«Нравственное воспитание дошкольников с ОВЗ»
статья (старшая группа)

Файласова Оксана Владимировна

Нравственное воспитание дошкольников является актуальной задачей в развитии и воспитании личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

 «Нравственное воспитание дошкольников с ОВЗ»

Актуальность. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной задачей, заложенной в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».  Также одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

 Работая в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи мы заметили, что дети, не имеющие проблем в речевом развитии могут игнорировать детей с речевыми нарушениями (не брать в игру, не общаться) или высмеивать их речь.

Именно поэтому мы посчитали необходимым выбрать приоритетным средством формирования нравственных ценностей ознакомление детей с художественными произведениями нравственного содержания. Они помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, стать толерантнее, добрее, честнее.

Целью нашей работы стало: создать  условия для нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ на основе ознакомления с  художественными произведениями.

Задачи:

1.Формировать понимание  нравственного смысла художественных произведений.

2.Развивать способность  отличать хорошее от плохого в художественных произведениях и в жизни.

3.Воспитывать умение делать нравственный выбор.

Система работы по данной теме включает следующие направления:

-развитие предметно-развивающей среда
-работа с детьми
-работа с семьей.

Работа с детьми по нравственному воспитанию строилась на основе перспективного плана, с учетом тематической недели.

В течение года было организовано чтение художественной литературы с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев.

Каждую неделю проводили театрализованную деятельность:  игры - драматизации, где решались разные задачи нравственного воспитания посредством использования ситуаций общения на основе художественных произведений.

Подобраны дидактические игры: «Расскажи сказку», «Что сначала, что потом», «Отгадай сказки по иллюстрациям», мнемотаблицы по сказкам.

Читая детям художественную литературу, мы учим их передавать эмоции, чувства, действия персонажей, расширяем кругозор и активизируем речь. Чтение художественных произведений  сопровождаем показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций помогает понять смысл произведения. Подбор книг с качеством печати, иллюстраций,  доступностью языка, образов позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует лучшему запоминанию текста. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

С целью установления преемственных связей с семьями воспитанников, для обеспечения единства воспитания нравственной культуры, использовались следующие формы работы:

-консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние стиля общения в семье на воспитание ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;

-выставки книг с комментариями по нравственному аспекту поступков героев;

-памятки с рекомендациями по просмотру мультфильмов, сказок;

-творческий конкурс «Придумываем сказки сами». Из придуманных детьми и родителями сказок мы составили хрестоматию «Наши сказки».

В группе обогатили развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию нравственных качеств.

1.Особое значение отвели  центру книги, где оборудовали библиотеку, в которой представлены сказки, рассказы, иллюстрации нравственного содержания.

2.Изготовили макеты леса, избы, для обыгрывания детьми сказок «Маша и медведь», «Три поросенка» и др.  

3.Пополнили центр театра пальчиковым, настольным,  кукольным театрами. Дети обыгрывают прочитанные произведения, реализуя свои творческие замыслы.

Наша работа способствовала тому, что микроклимат в группе значительно улучшился, дети стали разрешать конфликты, не прибегая к  физической силе, предлагают свою помощь в различных ситуациях, не смеются над речевыми проблемами товарищей и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...