Гендерное воспитание детей дошкольного возраста , через сюжетно-ролевые игры в детском саду
статья (старшая группа)

Гуляева Оксана Николаевна

Гендерный подход в образовании -это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности ,что дает в дальнейшем человеку большую свободу  выбора и самореализации ,помогает  быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gulyaeva_on_gendernoe_vospitanie.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Гуляева Оксана Николаевна воспитатель высшей категории, Отличник Образования( РС) Муниципальная  бюджетная  общеобразовательная организация «Туора-Кюельская средняя общеобразовательная школа  имени И.Н.Гуляева»  Таттинский улус  с.Туора-Кюель Республики Саха (Якутия )

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста , через сюжетно-ролевые игры в детском саду

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта Первый социальный опыт ребенок получает в детском саду. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек .В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности. Именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учетом гендерных особенностей, мы уделяем подбору игровому материалу и оборудованию для игровой деятельности мальчиков и девочек. 

Цель нашей работы : выявить особенности реализации регионального компонента образовательной работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста  посредством сюжетно-ролевых игр.

Нами были поставлены задачи:

1. Определить сущность гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

2. Выявить содержание работы по гендерному воспитанию детей посредством сюжетно-ролевых игр с региональным  содержанием.

3. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса развития личности мальчиков и девочек с учётом регионального компонента.

 Предметно-пространственную, развивающую среду в группе мы создавали с учётом гендерных и индивидуальных ,региональных особенностей и потребностей каждого ребёнка для самостоятельной деятельности. Для мальчиков я изготовила различные макеты: «АЗС», «Парковка», «МЧС», «Булчут мала-сала», «Отчут мала-сала», «Балыксыт мала-сала»  имеется форма полиции ,военных ,моряков ,летчика ,капитана и др. Для девочек оформлены сюжетные игры «Ателье», «Салон красоты», «Маленькая хозяйка», «Цветочница», «Ферма» и другие, имеются сарафаны ,халаты. Наряду с этим, с родителями ведется совместная работа по гендерному воспитанию. Оформлена наглядная агитация: папка-передвижка: "Что такое гендерное воспитание?  "Консультации: «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка», «Как воспитывать девочку», «Психологическое развитие мальчиков».Центры занятости в группе созданы и размещены с учетом возрастных особенностей детей. Для мальчиков и девочек отведено разное пространство. Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Девочки в игре используют всё, что может понадобиться, и чтобы было рядом для игры. Чаще всего в играх девочки осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм. Это уголок «Ряженья»«Салон красоты»«Кукольный уголок»«Больница»«Ателье», а также уголок «Магазин» - со всеми необходимыми атрибутами. Для игровой деятельности детей я постоянно пополняю и обновляю разными игрушками – заменителями и атрибутами . .

Уголок для мальчиков, где есть макет – дорога для дорожного движения, сюжетно – ролевая игра «шофер» и «моряки», различный конструктор LEGO, строительный материал. Игры  для мальчиков:«Космонавты»,«Охотники»,«Пограничники»,«Я строитель», «Водители», «Пожарные», «Полицейские», «Моряки», «МЧС».С помощью родителей оборудовали игровую среду. Папы помогали в оснащении сюжетно-ролевых игр «мужскими» атрибутами, свойственными для каждой отдельной игры: сделали своими руками штурвал, якорь , для игры в моряков, руль, дорожные знаки и дома для игр с машинами .атрибуты охотника ,рыболова,сенокосчика.  Мамы сшили для сюжетных игр красивые костюмы: моряк, продавец дорожный инспектор, парикмахер, полиция. врач, повар ,стюардесса. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли детей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать, научились выполнять несколько взаимосвязанных действий.

А также я проведены тематические беседы: «На кого я хочу быть похожим»«Профессии моих родителей»«Традиции в нашей семье»«Кто мои предки». Совместно с детьми изготовляем атрибуты к сюжетно – ролевым играм например,  «Дорога» приклеили и смастерили домики из коробок . Гендерный подход в нашей  группе нашел отражение в раздевальной комнате .На кабинках для одежды висят фотографии детей Ребенок имеет возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он – мальчик . Читаем детям книги ,через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, а также учится анализировать. И в результате у детей закладываются нравственные и культурные ценности .В результате за год работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением.  Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта. Думается, что нельзя одинаково воспитывать мальчиков и девочек, нельзя предлагать девочкам быть похожими на мальчиков, ни в чем не уступать им, соревноваться с ними. Только тесно общаясь, дети разного пола могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга. В связи с этим моей задачей является осуществлять дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности и в повседневной жизни. Таким образом, в результате работы по обучению девочек и мальчиков совместным играм я решаю главную задачу – формирую умение, а главное желание девочек и мальчиков общаться друг с другом .Итак формирование гендерной устойчивости дошкольника зависит :от воспитательного процесса в дошкольном учреждении, компетентной подготовленности педагогического персонала и семьи, с моделью межличностных отношений, поведения взрослого, как пример для подражания, с их традициями и установками.  

Методические рекомендации для педагогов

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

-на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.

Список используемой литературы:

  1. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. /Под ред. И.С. Клециной. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с.
  2. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова С.В. — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. — 111 с.

       3.Дресвягина А.В. Гендерный подход в современном образовании//Педагогика и психология:   проблемы теории и практики-Вып.1. — Архангельск

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры".

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Перед каждым воспитат...

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Методические рекомендации по теме «Выявление одарённости у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

      Ранее выявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одарённых детей строилось на основ...

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

Развитие и воспитание младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

В дошкольной педагогике игра рассматривается как деятельность, оказывающая развивающее воздействие на дошкольника, способствующая формированию первоначальных навыков....

Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевую игру"

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...

Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через использование сюжетно-ролевых игр»

В современном дошкольном образовательном учреждении мальчики и девочки могут воспитываться вместе без нарушения статуса, если у педагогов и родителей сформирована гендерная компетентность....