Развитие инициативы у дошкольников
статья

 Юлия Викторовна Кузьмичева

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_initsiativy_.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие инициативы у дошкольников

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности.

Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Инициатива детей –это врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, это все "первый шаг", всё впервые.

(Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, самой природой установленный период.)

Инициатива детей сама находит выход в различных играх и видах детской деятельности, важно не запрещать этот процесс. Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие.

Самостоятельность ребенка — это само осуществление какой-то деятельности, делание, это процесс. Тогда как инициативность это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. (Вспомните, как тяжело тащить машину или паровоз какому-нибудь тяжеловесу, но столкнуть его с места в несколько раз тяжелее.)

Инициатива чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать. Дошкольный возраст очень важное время для развития инициативности.

Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры. Игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.

Именно игры подвижные, интеллектуальные, коммуникативные будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок САМ инициирует игру со взрослым или другими детьми.

Ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир квартиры и детской площадки. Все шаги развития ребенка от приобретаемой умелости в движениях, в научении переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты...) это шаг ребенка к независимости от взрослых.

Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей, увы, не развивается.

       Развитие инициативы у ребенка зависит от:

Стиля семейного воспитания

Окружающей его развивающей среды

Имеющихся умений и навыков

Умения применить опыт в новой ситуации

Темперамента, характера, стратегии поведения (индивидуальность ребенка)

Изначально, основание развития инициативы исходит из семьи и зависит от стиля воспитания, взаимоотношения родителей и детей, границ, которые существуют в рамках стиля воспитания, готовности родителей к расширению этих границ.

Если в семье авторитарный стиль воспитания, жесткие границы дозволенного, то у ребенка инициатива ослабевает и со временем исчезает совсем. Родители не готовы к расширению границ, и семья существует в жестких рамках существующего порядка. В таком случае ребенок будет использовать готовые сценарии и скорее всего не будет проявлять инициативу.

Если в семье демократический стиль, и родители заинтересованы в развитии самостоятельности ребенка, ребенок свободно проявляет свою инициативу, использует имеющийся опыт, ищет новый опыт, обучается. Родители поддерживают начинания ребенка, обучают его новому, помогают использовать имеющийся опыт.

Если в семье либеральный стиль воспитания, то у ребенка может быть сильна инициатива, но так как его опыт не обогащается взрослыми (родителями), то он получает или неблагоприятный опыт, или инициатива не подкрепляется получением необходимого опыта, и ребенок перестает ее проявлять.

Окружающая ребенка среда.

Развивающая предметно-пространственная среда (по исследованиям психологов) должна иметь опережающий развивающий потенциал для ребенка и давать ему возможность двигаться дальше в своем развитии. Доступная для детей окружающая среда дает возможность детям закреплять свои умения и навыки, развивать их, проявлять инициативу в различных видах деятельности.

Имеющиеся умения и навыки ребенка позволяют ему свободно действовать в окружающем мире, поддерживая его инициативность. То есть ребенок действует в рамках имеющихся умений и навыков.

Умение применить опыт в похожей, более сложной или имеющей другие условия, ситуации. Это дает ребенку возможность подкрепить инициативу и самостоятельность через решение похожих или аналогичных задач.

Индивидуальность ребёнка – это определённые черты характера, своё мнение, свои поступки, свои действия, в общем, своя жизнь, понятие о которой, присуще лишь ему.

На основе вышесказанного можно увидеть, что формирование индивидуальности ребенка, дает ему свободу и импровизацию в действиях при решении той или иной задачи.

Если же какое-то из условий не соблюдается, то дошкольники осваивают стереотипные сценарии решения различных ситуаций, что осложняет и/или тормозит их познавательную активность.

Если рассматривать развитие инициативы на примере дидактических, настольных игр у детей, то увидим, что дети чаще всего играют в те игры, которые или нравятся, или которые известны.

При этом нравиться может и не знакомая игра. При этом ребенок интерпретирует ее содержание на свой лад, сочиняя новую, индивидуальную уникальную игру. Взрослый после этого может обучить ребенка этой игре. И иногда происходит так, что та игра, с правилами которой ребенка познакомили, не вписывается в его мир, и он оставляет активным сценарий своей уникальной игры.

К сожалению, не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.

Один из способов поддержки детской инициативы - оказание недирективной помощи детям, которая осуществляется во взаимодействии со взрослым в рамках социального аспекта среды.

Рекомендации по поддержке детской инициативы:

1.Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной. 

2. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом, поощряете интерес ребенка.

3. Будьте терпимы к ошибкам ребенка.

4. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами.

5. Научите ребёнка ценить себя как творческую личность.

6.  Собственный пример взрослых заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.).

7. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт.

8. Не скупитесь на знаки внимания.

Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений; когда сами дети приобретенный опыт и знания будут переносить в свою самостоятельную деятельность. А для этого необходима поддержка со стороны взрослого через создание необходимой мотивации, направленной на овладение способами действий, способов достижения практических и интеллектуальных целей.

В заключение хочется подчеркнуть, что грамотное оснащение различных зон и центров деятельности детей (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной), партнерская позиция взрослого и продуманный выбор игровых методик способствует интеллектуальному творчеству, формированию индивидуальности и инициативности, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста. Объединение всех перечисленных выше условий вызывает у детей чувство радости, желание играть, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.

Что нужно помнить о развитии инициативы у детей? (информационный лист)

- Прежде чем прийти на помощь, выдерживайте паузу.

- Старайтесь наводящими вопросами, подсказками, параллелями, ассоциациями и др. подвести его к правильному решению.

- Не отвлекайте ребёнка, когда он сосредоточенно что-то обдумывает или играет.

- Уважайте мысли другого человека.

- Не спешите показать, как надо правильно действовать.

- Спросите: а как ты думаешь?

- Не вмешивайтесь без крайней нужды в игры. (Не предлагайте постоянно свои игры, развлечения, занятия. Придумывайте их вместе.)

- Пишите или планируйте для ребенка список ежедневных дел, которые он может делать. Планирование -основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти.

- Хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка.

- Капля камень точит": ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию.

- Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как путь развития инициативы старших дошкольников через приобщение к русской культуре».

Итоговая работа  по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной                ...

Развитие инициативы у дошкольников через изобразительную деятельность

Статья на тему: "Развитие инициативы у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность". Самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей ...

Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».

Цель мастер класса  Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

буклет «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»

Квест - это игра, поиск, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов,...

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников

Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Развитие детской инициативы и самостоятельнос...