Методическая разработка. Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада
методическая разработка (младшая группа)

Методическая разработка.

Рабочая программа коррекционного курса

по адаптации детей к условиям детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_adaptatsii_k_ou.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Рабочая программа коррекционного курса

по адаптации детей к условиям детского сада

Москва, 2021

Содержание 

 

 

  1. Пояснительная записка

 

  1. Тематический план

 

  1. Содержание программы

 

  1. Механизм отслеживания

 

  1. Условия реализации

 

  1. Список литературы

Пояснительная записка 

 

Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 -Постановлением         Главного         государственного         санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

 - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. №1155г. Москва). Вступил в силу с 1 января 2014г.

 -Устав Образовательного учреждения;

 -Должностная инструкция педагога-психолога.

 

Цель программы:

Социализация и адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы:

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
  2. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации

детей.

  1. Создать ситуации, позволяющие ребенку проявить и развить свои индивидуальные особенности.
  2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
  3. Корректировка у детей нежелательных черт характера и поведения.

 

Вспомогательные задачи комплексного развития детей:

  1. снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  2. снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  3. развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  4. развитие внимания, восприятия речи воображения;
  5. развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  6. развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  7. формирование представления об окружающем мире, развитие коммуникативных способностей.

 

         Психолого-педагогическая характеристика:

 

Программа рассчитана на детей раннего возраста (1,5-2 - 4 года). Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых, двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений. В результате групповых занятий происходит формирование межличностных отношений, способствующих дальнейшей позитивной социализации ребёнка.

Особенностью раннего возраста является быстрый темп развития организма, скачкообразность развития. Характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков. Необходима повторность обучения. В критические периоды наблюдается снижение работоспособности, поэтому детям раннего возраста необходим щадящий режим. Также детям раннего возраста свойственна высокая степень любознательности и активности, которая носит непроизвольный, неустойчивый характер.

Классификационные параметры:

Программа рассчитана на 50 занятий, занятия проводятся 1 раза в неделю, некоторые занятия могут повторяться.

Формы проведения:

Групповые и/или подгрупповые занятия.

Основные принципы реализации:

-Программа комплексная, вариативная, направлена на развитие коммуникативных навыков, познавательных и психических процессов, а также моторного и речевого общения;

             - Принцип постепенного усложнения заданий;

 

            - Занятия проводятся в игровой форме, так как этот вид деятельности является ведущим для детей дошкольного возраста;

             - Принцип наглядности обучения;

Этапы работы:

1.    Диагностический

Наблюдение за детьми по листу адаптации.

2.    Основной

Проведение развивающих занятий.

3.    Заключительный

На заключительном этапе анализируется лист наблюдения ребенка, с целью определения степени адаптации (легкая, средняя, тяжелая).            

Основные методы работы:

  1. совместная деятельность педагога и ребенка;
  2. Использование различных видов театра (кукольный, настольный, пальчиковый, ростовые куклы и др.) с целью постановки русских народных сказок с последующей инсценировкой;
  3. совместная деятельность детей по поводу заданной ситуации;
  4. упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
  5. наблюдение;
  6. анализ заданных ситуаций;
  7. свободное и тематическое рисование;
  8. лепка.

Методическое обеспечение:

  • Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2- 4 лет в период адаптации в ДОУ. - Москва,2003.
  • Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «Детство-ПРЕСС», 2011.
  • «Психолого-педагогическое обследование детей от 1 года 3 мес. до 6 лет. Реабилитационные игры и задания» К.Л. Печора;
  • «Оценка психического развития ребенка» Семаго М.М, Семаго Н.Я;

Календарно-тематический план 

Наименование разделов и тем

Кол-во

занятий

       п/п

Показ (кукольный театр) русской народной сказки «Репка»

1

«Домашние животные»

Формировать словарь по теме; развивать правильное звукопроизношение в звукоподражании; развивать зрительный синтез (учить складывать картинку из 3-4 частей), зрительное внимание, общую и мелкую моторику

1

«Божья коровка»

Создание положительного эмоционального настроя. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, зрительного восприятия.

2

Показ (кукольный театр) русской народной сказки «Колобок»

 1

«Листопад»

Снятие эмоционального напряжения;

Развитие внимания, слухового восприятия, развития речи, воображения, творческих способностей

 2

«Дикие звери»

(по сказке «Колобок»)

Формирование словаря по теме, учить координировать движения с речью, развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительного внимания, умения соотносить схему с реальным изображением

 1

«Мячик»

Сплочение   группы, развитие   умения   взаимодействовать   со сверстниками. Развитие ориентации в пространстве.

   2

Показ с (кукольный театр) русской народной сказки «Курочка Ряба»

    1

«Курочка Ряба»

Развивать творческое воображение, учить подражать мимике и движениям героев сказки; развивать мимическую и интонационную выразительность; учить рассматривать сюжетные картины, отвечать на вопросы по картине, уточнить понятие «много» и «один»; развивать зрительное внимание, учить визуально контролировать и координировать свои действия; развивать слуховое внимание, учить выполнять движения в соответствии с характером музыки; развитие мелкой моторики

   1

«Прогулка в осенний лес»

Сплочение группы. Развитие эмпатии. Обучение различению цветов, соотнесения по цвету. Развитие общей моторики, памяти, речи и воображения.

  2

«Курица с цыплятами»

Учить рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопросы по картине; формировать словарь по теме; развитие общей и мелкой моторики, подражательности, умения повторять движения за педагогом

  1

«Веселый Петрушка»

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры. Развитие общей и мелкой моторики, восприятия, речи, воображения.

 2

Показ (кукольный театр) русской народной сказки «Три медведя»

 1

«Мячики»

Развитие коммуникативных навыков, ориентации в собственном теле, общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, речи, воображения

 2

«Дикие звери живут в лесу»

Формировать словарь по теме (названия животных: медведь, лиса, заяц, части тела животных: лапы, хвост, уши);

Развивать координацию движений (развитие общей моторики) и мелкой, развитие воображения и внимания

 1

«Зайка»

Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения. Развитие умения следовать правилам игры.

2

Показ (кукольный театр) русской народной сказки «Маша и Медведь»

1

«Маша и Медведь»

Знакомство с понятиями: верх, низ, сверху, снизу; развивать память, зрительное внимание, развивать общую и мелкую моторику

1

«Мыльные пузыри»

Снятие эмоционального напряжения, агрессии. Обучение установлению контакта друг с другом, сплочение группы.

2

«Цыпленок  и утенок»

(по сказке И.Д. Сутеева с показом иллюстраций)

Формировать словарь по теме, уточнить звукопроизношение в звукоподражаниях; учить сравнивать два предмета по длине, понимать и правильно употреблять слова: длинный-короткий, длиннее-короче, продолжать учить координировать свои движения с речью педагога, развитие общей и мелкой моторики, воображения и внимания (устойчивость, концентрация и объем)

1

Показ (кукольный театр) русской народной сказки «Теремок»

1

«Музыканты»

Сплочение группы, развитие слухового восприятия, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения.

2

«Айболит и Мойдодыр»

Расширять и уточнять словарь по теме; учить навыкам элементарной гигиены; развитие общей и мелкой моторики, внимания, воображения, коммуникативных навыков

1

Показ (кукольный театр) русской народной сказки «Заюшкина избушка»

1

«Мамин день»

Оптимизация детско – родительских отношений, развитие двигательных навыков.

2

«Семья»

Повторить имена ближайших родственников детей (родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер), закреплять в активной речи названия некоторых домашних животных и их детенышей, развивать общую и мелкую моторику, зрительное внимание, зрительную память

1

«Мишка»

Сплочение группы, развитие эмпатии. Развитие координации движении, общей и мелкой моторики, внимания, речи, воображения.

2

«В гостях у медведя Миши»

Развивать зрительное внимание, учить находить отличия на двух похожих картинках, развивать общую и мелкую моторику

    1

«Непослушные мышата»

Преодоление упрямства, негативизма, формирование положительной самооценки. Развитие умения следовать правилам игры, действовать в соответствии с ними.

2

«Зимняя сказка»

Создание положительного эмоционального настроя в группе. Развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

2

«В гостях у сказок»

Учить детей ориентироваться  во времени, понятия «сейчас», «потом», «после»; развивать зрительное внимание, память; развивать мелкую моторику

1

«Колобок»

Снятие страхов перед сказочными героями. Развитие координации движений, пространственных представлений, внимания, речи и воображения.

2

«Колобок – круглый бок»

Развивать зрительное внимание, уметь находить общий признак предметов, выявлять предмет, не имеющий данного признака, произвольную память; правильное физиологическое дыхание, формировать предпосылки для развития логического мышления; развивать мелкую моторику

1

«Котята»

Формирование положительной самооценки. Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга. Развитие умения выражать эмоции.

2

Показ (кукольный театр) русской народной сказки «Лиса и Кот»

1

Всего

:

50

Занятий

 Содержание программы: 

 

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура и форма занятий: 

 

Занятия начинаются в октябре. Занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены игровым сюжетом. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

Механизм отслеживания результатов: 

 

1.Лист адаптации ребенка.

2.Консультативно-рекомендательная работа по итогам обследования.

3.Карта нервно – психического развития детей.  

Методы работы с родителями и детьми:

 

  • совместная деятельность педагога и ребенка;
  • совместная деятельность детей по поводу заданной ситуации;
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
  • наблюдение;
  • анализ заданных ситуаций;
  • свободное и тематическое рисование;
  • лепка.

 

Методическое обеспечение:

 

Для реализации программы необходимо светлое просторное помещение, дидактическое оснащение которого отвечает возрастным требованиям. Также для занятий необходима аудиотехника, ширма, различные виды театра (настольный, перчаточный, ростовые куклы, пальчиковый и др.)

 

Список литературы для детей:

 

  1. «Котя-коток». Потешки. М.,2006.
  2. «Курочка ряба», «Репка», «Колобок». Русские народные сказки.
  3. «Цыплёнок» К.Чуковский.

Список литературы для родителей:

 

1.Теплякова О.Н. Школа раннего развития. - серия «Мир младенца», М., 2003

  1. Ермакова И.А. Поиграй со мной мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких от 0 до 3 лет. - СПб, Литера ,2007.
  2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб, Литера,2004.
  3. Ашкинезер Е.В. Развиваемся играя. Практическое пособие для педагогов и родителей для работы с детьми раннего возраста. - Мозырь, Белый ветер, М. 2011.

5.Рапопорт Анна. Энциклопедия методов раннего развития. М. АСТ,2009.

 

 

Список литературы: 

 

  1. Волосаева Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста. - Москва,1999.
  2. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 до 3 лет. – Москва,2000.
  3. Дмитриева В.Г., Новиковская О.А. 100 обучающих игр и упражнений от 1 до 5 лет. – Москва,2007.
  4. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до 3 лет. – Санкт-

Петербург,1999.

  1. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2- 4 лет в период адаптации в ДОУ. - Москва,2003.
  2. Печора К.Л., Пантюхина Г.В, Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - Владос,2004.
  3. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «Детство-ПРЕСС», 2011.
  4. Фопель К. Привет, ручки! Привет, глазки! - Москва,2005.
  5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Комплексные занятия с детьми раннего возраста 2-3 лет. - СПб, Паритет, 2005.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

«Здравствуй, здравствуй, детский сад!». Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям детского сада

​Программа по адаптации детей к детскому саду является частью основной образовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка» Данна...

Рабочий материал по адаптации детей к условиям детского сада

Детский сад- новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Больш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по оптимизации социальной адаптации детей к условиям детского сада «Счастливое детство»

Рабочая программа направлена на оптимизацию социальной адаптации детей к условиям детского сада....

Рабочий материал по адаптации детей к условиям детского сада

Детский сад- новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Больш...