории и методики физ. воспитания ; теорет.-метод. аспекты спорта и проф.-прикл. форм физ. культуры) : учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 542.

7. Седых, Р. С. Использование игровых упражнений для развития координационных способностей детей дошкольного возраста / Р. С. Седых // Дошк. образование: опыт, проблемы, перспективы развития. — 2015. — № 1 (4). — С. 309–311.

8. Седых, Р. С. Использование игровых упражнений для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / Р. С. Седых // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посв. 20-летию фак. физ. культуры и спорта Нижневарт. гос. ун-та. — Нижневартовск, 2015. — С. 255–257.

9. Тыртышников, М. В. Проблемы развития координационных способностей детей 5–7 лет / М. В. Тыртышников, А. В. Боков, С. Н. Тимофеева // Проблемы физической культуры и спорта и пути их решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Киров, 2016. — С. 270– 272.

                     

LIST OF REFERENCES

1. Boyko, VV Development of coordination abilities of senior preschool children in direct educational activities with a rope / VV Boyko // Physical culture and sport in the modern world: social role and promotion of a healthy lifestyle: materials of the International Conference. scientific-practical conf. - Grozny, 2015. - pp. 360–362.

2. Vaisvalavicienė, V. Yu. Development of motor-coordinating and related abilities in older preschool children as a prospect of successful preparation for schooling / V. Yu. Vaisvalavicienė // Education and upbringing: methods and practice. - 2013. - No. 3. - P. 52–59.

3. Kuzmenko, T. A. We develop coordination among preschoolers / T. A. Kuzmenko, E. N. Ignatieva // New word in science: development prospects. - 2016. - No. 2 (8). - S. 86–89.

4. Martynova, AS Methodology for the development of coordination abilities in preschool children based on an integrated approach / AS Martynova // Theoretical and practical problems of physical culture and sport: materials of the All-Russian. scientific-practical conf. with int. participation. - Blagoveshchensk, 2016. - S. 389–398.

5. Mezhidov, M. S. E. Development of coordination abilities of children 6–7 years old through outdoor games / M. S. E. Mezhidov, S. A. Aslakhanov // Physical culture and sport in the modern world: social role and promotion of a healthy lifestyle: materials of the Intern. scientific-practical conf. - Grozny, 2015. - pp. 162–167.

6. Matveev, L. P. Theory and methodology of physical culture: (general foundations of the theory and methodology of physical education; theoretical and methodical aspects of sport and professional-applied forms of physical culture): textbook. for inst. nat. culture / L. P. Matveev. - M.: Physical culture and sport, 1991 .-- 542 p.

7. Sedykh, RS The use of game exercises for the development of coordinating abilities of preschool children / RS Sedykh // Doshk. education: experience, problems, development prospects. - 2015. - No. 1 (4). - S. 309-311.

8. Sedykh, RS The use of game exercises for the development of coordination abilities of older preschool children / RS Sedykh // Perspective directions in the field of physical culture, sports and tourism: materials of the V All-Russian. scientific-practical conf. with int. participation, dedicated. 20th anniversary of fac. physical culture and sports Nizhnevart. state un-that. - Nizhnevartovsk, 2015. - pp. 255–257.

9. Tyrtyshnikov, MV Problems of the development of coordination abilities in children 5–7 years old / MV Tyrtyshnikov, AV Bokov, SN Timofeeva // Problems of physical culture and sports and ways of their solution: materials of All-Russian. scientific-practical conf. with int. participation. - Kirov, 2016. - pp. 270–272.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благопри...

КОНСПЕКТ Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста» ОО «Физическое развитие»

В данном занятии  представлен опыт работы с детьми подготовительной к школе группы. Конспект составлен в  соответствии с «Основной образовательной программой  дошкольного образова...

Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста по средством фитбол-гимнастики

Дипломная работа по теме "Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста по средством фитбол-гимнастики"...

Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами танцевальных упражнений.

Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее ...