Выступление на педсовете «Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников» (из опыта работы Долгачевой Л.В.).
статья (старшая группа)

Долгачева Лариса Васильевна

Выступление на педсовете «Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников» (из опыта работы Долгачевой Л.В.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников» (из опыта работы Долгачевой Л.В.).

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования.

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом и является экспериментирование.

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Экспериментальная деятельность имеет следующие цели:

• развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования;

• создавать условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования;

• развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

• развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

• создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Развитие творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению для успешной социализации.

Работа по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строится на следующих принципах:

• Принцип гуманизации воспитательно-образовательного процесса и ориентации на личность ребенка, предусматривает создание условий для полноценного проживания каждым ребенком своего детства.

• Принцип соответствия задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям ребенка.

• Принцип освоения общечеловеческой культуры.

• Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

• Принцип креативности: предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

• Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

• Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов и детей.

• Принцип систематичности и последовательности:обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

1. специально-организованное обучение в форме занятий;

2. совместная деятельность взрослого с детьми;

3. свободная самостоятельная деятельность детей

В опытно-экспериментальной деятельности используются следующие формы работы:

• непосредственно-образовательная деятельность;

• плановые эксперименты;

• дидактические игры;

• беседы;

• наблюдение и труд;

• работа в лаборатории;

Форма организации детей: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.

Наблюдения и эксперименты бывают случайными и плановыми.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Используются эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.

Условия проведения экспериментирования:

- учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т. к. именно в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух.

- учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся у детей,

- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов,

- необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу. Особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.)

- в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

- педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

- в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

Вся экспериментальная работа приводит к тому, что дети дошкольного возраста:

• самостоятельно выделяют и ставят проблему, которую необходимо решить. Предлагают возможные решения.

• Доказывают возможные решения, исходя из данных, делают выводы.

• Применяют выводы к новым данным, делают обобщение.

• формируют уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и, как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Результативность, эффективность и существенные изменения работы можно проследить по диагностическому обследованию детей, которое следует проводить по тем стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей.

Для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, в группе оформлен и оснащен центр науки и естествознания, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещены самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, составлены пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов, выполненные на основании методических рекомендаций Тягушевой Г.П., Чистяковой Д.Е. “Экспериментальная деятельность в детском саду”. На стенде в форме журнала, дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов. Подготовку к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинаю с определения текущих дидактических задач. Затем с детьми выбираем объект, с которым знакомимся заранее – и на практике, и по литературе. Осваиваем технику экспериментирования, если она не знакома нам.

Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем как в словесной форме, так и с использованием графического фиксирования результатов, т.е. оформляем, вместе с детьми, в рисунках, схемах.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды мы используем приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности: 

модель последовательности деятельности;

проблемная ситуация;

«чудесная коробка» с предметами.

Данный опыт работы предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Привлекаю родителей к активной помощи.

Так, например, предлагаю детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы. Например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают детям провести исследования в домашних условиях. Кроме этого, родители оказывают помощь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к данному мероприятию.

Предлагаю:

- пополнить картотеки опытов и экспериментов, подробнее фиксировать результаты экспериментов;

- разработать план проектной деятельности с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности;

 - разработать буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне»;

- открыть рубрику в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагать родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов;

- создать библиотеку мультимедийных обучающих презентаций «Круговорот воды в природе», «Радуга», «Подводный мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии как способ развития познавательных способностей дошкольников (Из опыта работы).

Данный материал расскажет об использовании новых компьютерных технологий в работе психолога, о правилах  использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учетом требований СанПина, ФГ...

Описание опыта работы по теме "Организация экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников"

Из опыта работы по организации и проедении экспериментов, опытов, написании детских исследовательских  проектов. В  статье описаны  этапы проведения эксперимента, этапы подгот...

Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»

Изучив  теоретический материал  по данному  вопросу,  я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить  методику экспериментирования более углубленно. В  н...

«Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников»

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш у...

Пути эффективного развития познавательной деятельности дошкольников.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности....