«Вредные привычки у ребенка и как с ними бороться»
статья

Алексеенко Татьяна Владимировна

«Вредные привычки у ребенка и как с ними бороться»

К сожалению, у каждого человека имеются вредные привычки, и возраст здесь играет малую роль. Вредные привычки бывают как у взрослых, так и у подростков, а также у детей более младшего возраста.

Очень трудно найти взрослого человека или ребёнка, у которого совсем нет вредных привычек.

Привычка представляет собой часто повторяющуюся модель поведения, не требующую от человека длительных раздумий.

Одни привычки не вызывают беспокойства родителей, а другие требуют их повышенного внимания. Некоторые привычки исчезают самостоятельно без особых усилий. Но есть и те, что остаются навсегда и даже наносят вред ребенку и окружающим его людям. Они носят название вредных привычек.

Какими бывают детские вредные привычки?

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний. Кроме того, патологические привычки могут возникнуть у малыша, который был отлучён от груди слишком рано. Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

- грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);

- сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);

- ковыряться в пупке;

- качать головкой;

- накручивать или даже выдёргивать волосы;

- манипулировать интимными частями тела (детский онанизм);

- биться головой об подушку.

Второй вид привычек – следствие ненадлежащего воспитания ребёнка. Родители не прививают необходимые культурно-гигиенические навыки или сами демонстрируют нежелательное поведение. К вредным непатологическим привычкам психологи относят следующие ритуалы:

- ковыряние в носу;

- чавканье;

- обилие слов-паразитов;

- нецензурная речь и т.д.

Профилактика вредных привычек у детей

Как уберечь детей от возникновения вредных привычек? Успешная профилактика достигается путём выполнения следующих рекомендаций:

- своевременные рассказы о том, что есть хорошо, а что плохо. Рассказы о плохих привычках и о том, какое негативное влияние они оказывают на здоровье;

- проявление внимания к ребёнку, решение его проблем и беспокойств своевременным образом;

- привитие правильных культурных ценностей;

- правильное питание и планирование корректного распорядка дня;

- родители должны поддерживать связь с воспитателями и учителями, чтобы быть в курсе поведения своего ребёнка в обществе и своевременно проводить воспитательную работу дома, если она необходима.

Последствия вредных привычек

Всегда стоит заниматься профилактикой вредных привычек, чтобы избежать негативных последствий в будущем. Не стоит также забывать, что если простая вредная привычка у вашего ребёнка перетекла в серьёзную зависимость, то здесь потребуется консультация соответствующего специалиста.

Глубоко укоренившиеся вредные привычки у детей – это уже весомый повод обратиться к психологу или неврологу. И чем раньше родители начнут действовать, тем выше вероятность безболезненного искоренения нежелательного поведения. Согласитесь, что намного легче переучить малыша, чем ребёнка младшего школьного возраста.

Полезные советы родителям!

1.                 Сделайте так, чтобы жизнь вашего ребенка была насыщенной событиями: интересный семейный досуг, чтение книг, совместное просматривание мультфильмов, посещение кружков и секций по интересам, активное общение со сверстниками. Тогда не останется время на формирование дурных навыков.

2.                 Будьте в курсе всех событий, в которых оказывается ваш ребенок: с кем дружит, что любит, о чем мечтает, что его тревожит, с кем поссорился. Ваше дитя почувствует, что родители его защищают, заботятся, волнуются о нем, и тогда не нужны будут защитные действия в виде привычек.

3.                 Старайтесь знакомить детей с новыми играми, развлечениями, покажите, как можно разнообразить известные игры. Это увлечет детей и заставит забыть о дурных привычках.

4.                 Посоветуйте ребенку, как правильно взаимодействовать со сверстниками, научите правилам общения: можно пригласить друзей вашего ребенка в гости, пойти с ними в театр, организовать развлечения. Это поможет закрепить положение ребенка в среде сверстников, обратить внимание на манеры поведения других детей.

5.                 Научите своего малыша всем необходимым правилам поведения в обществе, возможно, ему не хватает знаний. Хорошие манеры, закрепленные в поведении детей, явятся сдерживающим механизмом в проявлении дурных наклонностей.

6.                 Постарайтесь овладеть приемами снятия напряженности и тревожности у вашего ребенка: массажем, успокаивающими упражнениями, музыкой.

7.                 Сделайте образом жизни всей семьи режим, правильное чередование занятий и отдыха, занятия спортом, подвижными играми. Такие действия научат детей правильно организовать свой день, тогда не останется время на скуку, лень, негативные занятия.

8.                 Постарайтесь приобщить детей к хобби, которым занимаетесь сами. Помогите малышу находить удовольствие от творческих занятий, чтения книг, прогулок, чтобы это не было нужно делать через вредную привычку.

9.                 Если вы обнаружили у ребенка склонность к вредной привычке, не оставляйте его без внимания и привлеките к этому всех домочадцев.

10.               Будьте терпеливы и последовательны. Любую привычку трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю. Поэтому регулярно обсуждайте «проблему» с ребенком, иначе результата не будет. Акцентируйте внимание чада на его действиях, но не слишком навязчиво, чтобы не вызывать у него раздражение и протест. Родителям не стоит ругать и наказывать ребенка. Напротив, всячески его ободряйте, вселяя уверенность, что при желании он справится с любыми трудностями, в том числе, с вредными привычками.

11.              Повышение самооценки. У средних и старших дошколят вредные привычки могут появиться на фоне неуверенности в своих силах, неудовлетворенности своим положением в среде сверстников. Родители обязательно! должны помочь ребенку повысить социальный статус, самоутвердиться в своих силах, улучшить самооценку. Доступны для семейного воспитания такие приемы, как чтение художественных произведений, сказок, просмотр мультфильмов, рассматривание картинок, где герои ведут себя соответствующим образом. Например, хорошо подойдут произведения Н.Носова ("Живая шляпа", "Мишкина каша", "На горке"), В. Осеевой ("Три товарища", "Синие листья", "Плохо").

12.             Следите за своими привычками. Любые привычки формируются у детей под влиянием воспитания в семье. Если один из родителей имеет негативные склонности и привычки, ребенок может сознательно копировать его поведение, которое является для него единственно правильным. Дети во многом берут с нас пример, а значит, стоит начать корректировать собственное поведение.

Как предупредить появление вредных привычек у детей

Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем излечить. Такое же предупреждение относится и к дурной привычке. Специалисты утверждают, что нежелательные действия легче предотвратить, и для этого родителям полезно узнать, какие мероприятия по профилактике негатива можно использовать в домашних условиях. Главное - нужно учитывать, что решение данной проблемы требует определенных усилий и пристального внимания не только от родителей, но и от всех окружающих ребенка людей. Ведь психологической особенностью дошколят является быстрое привыкание к сложившемуся укладу жизни, подражание тем людям, которые авторитетны для них, будь это взрослый или сверстник. Именно эта особенность ребятишек может стать главной опорой в профилактической работе. Родителям проще всего будет использовать те приемы, которые с успехом применяются в детских учреждениях. Это игры и упражнения, активное общение и положительный пример для подражания, чтение сказок и просмотр мультфильмов, беседы и рассказы, творческие занятия.

Важно: Рецепт прост: как можно раньше прививать ребенку полезные навыки и умения, на основе которых будут формироваться полезные привычки. Они не только облегчат жизнь малыша, но и дадут ему возможность в дальнейшем занять достойное положение в среде сверстников, полноценно общаться с окружающими, не стыдиться своих каких-либо негативных склонностей.

Игры и упражнения

Основной деятельностью для дошкольников является игра, поэтому игровые действия помогают в ненавязчивой форме рассказать детям про вредные привычки, посмеяться над персонажами, у которых они есть, познакомить их с полезными навыками, порассуждать, как правильно повести себя в той или иной ситуации. Родители могут воспользоваться играми, которые предлагают специалисты, а могут и сами на их основе придумать интересные игровые задания и упражнения. Например,

Игра "Две дорожки"

Цель такой игры - снять нервное напряжение, которое нередко испытывают малыши, вследствие чего и рождаются привычки. В этой игре взрослый предлагает малышу рассмотреть рисунок с красной (полезной) и серой (вредной) дорожками, расходящимися в разные стороны. Вдоль дорожек растут яблони. Взрослый называет определенное действие, а ребенок должен правильно развесить яблочки (вырезанные кружочки красного и серого цвета): красные - на дерево с полезными привычками, серые - на дерево с вредными привычками. Для поддержания интереса можно подобрать картинки с соответствующими манерами поведения:

"Полезные Яблоки (привычки)"

·                     Чистить зубки

·                     Часто умываться

·                     Мыться и купаться

·                     Не опаздывать в детский сад

·                     Убирать свои игрушки

·                     Аккуратно вешать свою одежду

·                     Делать физзарядку

·                     Вытирать рот салфеткой

·                     Правильно пользоваться вилкой и ножом

·                     Здороваться и прощаться

·                     Благодарить взрослых и других детей

·                     Помогать женщинам носить сумки

·                     Пропускать старших и девочек вперед

·                     Уступать место старшим

"Вредные яблоки (привычки)"

·                     Разбрасывать игрушки

·                     Постоянно смотреть телевизор

·                     Разговаривать во время еды

·                     Плеваться едой

·                     Грызть ногти

·                     Сосать пальцы

·                     Раскачиваться на стуле

·                     Дергать за одежду

·                     Быть непричесанным

·                     Брать без спроса чужое

·                     Разводить беспорядок

·                     Разбрасывать свою одежду

·                     Толкать малышей

·                     Грубить старшим

Игровое упражнение "Доскажи словечко"

В игре важно правильно обозначить и закрепить положительные действия. Взрослый начинает фразу, а ребенок продолжает:

·                     Чтобы грязь не собирать, ногти надо … (подстригать).

·                     Даже маленькие хрюшки обожают чистить … (ушки).

·                     Ноги, руки мыть не лень в душе губкой каждый … (день).

·                     Для аккуратной прически носим мы всегда … (расчески).

·                     Стать здоровым ты решил, значит, соблюдал … (режим).

·                     Вечно грязный я хожу, с мылом щеткой не дружу. И меня не потому ли называют все ... (грязнуля).

·                     Я люблю покушать сытно, много, вкусно, аппетитно. Ем я все и без разбора, потому что я … (обжора).

·                     Вещи всюду я бросаю и найти их не могу. Где штаны? А где рубаха? Я не знаю. Я - … (неряха).

·                     Все мы любим умываться и опрятно одеваться. Солнце, воздух и вода - ... (наши лучшие друзья).

·                     Если хочешь быть здоровым, крепким, сильным и веселым, свои вредные привычки ты скорей сожги, как ... (спички).

Такое упражнение можно обогатить игрой с мячом: взрослый читает начало стиха и бросает мяч ребенку. Тот заканчивает фразу и возвращает мяч.

Важно: Совместные увлекательные действия взрослых и детей помогут почувствовать защиту, любовь близких, снять страхи и нервное напряжение, устранить недостаток телесного контакта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vrednye_privychki_u_rebenka_i_kak_s_nimi_borotsya.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

 «Вредные привычки у ребенка и как с ними бороться»

К сожалению, у каждого человека имеются вредные привычки, и возраст здесь играет малую роль. Вредные привычки бывают как у взрослых, так и у подростков, а также у детей более младшего возраста.

Очень трудно найти взрослого человека или ребёнка, у которого совсем нет вредных привычек.

Привычка представляет собой часто повторяющуюся модель поведения, не требующую от человека длительных раздумий.

Одни привычки не вызывают беспокойства родителей, а другие требуют их повышенного внимания. Некоторые привычки исчезают самостоятельно без особых усилий. Но есть и те, что остаются навсегда и даже наносят вред ребенку и окружающим его людям. Они носят название вредных привычек.

Какими бывают детские вредные привычки?

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний. Кроме того, патологические привычки могут возникнуть у малыша, который был отлучён от груди слишком рано. Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

- грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);

- сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);

- ковыряться в пупке;

- качать головкой;

- накручивать или даже выдёргивать волосы;

- манипулировать интимными частями тела (детский онанизм);

- биться головой об подушку.

Второй вид привычек – следствие ненадлежащего воспитания ребёнка. Родители не прививают необходимые культурно-гигиенические навыки или сами демонстрируют нежелательное поведение. К вредным непатологическим привычкам психологи относят следующие ритуалы:

- ковыряние в носу;

- чавканье;

- обилие слов-паразитов;

- нецензурная речь и т.д.

Профилактика вредных привычек у детей

Как уберечь детей от возникновения вредных привычек? Успешная профилактика достигается путём выполнения следующих рекомендаций:

- своевременные рассказы о том, что есть хорошо, а что плохо. Рассказы о плохих привычках и о том, какое негативное влияние они оказывают на здоровье;

- проявление внимания к ребёнку, решение его проблем и беспокойств своевременным образом;

- привитие правильных культурных ценностей;

- правильное питание и планирование корректного распорядка дня;

- родители должны поддерживать связь с воспитателями и учителями, чтобы быть в курсе поведения своего ребёнка в обществе и своевременно проводить воспитательную работу дома, если она необходима.

Последствия вредных привычек

Всегда стоит заниматься профилактикой вредных привычек, чтобы избежать негативных последствий в будущем. Не стоит также забывать, что если простая вредная привычка у вашего ребёнка перетекла в серьёзную зависимость, то здесь потребуется консультация соответствующего специалиста.

Глубоко укоренившиеся вредные привычки у детей – это уже весомый повод обратиться к психологу или неврологу. И чем раньше родители начнут действовать, тем выше вероятность безболезненного искоренения нежелательного поведения. Согласитесь, что намного легче переучить малыша, чем ребёнка младшего школьного возраста.

Полезные советы родителям!

  1. Сделайте так, чтобы жизнь вашего ребенка была насыщенной событиями: интересный семейный досуг, чтение книг, совместное просматривание мультфильмов, посещение кружков и секций по интересам, активное общение со сверстниками. Тогда не останется время на формирование дурных навыков.
  2. Будьте в курсе всех событий, в которых оказывается ваш ребенок: с кем дружит, что любит, о чем мечтает, что его тревожит, с кем поссорился. Ваше дитя почувствует, что родители его защищают, заботятся, волнуются о нем, и тогда не нужны будут защитные действия в виде привычек.
  3. Старайтесь знакомить детей с новыми играми, развлечениями, покажите, как можно разнообразить известные игры. Это увлечет детей и заставит забыть о дурных привычках.
  4. Посоветуйте ребенку, как правильно взаимодействовать со сверстниками, научите правилам общения: можно пригласить друзей вашего ребенка в гости, пойти с ними в театр, организовать развлечения. Это поможет закрепить положение ребенка в среде сверстников, обратить внимание на манеры поведения других детей.
  5. Научите своего малыша всем необходимым правилам поведения в обществе, возможно, ему не хватает знаний. Хорошие манеры, закрепленные в поведении детей, явятся сдерживающим механизмом в проявлении дурных наклонностей.
  6. Постарайтесь овладеть приемами снятия напряженности и тревожности у вашего ребенка: массажем, успокаивающими упражнениями, музыкой.
  7. Сделайте образом жизни всей семьи режим, правильное чередование занятий и отдыха, занятия спортом, подвижными играми. Такие действия научат детей правильно организовать свой день, тогда не останется время на скуку, лень, негативные занятия.
  8. Постарайтесь приобщить детей к хобби, которым занимаетесь сами. Помогите малышу находить удовольствие от творческих занятий, чтения книг, прогулок, чтобы это не было нужно делать через вредную привычку.
  9. Если вы обнаружили у ребенка склонность к вредной привычке, не оставляйте его без внимания и привлеките к этому всех домочадцев.
  10.  Будьте терпеливы и последовательны. Любую привычку трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю. Поэтому регулярно обсуждайте «проблему» с ребенком, иначе результата не будет. Акцентируйте внимание чада на его действиях, но не слишком навязчиво, чтобы не вызывать у него раздражение и протест. Родителям не стоит ругать и наказывать ребенка. Напротив, всячески его ободряйте, вселяя уверенность, что при желании он справится с любыми трудностями, в том числе, с вредными привычками.
  11. Повышение самооценки. У средних и старших дошколят вредные привычки могут появиться на фоне неуверенности в своих силах, неудовлетворенности своим положением в среде сверстников. Родители обязательно! должны помочь ребенку повысить социальный статус, самоутвердиться в своих силах, улучшить самооценку. Доступны для семейного воспитания такие приемы, как чтение художественных произведений, сказок, просмотр мультфильмов, рассматривание картинок, где герои ведут себя соответствующим образом. Например, хорошо подойдут произведения Н.Носова ("Живая шляпа", "Мишкина каша", "На горке"), В. Осеевой ("Три товарища", "Синие листья", "Плохо").
  12.  Следите за своими привычками. Любые привычки формируются у детей под влиянием воспитания в семье. Если один из родителей имеет негативные склонности и привычки, ребенок может сознательно копировать его поведение, которое является для него единственно правильным. Дети во многом берут с нас пример, а значит, стоит начать корректировать собственное поведение.

Как предупредить появление вредных привычек у детей

Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем излечить. Такое же предупреждение относится и к дурной привычке. Специалисты утверждают, что нежелательные действия легче предотвратить, и для этого родителям полезно узнать, какие мероприятия по профилактике негатива можно использовать в домашних условиях. Главное - нужно учитывать, что решение данной проблемы требует определенных усилий и пристального внимания не только от родителей, но и от всех окружающих ребенка людей. Ведь психологической особенностью дошколят является быстрое привыкание к сложившемуся укладу жизни, подражание тем людям, которые авторитетны для них, будь это взрослый или сверстник. Именно эта особенность ребятишек может стать главной опорой в профилактической работе. Родителям проще всего будет использовать те приемы, которые с успехом применяются в детских учреждениях. Это игры и упражнения, активное общение и положительный пример для подражания, чтение сказок и просмотр мультфильмов, беседы и рассказы, творческие занятия.

Важно: Рецепт прост: как можно раньше прививать ребенку полезные навыки и умения, на основе которых будут формироваться полезные привычки. Они не только облегчат жизнь малыша, но и дадут ему возможность в дальнейшем занять достойное положение в среде сверстников, полноценно общаться с окружающими, не стыдиться своих каких-либо негативных склонностей.

Игры и упражнения

Основной деятельностью для дошкольников является игра, поэтому игровые действия помогают в ненавязчивой форме рассказать детям про вредные привычки, посмеяться над персонажами, у которых они есть, познакомить их с полезными навыками, порассуждать, как правильно повести себя в той или иной ситуации. Родители могут воспользоваться играми, которые предлагают специалисты, а могут и сами на их основе придумать интересные игровые задания и упражнения. Например,

Игра "Две дорожки"

Цель такой игры - снять нервное напряжение, которое нередко испытывают малыши, вследствие чего и рождаются привычки. В этой игре взрослый предлагает малышу рассмотреть рисунок с красной (полезной) и серой (вредной) дорожками, расходящимися в разные стороны. Вдоль дорожек растут яблони. Взрослый называет определенное действие, а ребенок должен правильно развесить яблочки (вырезанные кружочки красного и серого цвета): красные - на дерево с полезными привычками, серые - на дерево с вредными привычками. Для поддержания интереса можно подобрать картинки с соответствующими манерами поведения:

"Полезные Яблоки (привычки)"

  • Чистить зубки
  • Часто умываться
  • Мыться и купаться
  • Не опаздывать в детский сад
  • Убирать свои игрушки
  • Аккуратно вешать свою одежду
  • Делать физзарядку
  • Вытирать рот салфеткой
  • Правильно пользоваться вилкой и ножом
  • Здороваться и прощаться
  • Благодарить взрослых и других детей
  • Помогать женщинам носить сумки
  • Пропускать старших и девочек вперед
  • Уступать место старшим

"Вредные яблоки (привычки)"

  • Разбрасывать игрушки
  • Постоянно смотреть телевизор
  • Разговаривать во время еды
  • Плеваться едой
  • Грызть ногти
  • Сосать пальцы
  • Раскачиваться на стуле
  • Дергать за одежду
  • Быть непричесанным
  • Брать без спроса чужое
  • Разводить беспорядок
  • Разбрасывать свою одежду
  • Толкать малышей
  • Грубить старшим

Игровое упражнение "Доскажи словечко"

В игре важно правильно обозначить и закрепить положительные действия. Взрослый начинает фразу, а ребенок продолжает:

  • Чтобы грязь не собирать, ногти надо … (подстригать).
  • Даже маленькие хрюшки обожают чистить … (ушки).
  • Ноги, руки мыть не лень в душе губкой каждый … (день).
  • Для аккуратной прически носим мы всегда … (расчески).
  • Стать здоровым ты решил, значит, соблюдал … (режим).
  • Вечно грязный я хожу, с мылом щеткой не дружу. И меня не потому ли называют все ... (грязнуля).
  • Я люблю покушать сытно, много, вкусно, аппетитно. Ем я все и без разбора, потому что я … (обжора).
  • Вещи всюду я бросаю и найти их не могу. Где штаны? А где рубаха? Я не знаю. Я - … (неряха).
  • Все мы любим умываться и опрятно одеваться. Солнце, воздух и вода - ... (наши лучшие друзья).
  • Если хочешь быть здоровым, крепким, сильным и веселым, свои вредные привычки ты скорей сожги, как ... (спички).

Такое упражнение можно обогатить игрой с мячом: взрослый читает начало стиха и бросает мяч ребенку. Тот заканчивает фразу и возвращает мяч.

Важно: Совместные увлекательные действия взрослых и детей помогут почувствовать защиту, любовь близких, снять страхи и нервное напряжение, устранить недостаток телесного контакта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Капризы ребенка и как с ними бороться»

Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей....

Капризы ребенка и как с ними бороться?

Данная консультация  предазначена для родителей дошкольников. Содержит советы и рекомендации, которые помогут справиться с капризами малышей....

«Вредная привычка грызть ногти и как с ней бороться»

Дети, имеющие обыкновение грызть ногти, делают это в состоянии раздражения или волнения. Таких детей должна окружать спокойная обстановка. Привычка может оказаться очень стойкой и надо запастись ...

" Вредные привычки у детей и как с ними бороться"

Консультация для родителей в которой даются рекомендации по борьбе с вредными привычками у детей....

Памятка для родителей*Вредные привычки у ребенка:как с ними бороться ?*

Родители часто беспокоит появление вредных привычек и необычного поведения у ребенка.Иногда дети просто копируют поведения других,но чаще обращаются к свои *вредным* занятиям,когда чем-то обеспокоены,...

Консультация для родителей"Вредные привычки у ребенка и как с ними бороться"

Как бороться с вредными привычками у детей: 7 советов родителям...

Консультация для родителей «Вредные привычки у детей и как с ними бороться»

Традиционно считается, что семья — это главный воспитательный институт, и все то, что ребенок приобретает в семье: привычки, моральные ценности, жизненные установки-,  он сохраняет в течени...