Проект "Условия формирования единого культурно-образовательного пространства "Детский сад - семья"
проект (подготовительная группа)

Жулькина Марина Михайловна

Взаимодействие ДОУ и семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vzaimodeystvie_dou_i_semi_patrioticheskiy.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «2-Пристаниский детский сад «Полянка»

Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья»

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Педагогический проект

Исполнитель:

Жулькина М. М.,

Воспитатель

Мариинский МО 2019

Содержание

1.Аннотация проекта…………………………………………………………….3

2. Описание проекта……………………………………………………………..4

     2.1. Название проекта……………………………………………………….4

     2.2. Постановка проблемы………………………………………………….4

     2.3. Цели и задачи проекта…………………………………………………5

     2.4. Описание проекта………………………………………………………5

     2.5. Рабочий план реализации проекта……………………………………7

     2.6. Оценка результатов…………………………………………………….11

     2.7. Дальнейшее развитие проекта…………………………………………11

     2.8. Источники исходных данных о проекте……………………………..12

3. Приложения

     

  1. Аннотация проекта

         Педагогический проект «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей дошкольного возраста» разработан воспитателем МАДОУ «2-Пристанский детский сад «Полянка» Жулькиной Мариной Михайловной.  

 Участники проекта:  дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Деятельность проекта рассчитана на один год – с сентября 2018г. по май 2019г.

     Этапы реализации проекта: подготовительный (сентябрь-октябрь 2018г), практический (ноябрь 2018-март 2019 гг), итоговый (апрель-май 2019г).

        Создание данного проекта продиктовано потребностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников в:

  • повышении качества патриотического воспитания детей;
  • систематизации накопленного в образовательном учреждении педагогического опыта по патриотическому воспитанию, социализации дошкольников;
  • создании единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей и общественные организации.

      Целью проекта является воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОУ и семьи.

       В настоящее время эта работа актуальна, так как  сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики является стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах – Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания и др.

      Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, разнообразных форм работы с родителями – все это создаст условия для патриотического воспитания детей.

      Результатами проекта должны стать:

- профессиональная компетентность педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания;

- сформированные патриотические чувства у детей;

- тесная взаимосвязь семьи и педагогического коллектива дошкольного учреждения в формировании патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

3

  1. Описание проекта

2.1.Название проекта

       Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

           2.2. Постановка проблемы

      Молодое подрастающее поколение все чаще имеет поверхностное представление о событиях исторического наследия страны. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

        Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.

        В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.    

       Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего дошкольного учреждения анкетирование, показало:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  • у 65% детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  • 80% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40% родителей затрудняются в знании истории города, края;
  • 20% родителей не знают историю города и края.

       На основе изучения работы дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей мы выявили факт недостаточного подключения родителей к решению данного взгляда. В основном задачи патриотического воспитания решались воспитателями в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель — вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия, найти новые формы работы с родителями.

4

    2.3. Цели и задачи проекта

Цель проекта: воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОУ и семьи.

Задачи:

  1. Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах патриотического воспитания;
  2. Формировать патриотические чувства у детей;
  3. Определить и применить новые формы работы взаимодействия семьи и педагогического коллектива ДОУ в формировании патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
  4. Воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.

       2.4. Описание проекта

       Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МАДОУ «2-Пристанский детский сад «Полянка» с детьми в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога, родителя и ребёнка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами - в условиях проведения активной методической работы.

        Настоящий проект рассчитан на один год с сентября 2018г. по май 2019г.

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

         Правовой основой взаимодействия дошкольного учреждения с родителями являются документы международного права:

  • Декларация прав ребёнка
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Семейный кодекс.
  • «Закон об образовании»
  •  Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённая Правительством РФ от 16.02.2001 г.
  • Национальная доктрина образования в Российской федерации.

Реализация проекта осуществляется в три этапа.

        Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2018г). 

            Работа на данном этапе предполагает изучение научно-педагогической литературы по проблеме, создание условий для организации игровой среды по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление знаний родителей, проведение мониторинга детей на начальном этапе реализации проекта.

5 

На практическом этапе (ноябрь2018г-март 2019г)  разработана и реализована совместная деятельность детей и такие формы работы с родителями, как:

- традиционные (круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина, экскурсии совместно с родителями, семинары-практикумы, детские праздники);

- наглядно-информационные (видеофильмы, выставки, информационные проспекты, журналы, газеты, стенды, тематические выставки);

- инновационные (взаимодействие ДОУ с семьёй в рамках музейной педагогики, организация клуба для родителей «Счастливая семья», лекторий для родителей, взаимодействие с семейными группами детского сада, творческие конкурсы с детьми и родителями).

Итоговый (апрель-май 2019г). На этапе завершения подводятся итоги проделанной работы (анкетирование родителей, мониторинг детей подготовительной группы).

Ресурсное обеспечение, необходимое для выполнения проекта:

Материально-техническое: фотоаппарат, видеокамера, DWD, компьютер, театральные костюмы, игровое оборудование.

Учебно-методическое: произведения художественной литературы, специальная литература, плакаты, раскраски, картины по патриотическому воспитанию, конспекты занятий, сценарии праздников.

Информационное: печатная информация, диски, просмотр познавательных телепередач, журналы «Дошкольное воспитание», «Старший воспитатель», компьютерная сеть.

6

  1. Рабочий план реализации проекта

Сроки проведения

Мероприятие

Место проведения

Кто проводит

1.

01.09.18г-

10.09.18г

Изучение научно-методической литературы.

методкабинет

Ст.воспитатель

2.

01.09.18г-

15.09.18г

Подбор  игр по патриотическому воспитанию.

группы

Воспита-

тели

3.

01.09.18г-

30.09.18г

Наблюдение и мониторинг детей по патриотическому воспитанию.

Подготов.

группа

Воспита-

тели

4.

01.09.18г-

20.09.18г

Создание условий для организации игровой среды по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

группы

Воспита-

тели

5.

21.09.18г

Заседание круглого стола с родителями «Воспитать патриота и гражданина».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

6.

22.09.18г

Оформление информационного стенда «Растем вместе с Кузбассом».

Холл д/с

Воспита-

тели

7.

26.09.18г

Анкетирование родителей «Готовность к работе по патриотическому воспитанию».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

8.

03.10.18г

Знакомство дошкольников с историей возникновения города.

Подготов.

группа

Воспита-

тели

9.

07.10.18г

Беседа с детьми «Что такое патриотизм».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

10.

18.10.18г

Экскурсия в краеведческий музей

Краевед.

музей

Воспита-

тели

11.

05.10.18г,

21.10.18г

Участие педагогов в методических объединениях ДОУ, с целью повышения профессиональной компетентности по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

методкабинет

Ст.воспитатель

12.

03.10.18г-

20.10.18г

Создание мини-музея в группе «Моя малая Родина».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

13.

25.10.18г

Организация клуба для родителей «Счастливая семья».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

14.

03.11.18г-

09.11.18г

Создание альбома «История города».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

15.

10.11.18г

Экскурсия к памятным местам города.

Воспита-

тели

16.

10.11.18г-

15.11.18г

Создание символики детского сада и группы.

Подготов.

группа

Воспита-

тели

17.

17.11.18г

Фотовыставка «Самое красивое место в нашем городе».

Воспита-

тели

18.

22.11.18г

Лекторий для родителей.

Подготов.

группа

Воспита-

тели

19.

23.11.18г

Консультация для родителей семейных групп в рамках патриотического воспитания.

Подготов.

группа

Воспита-

тели, ст. воспитатель

20.

08.11.18г,

16.11.18г,

24.11.18г

Вовлечение родителей в образовательный процесс по ознакомлению с городом, проведение цикла бесед с детьми «Я могу рассказать вам…»

Подготов.

группа

Воспита-

тели

21.

30.11.18г

Творческий конкурс с родителями.

Подготов.

группа

Воспита-

тели, муз.руководитель

22.

05.12.18г

Целевая прогулка на центральную  площадь.

Воспита-

тели

23.

09.12.18г

Беседа « История Кузбасса».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

24.

05.12.18г-

20.12.18г

Подбор фотографий для журнала «С чего начинается Родина».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

25.

13.12.18г

Тематическая  беседа «Семейные реликвии».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

26.

16.12.18г

Заседание круглого стола для родителей «Воспитать патриота и гражданина».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

27.

21.12.18г

Педагогический совет: «Формы и приемы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по патриотическому воспитанию детей».

методкабинет

Ст.воспитатель

28.

23.12.18г

Семинар-практикум для родителей по изготовлению атрибутов к празднику.

Подготов.

группа

Воспита-

тели

29.

28.12.18г

Показ видеофильма для родителей «Один день из жизни группы».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

30.

12.01.19г

16.01.19г

Занятие о том, как горожане чтят память о знаменитых людях города.

Тематическая выставка:

"Мы живем в России".

Подготов.

группа

холл д/с

Воспита-

тели

Воспита-

тели

32.

16.01.19г-23.01.19г

Подготовка к празднику «Пришла Коляда-отворяй ворота».

Подготов.

группа

Воспита-

тели, муз.руков.

33.

20.01.19г

Заседание клуба для родителей «Счастливая семья».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

34.

27.01.19г

Проведение праздника совместно с родителями «Пришла Коляда-отворяй ворота».

Подготов.

группа

Воспита-

тели, муз.руков.

35.

09.01.19г-

23.01.19г

Привлечение родителей в подборе коллекции значков, медалей, марок, открыток для мини-музея.

Воспита-

тели

36.

26.01.19г

Лекторий для родителей.

Подготов.

группа

Воспита-

тели

37.

02.02.19г

Занятие на тему «Есть такая профессия – Родину защищать».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

38.

10.02.19г

Тематический вечер «Волшебные ленты дорог»-познакомить с памятниками защитникам  Отечества.

Подготов.

группа

Воспита-

тели

39.

13.02.19г

Выставка детских рисунков «Защитники Отечества».

Холл д/с

Воспита-

тели

40.

06.02.19г-

15.02.19г

Изготовление и оформление книжек-раскладушек «Герои наших дней».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

41.

13.02.19г-

20.02.19г

Совместная работа с родителями -организация выставки детских работ военно-патриотической тематики.

Холл д/с

Воспита-

тели

42.

22.02.12г

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

Подготов.

группа

Воспита-

тели, муз. руковод.

43.

29.02.19г

Творческий конкурс  «Как я знаю историю Кузбасса».

Подготов.

группа

Воспита-

тели, муз. руковод.

44.

02.03.19г

Экскурсия в сквер Мартовского восстания.

Воспита-

тели

45.

05.03.19г-

16.03.19г

Пополнение коллекцией мини-музея.

Подготов.

группа

Воспита-

тели

46.

15.03.19г

Выпуск журнала «Знаменитые земляки нашего города».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

47.

19.03.19г

Заседание клуба «Счастливая семья».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

48.

06.03.19г

Проведение народных праздников в стиле народных традиций (Масленица).

Подготов.

группа

Воспита-

тели, муз. руковод.

49.

21.03.19г

Семинар-практикум «Традиции и обычаи русского народа».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

50.

28.03.19г

Конкурс семейных газет «Любимые места родного города».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

51.

10.04.19г

Просмотр иллюстративного материала о подвигах детей в годы ВОВ. Создание выставки.

Подготов.

группа

Воспита-

тели

52.

16.04.19г

Галерея детского творчества «Мой край родной».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

53.

20.04.19г

Презентация коллекций из семейных мини-музеев.

Подготов.

группа

Родители

54.

23.04.19г

Заседание клуба «Счастливая семья».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

55.

27.04.19г

Анкетирование родителей по теме «Патриотическое воспитание».

Подготов.

группа

Воспита-

тели

56.

04.05.19г-

25.05.19г

Мониторинг детей старшего д/в.

Подготов.

группа

Воспита-

тели

57.

07.05.19г-

18.05.19г

Составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений.

Подготов.

группа

Воспита-

тели

58.

21.05.19г-

24.05.19г

Подготовка отчета о проделанной работе и оформление материала.

Методкабинет

Воспита-

тели

59.

25.05.19г

Разработка и проведение круглого стола по итогам реализации проекта.

Подготов.

группа

Воспита-

тели

60.

29.05.19г

Презентация  проекта.

Подготов.

группа

Воспита-

тели

10

  1. Оценка результатов

 С целью определения результативности работы проекта «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей дошкольного возраста», было проведено повторное анкетирование родителей, которое выявило значительную динамику.

 Анализ анкет показал высокий уровень знаний родителей  по заданным вопросам, выявление интереса к данной проблеме.

      Мониторинг патриотического воспитания дошкольников по М. Ю. Новицкой  включал в себя следующие разделы:

- Родная страна

- Символика

- История народной культуры и традиций

 - Историко- географический и природный компоненты

- Личностный компонент.

       Рост познавательной активности детей повысился на 32 %

2.7. Дальнейшее развитие проекта

          В результате проделанной нами работы и опираясь на результаты, возникла идея о создании долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:

1 блок «Семья и ближайшее окружение»

2 блок «Детский сад – мой второй дом»

3 блок «Родной свой край люби и знай!

4 блок «Россия – Родина моя»

        Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

         Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!

          Мы  надеемся,  что  наша  работа  поможет  ребенку  почувствовать  себя  частью  великого  целого – своего  народа,  своей  страны,  научиться  уважать  их,  ценить  прошлое  и  настоящее,  заботиться  и  волноваться  о  будущем,  ведь  только  в  этом  случае  человеческая  цивилизация  сможет  рассчитывать  на  прогрессивное  развитие.

11

  1. Источники исходных данных о проекте

1.    Вишневская, В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей  5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации [Текст]: учебное пособие/ В.Н. Вишневская. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 64с.

2.   Волчанская, Т.В. Дети дошкольного возраста в пространстве культуры [Текст]: учебное пособие / Т.В. Волчанская. - Просвещение РОСМЭН, 2004. – 98с.

3.   Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» [Текст]: учебное пособие/ Г.Н. Данилина. - М.: АРКТИ, 2005. – 90с.

4. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст]: учебное пособие / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.-87с.

5. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников[Текст]: учебное пособие / Н.Г. Зеленова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 128с.

6.  Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.С. Киселева. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. -64с.

7. Князева, О.Л., Маханёва, М.Д.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: учебно-методическое пособие. / О.Л. Князева. – СПб.: Детство-Пресс, 1998. – 196с.

8. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкольных учреждений / М.Ю. Новицкая. – М.: Линка - Пресс, 2003. – 128с./

9.  Царенко, Л.Ф. Родина наша – колыбель героев [Текст]: учебное пособие / Л.Ф.Царенко. – Курск, 1994. – 22с.

10. Шаламова, Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст]: учебное пособие / Е.И. Шаламова.– М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 94с.


12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья», воспитатель Свичкарь Надежда Николаевна

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы...

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Организация единого культурно-образовательного и духовно-нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи и взрослого населения.

. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Детство – это уд...

Патриотическое воспитание дошкольников в создании единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья»

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников воспитателя  МБДОУ детский сад №31 "Зайчик" комбинорованного вида города Белово....

формирование единого образовательного пространства "ДОО - семья"

система взаимодействия дошкольной организации с семьей...

Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов (методические рекомендации)

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощникам...

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ» В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Современная ситуация, связанная с изменением условий дошкольного образования, приводит к переосмыслению опыта взаимодействия ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. ...