"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сорокина Елена Александровна

"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал.

К. Симонов

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Не секрет, что Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушаются традиции, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотическое воспитание, которые живы в людях старшего поколения.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Эту проблему могут и должны решить все те, кто имеет отношение к детям. Что мы заложим в душу ребенка на этапе взросления, позднее станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.

В связи с этим мною было принято решение вернуться к наилучшим традициям нашего народа, его вековым корням - к русской народной культуре, традициям и обычаям. Перед воспитателем стоит нелегкая задача, решение которой поможет восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Нельзя прерывать связь времен поколений. Наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников. Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предков. Так было всегда, даже в далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им добра и хлебов обильных, когда устраивали игрища и забавы.

Моя задача, как педагога – научить детей проявлять сочувствие, понимание, быть неравнодушными в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

Народное искусство может быть включено в самые различные формы работы с детьми: в оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятия. Дети становятся активными участниками народных праздников. Так же активными участниками совместно с педагогами детского сада становятся и родители наших детей. Они помогают оформлять помещения детского сада, музыкального зала, готовят костюмы для праздников, досугов и развлечений, участвуют в мастер-классах, выставках.

Приобщение детей к русской народной культуре в группе осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с семьями наших воспитанников.

Целью данной работы является – воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

  1. Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
  2. Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
  3. Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивном отношению к культуре других народов.

Разработанный перспективный план рассчитан на 4 года деятельности по следующим направлениям:

  • Знакомство с национальным бытом;
  • Знакомство с русской народной игрушкой;
  • Знакомство с русскими художественными промыслами;
  • Знакомство с русскими народными играми;
  • Знакомство с традициями;
  • Знакомство с праздниками.

Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту.

Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм:

  • Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений, легенд.
  • Циклы занятий по приобщению детей к истокам народной культуры.
  • Знакомство с календарными народными праздниками.
  • Тематические выставки детского творчества.
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов.
  • Дидактические игры.
  • Виртуальные экскурсии.
  • Проведение праздников, развлечений, досугов, ярмарок, народных гуляний.
  • Оформление в группе мини-музея народных ремёсел, русской избы.
  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству.
  • Театрализованная деятельность.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.
  • Использование народных игр, в том числе хороводных.

Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:

  • принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
  • принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
  • принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей;
  • принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
  • принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
  • принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
  • принцип тесного сотрудничества педагога и родителей. 

Преподнесение материала идет циклично, через различные виды деятельности (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания). Приоритетными остаются  методы и приемы:

  • Проблемно - поисковые вопросы;
  • Введение нового персонажа;
  • Разбор пословиц и поговорок;
  • Творческие задачи;
  • Объяснение происхождения слов;
  • Метод аналогии.

Первое направление предусматривает знакомство с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Второе направление – знакомство дошкольников с русской народной игрушкой. Игрушка – непременная принадлежность детства. Во все исторические эпохи игрушка связана с ребёнком. Народная игрушка сохраняет национальные особенности народного творчества. В связи с этим игрушка становится могучим средством, с помощью которого ребёнок эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует мышление.

Третье направление – знакомство детей с русскими народными промыслами. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Народные художественные промыслы раскрывают исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории.

Четвертое направление – знакомство детей с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.

Пятое направление – знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносятся  новые сведения.

Шестое направление - знакомство с русскими народными праздниками проходит через беседы, викторины, развлечения, просмотр видеороликов и презентаций, чтение художественной литературы и сами праздники такие как: «В гостях у бабушки Загадушки», «Широкая масленица», «Сороки», «Праздник деревянной ложки», «Праздник русской берёзки», «Ярмарка народных игрушек» и др.

В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.

Немаловажную роль при этом играет создание предметно - развивающей среды. В группе  создан мини музей «Русских народных промыслов», «Русская изба», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме.

При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуем использовать такие дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица - недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.

Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).

Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей.

Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего я добилась – это огонёк заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ» Волгоград: «Учитель», 2017.
  2. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста» Н. Новгород, 2015.
  3. Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: «Мозаика-синтез», 2014.
  4. Данилина Г.Н. «Дошкольнику об истории и культуре России» М.: «АРКТИ», 2015.
  5. Дяуненова И.А. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности» М.: «АРКТИ», 2014.
  6. Зеленова Н.Г. «Мы живем в России» Н. Новгород, 2017.
  7. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е.К. Ревина М.: «Мозаика-Синтез», 2018.
  8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей» М.: «Сфера», 2015.
  9. Лопатина А.А. «Воспитание нравственных качеств у детей» М.: «Книголюб», 2017.
  10. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М.: «Сфера», 2019.
  11. Мулько И.Ф. «Социально – нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие» М.: «Сфера», 2016.
  12. Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» М.: «Сфера», 2017.
  13. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» М.: «Сфера», 2020.
  14. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. «Патриотическое воспитание детей на основе проектно-исследовательской деятельности» М: «Учитель», 2016.
  15. Алексеева О.Н. «Детям о народных промыслах России» СПб.: «Паритет», 2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...

Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры "Это русская сторонка, это Родина моя"

Проект направлен на создание системы взаимодействия с семьями воспитанников и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно-эстети...

«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...