Статья.ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ
статья (старшая группа)

Левашова Алена Николаевна

Животные

1. Знают ли дети животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)?

2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?

3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?

4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?

5. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных?

6. Владеют ли обобщенными представлениями «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые» (для подготовительной к школе группе — «животные»)?

Стимульные материалы. Картинки с изображениями животных разных экологических групп; с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка); дидактическая игра «Зоологическое лото» или крупные картинки с изображениями леса, поля, луга, водоема; модели понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные».

Предъявление задания. Беседа по картинкам:

Кто это?

Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные» (для подготовительной к школе группе).

Найди (подбери) модели к этим группам животных.

Что общего у каждой группы животных: зверей, птиц, рыб, насекомых?

Разложи картинки с изображением роста и развития животных (кошки, цыпленка, рыбы). Что было сначала, что потом?

Как приспосабливаются звери, птицы (рыбы и т. д.) к жизни зимой? Что происходит с птицами (рыбами и др.) зимой, весной, летом?

Почему это происходит?

Игра «Зоологическое лото». Предложить подобрать картинки с изображением животных разных экологических групп по месту и среде обитания. Можно попросить ребенка рассказать, кто где живет. Спросить его: «Как ты думаешь, может ли медведь жить в реке, рыба на дереве? Почему?»

Стимульные материалы. Игровое поле — изображение сред обитания. Карточки с изображениями животных — не более 10. Это могут быть наиболее типичные представители классов «звери», «рыбы», «птицы», «земноводные».

Растения

1. Выделяют ли дети растения среди других объектов природы?

2. Умеют ли различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

3. Знают ли органы растений и их функции?

4. Знают ли стадии роста и развития растений?

5. Знают ли потребности растений?

6. Знают ли особенности ухода за комнатными растениями?

7. Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?

8. Относят ли растения к живым существам?

9. Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной к школе группе)?

Стимульные материалы. Картинки с изображениями деревьев, кустов, травы, а также растений цветника, огорода, луга, поля, комнатных растений; картинки с изображением стадий роста и развития гороха (фасоли); модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».

Предъявление задания. Беседа по картинкам:

Назови, какие растения ты знаешь. В какие группы можно объединить растения? (Деревья, кусты, травы.)

Назови это растение.

Где оно растет?

Нарисуй (или разложи) картинки по порядку: как растет горох (фасоль)?

Что нужно растениям для того, чтобы они хорошо росли?

Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.

Почему они любят много света, влаги?

Что бывает с растениями огорода (леса и др.) зимой, весной, летом?

Почему это происходит?

В качестве дополнения или как вариант предложенных заданий можно организовать игру «Путаница», которая помогает выявить представления о строении и функционировании растений. Для нее нужны модель растения (цветок, стебель, корень, лист изображены отдельно) и картинки с преднамеренной ошибкой в изображении строения растения.

Задания:

· расположить растение правильно;

· почему растение нужно расположить именно так, а не по-другому?

· зачем растению листья, стебли, корни, цветки?

Задание «Подбери модели». Детям предлагается расположить картинки с изображениями растений по группам «травы», «деревья», «кустарники», подобрать к ним соответствующие модели и объяснить свой выбор.

Человек

Цель: выявить:

· особенности представлений детей о человеке;

· понимание существенных признаков человека, сходных и отличающих его от других живых существ в природе (разумность и гуманность человека);

· особенности представлений о потребностях человека;

· применение знаний о человеке для решения практических ситуаций.

Задание 1. Беседа «Кто такой человек?»

Беседа направлена на выявление представлений о человеке как биосоциальном существе на уровне конкретных представлений и первичных обобщений.

Стимульные материалы. Две картинки: на первой изображены люди разного возраста и пола (взрослые и дети — 4 или 6 персонажей), на второй — человек, растение и хорошо знакомое домашнее животное (кошка или собака).

Предъявление задания. Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы.

Как ты думаешь, кто такой человек?

Ребенок — это человек? Почему ты так думаешь?

Ты — человек? Почему?

Чем отличается взрослый человек от ребенка? Чем они похожи?

Чем все люди похожи?

Чем человек отличается от животных и растений?

Чем человек похож на животных и растения?

Задание 2. Беседа на основе рисунка «Строение человека»

Стимульпые материалы. Контурное изображение человека, цветные карандаши.

Предъявление задания. Ребенку предлагается нарисовать органы и части тела человека и рассказать об особенностях его строения (какие органы и части тела есть у человека и для чего они необходимы?). Это позволяет изучить дифференцированность представлений старшего дошкольника о внешнем строении человека и способность устанавливать конкретные морфофункциональные связи.

Задание 3. «Человек и природа. В чем их различие?»

Это задание поможет выявить степень обобщенности представлений о человеке через сравнение человека с другими живыми существами (животными и растениями), а также освоенность представлений о человеке на уровне их применения в вербальных игровых ситуациях.

Стимульные материалы. Три картинки в соответствии с предъявляемыми ситуациями. На первой картинке изображены две обезьяны и банан; два ребенка и банан. На второй

картинке нарисованы объекты природы и механизмы, придуманные человеком на основе наблюдения за природой, такие как гриб — зонтик, птица — самолет, стрекоза — вертолет. На третьей картинке — дерево со сломанной толстой веткой; на дереве изображена птичка, около дерева — кошка и человек.

Предъявление задания.

Ситуация 1. «Кто как поделит банан?» Видишь, на картинке изображены две обезьяны и банан и два человека и банан. Две обезьянки нашли банан, каждой хочется съесть его, и два человека тоже увидели банан, каждый из них очень любит бананы. Как поступят обезьяны? Как поступят люди? Почему люди ведут себя по-другому?

Ситуация 2. «Что подсказала человеку природа?» Посмотри внимательно на картинки с изображениями объектов природы и предметов, сделанных руками человека, и попробуй догадаться, как человек сумел придумать эти предметы. Почему человек сумел придумать такие предметы, а в природе они не существуют?

Ситуация 3. «Кто поможет?» Посмотри: на поляне сломанное дерево, рядом с ним гуляет кошка, на дереве сидит синица, мимо проходит человек. Что будут делать животные и человек в этой ситуации? Кто поможет дереву? Почему именно человек может помочь дереву?

Задание 4. «Потребности человека»

Стимульные материалы. Дидактические картинки с изображениями потребностей человека: биологических (здоровье, питание, воздух, свет, тепло, жилище) и социальных (деятельность, познание, общение, красота, эмоции, чувства).

Предъявление задания. Ребенка спрашивают: «Что необходимо человеку, чтобы он чувствовал себя хорошо?» В случае затруднения с ответом ребенку предлагается выбрать все необходимое человеку из предложенных картинок и объяснить свой выбор.

Критерии оценки представлений дошкольников о человеке:

· адекватность, умение узнавать, выбирать необходимое, называть признаки, характеристики;

· доказательность, умение объяснить, уточнить, дополнить, привести примеры, использовать материал в конкретных ситуациях;

· обобщенность, умение устанавливать связи, выделять существенные признаки.

Уровни освоения представлений о человеке.

Низкий уровень. У ребенка общие, недифференцированные представления о человеке, он называет наиболее яркие признаки внешнего строения, некоторые его характеристики. Ребенок относит человека к живому, но затрудняется объяснить, почему. Свои знания фактически не используются при решении проблемных ситуаций. Ребенок устанавливает единичные связи наглядно-действенным путем. Связи элементарные, конкретные, наглядно представленные, часто несущественные. Обобщенность знаний не проявляется.

Средний уровень. Более полные представления о человеке на базе выделения основных признаков и характеристик. Содержание признаков позволяет составлять небольшие по объему описательные рассказы, которые отличаются последовательностью. Ребенок пытается объяснять, но объяснения однозначные, неразвернутые, часто их основанием являются случайные, внешние несущественные признаки. Знания применяются в знакомых ребенку ситуациях, часто по образцу. Ребенок устанавливает некоторые конкретные наглядно представленные морфофункциональные связи. Начинает складываться обобщенный образ на основе конкретных сенсорных представлений и выделения некоторых общих признаков.

Высокий уровень. У ребенка складываются точные, адекватные, дифференцированные представления. Большое количество признаков и их устойчивость позволяет ребенку успешно сравнивать, сопоставлять, выделяя как признаки отличия, так и сходства. Ребенок обосновывает свои суждения, которые отличаются полнотой и логичностью. Объяснения развернуты, имеют место рассуждения, приведение примеров, сравнения. Ребенок применяет знания в разных ситуациях, устанавливает комплекс конкретных и некоторых обобщенных связей. Выделяет существенные признаки сходства и различия.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ЖИВОМ

Индивидуальная беседа

Цель — выявить характер представлений детей о живом.

1 часть

В этой части беседы выявляются представления дошкольников о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни живого организма.

Предъявление задания. Ребенку предъявляются 10 картинок с изображением объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет), и предлагается выбрать из картинок все живое. После этого задаются вопросы:

Как ты узнал, что все это живое?

Почему ты считаешь, что это... {называется конкретное животное, растение) живое?

Расскажи, что есть, какие части или органы у... (называется конкретное животное, растение)?

Зачем нужны... (называются части и органы)?

Сможет ли... (называется объект) жить без... (называются части и органы)? Почему?

2 часть

В этой части беседы акцент делается на изучении представлений детей о свойствах целостного живого организма — его потребностях в условиях среды, состоянии живого как показателя степени удовлетворенности его потребностей.

Предъявление задания. Ребенку задаются вопросы:

Как ты думаешь, что нужно животным (растениям), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Зачем? Почему именно так?

Как себя чувствует это растение? Как ты это узнал? Как ему помочь?

3 часть

Эта часть беседы посвящается выявлению представлений дошкольников о приспособлении живых существ к различным средам обитания для удовлетворения потребностей и о сложившихся в экосистеме взаимосвязях.

Предъявление задания. Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: Незнайка (или другой игровой персонаж) перепутал животных и их среды обитания. Задаются вопросы:

Правильно ли Незнайка «расселил» животных? Почему? Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему... {называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания).

Как ты думаешь, хорошо ли разным животным и растениям жить вместе в лесу?

В ходе беседы можно использовать (в сокращении) рассказы из книги Н. Сладкова «Недолго думая, или Дела и заботы Жалейкина», отражающие нарушение связей приспособления живого к среде и связей в экосистеме. Ребенку предлагалось оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ.

При выполнении задания фиксируется следующее:

· какие объекты ребенок относит к живому,

· выделяет ли существенные признаки живого, какие из названных признаков для ребенка являются значимыми при отнесении к группе «живые существа»;

· знает ли ребенок органы и функции основных органов животных и растений, осознает ли связи между органами и их функциями внутри организма, между особенностями среды и строением и поведением живого, связи в экосистеме;

· какие потребности называет у животных и растений, на какие признаки состояния объекта ориентируется, соотносит ли состояние живого существа и способ оказания ему помощи;

· понимает ли зависимость нормальной жизнедеятельности живого от целостности сложившихся связей.

Форма протокола обследования экологических представлений детей

(Фамилия, имя ребенка

Возраст (полных лет, месяцы)

Дата проведения диагностики

№ п/п Диагностические задания Ответ ребенка Особенности проявлений и эмоционального состояния ребенка)

 

Критерии оценки экологических представлений у детей дошкольного

возраста:

· полнота (или объем) знаний — многообразие объектов и сторон познаваемого объекта;

· существенность знаний — выделение существенного в объекте;

· обобщенность знаний — выявление существенных признаков и сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса;

· системность знаний — познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов в единстве внутренних и внешних связей, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ

Животные

  1. Знают ли дети животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)?
  2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?
  3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?
  4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?
  5. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных?
  6. Владеют ли обобщенными представлениями «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые» (для подготовительной к школе группе — «животные»)?

Стимульные материалы. Картинки с изображениями животных разных экологических групп; с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка); дидактическая игра «Зоологическое лото» или крупные картинки с изображениями леса, поля, луга, водоема; модели понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные».

Предъявление задания. Беседа по картинкам:

Кто это?

Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные» (для подготовительной к школе группе).

Найди (подбери) модели к этим группам животных.

Что общего у каждой группы животных: зверей, птиц, рыб, насекомых?

Разложи картинки с изображением роста и развития животных (кошки, цыпленка, рыбы). Что было сначала, что потом?

Как приспосабливаются звери, птицы (рыбы и т. д.) к жизни зимой? Что происходит с птицами (рыбами и др.) зимой, весной, летом?

Почему это происходит?

Игра «Зоологическое лото». Предложить подобрать картинки с изображением животных разных экологических групп по месту и среде обитания. Можно попросить ребенка рассказать, кто где живет. Спросить его: «Как ты думаешь, может ли медведь жить в реке, рыба на дереве? Почему?»

Стимульные материалы. Игровое поле — изображение сред обитания. Карточки с изображениями животных — не более 10. Это могут быть наиболее типичные представители классов «звери», «рыбы», «птицы», «земноводные».

Растения

  1. Выделяют ли дети растения среди других объектов природы?
  2. Умеют ли различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
  3. Знают ли органы растений и их функции?
  4. Знают ли стадии роста и развития растений?
  5. Знают ли потребности растений?
  6. Знают ли особенности ухода за комнатными растениями?
  7. Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?
  8. Относят ли растения к живым существам?
  9. Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной к школе группе)?

Стимульные материалы. Картинки с изображениями деревьев, кустов, травы, а также растений цветника, огорода, луга, поля, комнатных растений; картинки с изображением стадий роста и развития гороха (фасоли); модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».

Предъявление задания. Беседа по картинкам:

Назови, какие растения ты знаешь. В какие группы можно объединить растения? (Деревья, кусты, травы.)

Назови это растение.

Где оно растет?

Нарисуй (или разложи) картинки по порядку: как растет горох (фасоль)?

Что нужно растениям для того, чтобы они хорошо росли?

Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.

Почему они любят много света, влаги?

Что бывает с растениями огорода (леса и др.) зимой, весной, летом?

Почему это происходит?

В качестве дополнения или как вариант предложенных заданий можно организовать игру «Путаница», которая помогает выявить представления о строении и функционировании растений. Для нее нужны модель растения (цветок, стебель, корень, лист изображены отдельно) и картинки с преднамеренной ошибкой в изображении строения растения.

Задания:

  • расположить растение правильно;
  • почему растение нужно расположить именно так, а не по-другому?
  • зачем растению листья, стебли, корни, цветки?

Задание «Подбери модели». Детям предлагается расположить картинки с изображениями растений по группам «травы», «деревья», «кустарники», подобрать к ним соответствующие модели и объяснить свой выбор.

Человек

Цель: выявить:

  • особенности представлений детей о человеке;
  •  понимание существенных признаков человека, сходных и отличающих его от других живых существ в природе (разумность и гуманность человека);
  • особенности представлений о потребностях человека;
  • применение знаний о человеке для решения практических ситуаций.

Задание 1. Беседа «Кто такой человек?»

Беседа направлена на выявление представлений о человеке как биосоциальном существе на уровне конкретных представлений и первичных обобщений.

Стимульные материалы. Две картинки: на первой изображены люди разного возраста и пола (взрослые и дети — 4 или 6 персонажей), на второй — человек, растение и хорошо знакомое домашнее животное (кошка или собака).

Предъявление задания. Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы.

Как ты думаешь, кто такой человек?

Ребенок — это человек? Почему ты так думаешь?

Ты — человек? Почему?

Чем отличается взрослый человек от ребенка? Чем они похожи?

Чем все люди похожи?

Чем человек отличается от животных и растений?

Чем человек похож на животных и растения?

Задание 2. Беседа на основе рисунка «Строение человека»

Стимульпые материалы. Контурное изображение человека, цветные карандаши.

Предъявление задания. Ребенку предлагается нарисовать органы и части тела человека и рассказать об особенностях его строения (какие органы и части тела есть у человека и для чего они необходимы?). Это позволяет изучить дифференцированность представлений старшего дошкольника о внешнем строении человека и способность устанавливать конкретные морфофункциональные связи.

Задание 3. «Человек и природа. В чем их различие?»

Это задание поможет выявить степень обобщенности представлений о человеке через сравнение человека с другими живыми существами (животными и растениями), а также освоенность представлений о человеке на уровне их применения в вербальных игровых ситуациях.

Стимульные материалы. Три картинки в соответствии с предъявляемыми ситуациями. На первой картинке изображены две обезьяны и банан; два ребенка и банан. На второй картинке нарисованы объекты природы и механизмы, придуманные человеком на основе наблюдения за природой, такие как гриб — зонтик, птица — самолет, стрекоза — вертолет. На третьей картинке — дерево со сломанной толстой веткой; на дереве изображена птичка, около дерева — кошка и человек.

Предъявление задания.

Ситуация 1. «Кто как поделит банан?» Видишь, на картинке изображены две обезьяны и банан и два человека и банан. Две обезьянки нашли банан, каждой хочется съесть его, и два человека тоже увидели банан, каждый из них очень любит бананы. Как поступят обезьяны? Как поступят люди? Почему люди ведут себя по-другому?

Ситуация 2. «Что подсказала человеку природа?» Посмотри внимательно на картинки с изображениями объектов природы и предметов, сделанных руками человека, и попробуй догадаться, как человек сумел придумать эти предметы. Почему человек сумел придумать такие предметы, а в природе они не существуют?

Ситуация 3. «Кто поможет?» Посмотри: на поляне сломанное дерево, рядом с ним гуляет кошка, на дереве сидит синица, мимо проходит человек. Что будут делать животные и человек в этой ситуации? Кто поможет дереву? Почему именно человек может помочь дереву?

Задание 4. «Потребности человека»

Стимульные материалы. Дидактические картинки с изображениями потребностей человека: биологических (здоровье, питание, воздух, свет, тепло, жилище) и социальных (деятельность, познание, общение, красота, эмоции, чувства).

Предъявление задания. Ребенка спрашивают: «Что необходимо человеку, чтобы он чувствовал себя хорошо?» В случае затруднения с ответом ребенку предлагается выбрать все необходимое человеку из предложенных картинок и объяснить свой выбор.

Критерии оценки представлений дошкольников о человеке:

  • адекватность, умение узнавать, выбирать необходимое, называть признаки, характеристики;
  • доказательность, умение объяснить, уточнить, дополнить, привести примеры, использовать материал в конкретных ситуациях;
  • обобщенность, умение устанавливать связи, выделять существенные признаки.

Уровни освоения представлений о человеке.

Низкий уровень. У ребенка общие, недифференцированные представления о человеке, он называет наиболее яркие признаки внешнего строения, некоторые его характеристики. Ребенок относит человека к живому, но затрудняется объяснить, почему. Свои знания фактически не используются при решении проблемных ситуаций. Ребенок устанавливает единичные связи наглядно-действенным путем. Связи элементарные, конкретные, наглядно представленные, часто несущественные. Обобщенность знаний не проявляется.

Средний уровень. Более полные представления о человеке на базе выделения основных признаков и характеристик. Содержание признаков позволяет составлять небольшие по объему описательные рассказы, которые отличаются последовательностью. Ребенок пытается объяснять, но объяснения однозначные, неразвернутые, часто их основанием являются случайные, внешние несущественные признаки. Знания применяются в знакомых ребенку ситуациях, часто по образцу. Ребенок устанавливает некоторые конкретные наглядно представленные морфофункциональные связи. Начинает складываться обобщенный образ на основе конкретных сенсорных представлений и выделения некоторых общих признаков.

Высокий уровень. У ребенка складываются точные, адекватные, дифференцированные представления. Большое количество признаков и их устойчивость позволяет ребенку успешно сравнивать, сопоставлять, выделяя как признаки отличия, так и сходства. Ребенок обосновывает свои суждения, которые отличаются полнотой и логичностью. Объяснения развернуты, имеют место рассуждения, приведение примеров, сравнения. Ребенок применяет знания в разных ситуациях, устанавливает комплекс конкретных и некоторых обобщенных связей. Выделяет существенные признаки сходства и различия.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ЖИВОМ

Индивидуальная беседа

Цель — выявить характер представлений детей о живом.

1 часть

В этой части беседы выявляются представления дошкольников о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни живого организма.

Предъявление задания. Ребенку предъявляются 10 картинок с изображением объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет), и предлагается выбрать из картинок все живое. После этого задаются вопросы:

Как ты узнал, что все это живое?

Почему ты считаешь, что это... {называется конкретное животное, растение) живое?

Расскажи, что есть, какие части или органы у... (называется конкретное животное, растение)?

Зачем нужны... (называются части и органы)?

Сможет ли... (называется объект) жить без... (называются части и органы)? Почему?

2 часть

В этой части беседы акцент делается на изучении представлений детей о свойствах целостного живого организма — его потребностях в условиях среды, состоянии живого как показателя степени удовлетворенности его потребностей.

Предъявление задания. Ребенку задаются вопросы:

Как ты думаешь, что нужно животным (растениям), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Зачем? Почему именно так?

Как себя чувствует это растение? Как ты это узнал? Как ему помочь?

3 часть

Эта часть беседы посвящается выявлению представлений дошкольников о приспособлении живых существ к различным средам обитания для удовлетворения потребностей и о сложившихся в экосистеме взаимосвязях.

Предъявление задания. Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: Незнайка (или другой игровой персонаж) перепутал животных и их среды обитания. Задаются вопросы:

Правильно ли Незнайка «расселил» животных? Почему? Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему... {называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания).

Как ты думаешь, хорошо ли разным животным и растениям жить вместе в лесу?

В ходе беседы можно использовать (в сокращении) рассказы из книги Н. Сладкова «Недолго думая, или Дела и заботы Жалейкина», отражающие нарушение связей приспособления живого к среде и связей в экосистеме. Ребенку предлагалось оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ.

При выполнении задания фиксируется следующее:

  • какие объекты ребенок относит к живому,
  • выделяет ли существенные признаки живого, какие из названных признаков для ребенка являются значимыми при отнесении к группе «живые существа»;
  • знает ли ребенок органы и функции основных органов животных и растений, осознает ли связи между органами и их функциями внутри организма, между особенностями среды и строением и поведением живого, связи в экосистеме;
  • какие потребности называет у животных и растений, на какие признаки состояния объекта ориентируется, соотносит ли состояние живого существа и способ оказания ему помощи;
  • понимает ли зависимость нормальной жизнедеятельности живого от целостности сложившихся связей.

Форма протокола обследования экологических представлений детей

Фамилия, имя ребенка

Возраст (полных лет, месяцы)

Дата проведения диагностики

№ п/п

Диагностические задания

Ответ ребенка

Особенности проявлений

и эмоционального состояния

ребенка

 

Критерии оценки экологических представлений у детей дошкольного

возраста:

  • полнота (или объем) знаний — многообразие объектов и сторон познаваемого объекта;
  • существенность знаний — выделение существенного в объекте;
  • обобщенность знаний — выявление существенных признаков и сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса;
  • системность знаний — познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов в единстве внутренних и внешних связей, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)...

Мониторинг по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

Мониторинг  по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Диагностический инструментарий рекомендован педагогам ДОУ с целью выявления уровня сформированности экологических представлений дошкольников (старший возраст)....