Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста
консультация

Татьяна Ивановна Беляева

Выразительность речи является важной стороной развития связной речи. Выразительность – это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста

Выразительность речи является важной стороной развития связной речи. Выразительность – это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.

Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации. С одной стороны, она помогает слушателю понять внутренний, глубинный смысл высказывания, его целеустановку и эмоциональную природу. С другой  - использование адекватных выразительных средств позволяет говорящему обьективно передать содержание высказывания и отношение к предмету речи и собеседнику. Чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется личность говорящего.

Особенности выразительности речи тесно связаны с проявлением индивидуальности человека, они помогают понять уровень его личностной и речевой культуры.

Исследователи трактуют понятие «выразительность» как интегративную особенность речи, сложную систему, состоящую из нескольких интегрированных компонентов, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.

К вербальным средставам выразительности относятся:

1) звуковая выразительность, подразумевающая:

- четкую артикуляцию звуков;

- звукопись (повторение звука в словах или нескольких предложениях);

- интонацию как основное выразительное средство звучащей речи, включающую в себя темп и ритм речи, тембр и мелодику голоса, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы и выполняющую многообразные функции;

2) лексика, обладающая большими возможностями для придания речи эмоциональности, образности, стилистической оправленности, среди которых:

- эмоционально-экспрессивные возможности, проявляющиеся в использовании синонимии, антитезисы, фразеологизмов;

- изобразительно-выразительные возможности, представляемые всеми видами тропов (сравнение, метафора, гипербола, эпитет и др.)

- функционально-стилистические возможности, основанные на дифференцированном использовании лексики в зависимости от целей и условий общения, от стиля языка;

3) синтаксическая структура речи (свободный порядок слов в предложении, многосоюзие и бессоюзие, риторический вопрос, эпифора, анафора и др.)

К невербальным средствам выразительности относятся жесты, поза и мимика. Они оформляют высказывание внешне и обеспечивают точность интерпритации вербального сообщения.

Только при адекватном использовании всех этих средств речь становится действительно выразительной и наиболее полно передает содержание мыслей и чувств говорящего.

Феномен выразительности речи определяется обьективными и субьективными факторами. Обьективность выразительности характеризуется выбором адекватных, т.е. обьективно соответствующих содержанию речи средств вербальной и невербальной выразительности. Субьективность выразительности обусловлена целым рядом причин: направленностью и силой личных эмоций человека; наличием определенных знаний о средствах выразительности и их значении, уровнем сформированности целого ряда специальных умений по их использованию; характером опыта самостоятельной речевой деятельности; индивидуальными особенностями человека.

В литературе выделяют различные показатели выразительности речи, но определяющими являются:

- логическая точность;

- уместность (способность передать содержание в соответствии с задачами и обстановкой сообщения);

- образность;

- эмоциональность;

- экспрессивность;

- индивидуальная оригенальность.

Таким образом, выразительность является важной качественной характеристикой, в которой проявляется индивидуальный стиль речи.

Для младшего дошкольного возраста характерна непосредственная, спонтанная выразительность речи, когда аффективные переживания преобладают над обьективным содержанием. Это придает речи эмоциональную насыщенность и аффективную окрашенность. Выразительность речи дошкольников данного возраста непроизвольна, оан является естественным следствием их собственных переживаний и эмоций.

В возрасте 5-6 лет детская речь становится менее эмоциональна, более осмысленной, сдержаной и регламентированной. Вместе с тем именно в возрасте 5-6 лет у многих детей наблюдается интерес к выразительным средствам речи и литературного языка. По мнению А.М.Леушиной, у старших дошкольников появляется потребность «рассказать красиво», употребляя «взрослые» литературные слова. В силу этого дети начинают замечать литературные средства выразительности, делают первые попытки сознательного их использования в собственной речи.

Таким образом, выразительность детской речи изменияется и развивается с общим ходом развития личности.

Однако эмоциональная чуткость сама по себе не гарантирует выразительности речи дошкольников. Этот процесс опосредован специальной целенаправленной педагогической работой.

Прежде всего выразительность речи должна развиваться в единстве с решением других речевых задач. Так, словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает детям употреблять точное по смыслу слово или словосочетание. Фонетическая сторона включает звуковое оформление высказывания, отсюда – эмоциональное воздействие на слушателя.

Грамматический аспект также важен, так как, используя разнообразные стилистические средства, дети оформляют высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Чтобы речь детей была выразительной необходимо использовать разнообразные средства.

  • Устное народное творчество.

На начальном этапе важно развивать художественное восприятие фольклорных произведений в единстве их содержания, формы и речевого воплощения.

Следующий этап – освоение дошкольниками способов выразительного воплощения художественного образа. Для этого используют игры-драматизации и ролевые диалоги. Затем особое значение будут иметь игровые этюды. В дальнейшем возможен переход к театрализованной игре с использованием макета-карты места действия большинства русских народных сказок и специального набора плоскостных игрушек к ней. Театрализованная игра может плавно подвести детей к более сложной форме игры – игре режиссерской (ребенок организует деятельность как творец, сценарист) это создает благоприятные условия для развития выразительности речи детей.

Заключительный этап развития выразительности связан с творческими проявлениями детей в двух видах деятельности: игровой и художественно-речевой.

  • Изобразительное искусство не менее важное средство развития выразительности речи. Это углубляет впечатление детей, заставляет находить новые языковые средства для выражения своих впечатлений.

Развитию выразительности речи способствует также речевые игры, упражнения и творческие задания:

- образование смысловых оттенков значений существительных с помощью суффиксов увеличительности, уменьшительности, ласкательности (береза-березка-березонька);

- выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, дополняющих значение производящего слова (худой-худющий, плохой – плохонький, полный – полноватый);

- подбор антонимов (один теряет, другой …(находит), сахар сладкий, а лимон … (кислый);

- подбор синонимов к изолированным словам и словосочетаниям по всем частям речи (смелый – храбрый – мужественный – бесстрашный; дети – малыши – ребята – детвора);

- выбор адекватного слова из синонимического ряда: жаркий (горячий) день;

- подбор эпитетов к существительным (море синее, а еще какое? – тихое, спокойное, лазурное);

Подбор слов-действий (листья падают, а еще что делают? – летят, шуршат, кружатся);

- подбор слов-существительных (чем это делают? Чем копают?, рисуют и т.д.). «Назови что-нибудь деревянное (стеклянное, пластмассовое»);

- активизация глаголов («Кто что делает?»; «Кто как передвигается?»; «Кто как голос подает?»);

- речевые игры: «Кто внимательный (дети учатся слушать и выделять слова, противоположные по смыслу); «Кто больше вспомнит» (обогащает глаголами, обозначающими действия, процессы); «Помоги Петрушке выбрать слово» (дети выбирают наиболее точное слово из 2-3 синонимов); «Как сказать по другому?» (называние одного из синонимов) и т.д.

        В результате у детей повышается смысловая точность речи, совершенствуется грамматический строй, что позволяет пользоваться усвоенными навыками в любом самостоятельном высказывании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста через деятельность кружка "Попугайчик"

Научить детей говорить выразительно,эмоцианально - это одна из задач педагогов....

Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"

В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий ...

Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности

Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности...

Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...

Развитие выразительной речи детей дошкольного возраста

Развитие выразительной речи детей дошкольного возраста...

Картотека театрализованных игр для развития выразительности речи детей дошкольного возраста

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоц...

Проект по выявлению и развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Пояснительная записка          У большинства детей дошкольного возраста в той или иной степени отмечается неспособность интонационно оформлять свою речь, п...