Выступление на панораме педагогических технологий
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Куренкова Светлана Анатольевна

Тема: «Современная образовательная технология «Круги Луллия», для развития интеллектуально – творческих способностей у детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_krugi_lulliya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия - "Круги Луллия". Которая непосредственно относится к технологии ТРИЗ. Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя.

Раймонд Луллий, философ, богослов и алхимик 14 века, создал приспособление, логическую машину для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки,   писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

     В своей работе я использую Круги Луллия как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах. Они эффективно используются в педагогике для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей.

Данное пособие можно многопланово использовать при решении задач  в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.

Цель: Создание условий для освоения детьми мыслительных операций.

     Задачи:

  1. Развить мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение, зрительно- моторную деятельность.
  2. формировать интерес к процессу и содержанию игровой деятельности.
  3. Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

     Круги Луллия представляют дошкольникам, как чудесные кольца или загадочные круги. Для работы с детьми 3-4-го года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

В работе с детьми 5-6-го года жизни используют два - три круга (4 -6 секторов на каждом).

Дети 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

Игры целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия.

Игра должна состоять из двух частей:

1) уточнение имеющихся знаний в определённых областях (реальное задание);

2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание).

Технологическая цепочка проведения игры:

1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.

2. Ставится задача.

3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

4. На основе фантастического преобразования составляют рассказ.

5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование и т. п.)

Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три типа:

1. Игры на подбор пар:

Например, «Найди, где живет и чем питается» «Назови детеныша».

2. Игры с элементом случайности в установке колец:

Например, Д/И «Уменьшаем, увеличиваем» Д/И «Найди по форме и назови, сколько».

3. Игры на развитие творческого воображения:

Например, Д/И «Чей детеныш?» Д/И «Времена года»

Таким образом, использовать Круги Луллия можно в любых областях: закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра, знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном, развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах).

Подводя итог, хочется отметить, что в результате работы с данным универсальным пособием у детей проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. В результате использования дети научились группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами, делить предметы на части, составлять целое из частей и узнавать предмет по его части, решать проблемные ситуации, фантазировать, что и является необходимым для дальнейшего обучения в школе.

Варианты использования этой методики безграничны. Мы в своей группе её активно используем, детям она очень нравится и Вам в вашей работе, я  её тоже рекомендую.

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение «Средняя школа №9»,

дошкольные группы

Выступление на панораме педагогических технологий

Тема: «Современная образовательная технология «Круги Луллия», для развития интеллектуально – творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Куренкова С.А.

                                                                     Тверь, 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на муниципальном мероприятии «Панорама педагогических достижений»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Система экологического образования в нашем регионе продолжает быть фрагментарной,...

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...

Выступление на педсовете: " Педагогические технологии в ДОУ: ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)."

В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей - информатизация сферы образования при...

Педагогический практикум «Познавательное развитие ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить. Выступление на тему «Педагогическая технология развивающих игр Никитина»

quot; Игры Никитина"развивают у дошкольников -   наглядно-действенное мышление;мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; цветовое восприятие;способности комбинирования...

Статья выступления Выставка панорама Художественных практик имени С. В. Погодиной. Коллективные композиции по изобразительной деятельности у дошкольников»

Знакомство с понятием «коллективная композиция».  Особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех воспитанников группы. Так...