Консультация для воспитателей. «Различные формы дизонтогенеза. Педагогическая диагностика детей с особыми образовательными потребностями»
консультация

Шелковая Елена Александровна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Различные формы дизонтогенеза. Педагогическая диагностика детей с особыми образовательными потребностями»

Подготовил: педагог – психолог МАДОУ «Детский сад №33» г. Хабаровска

Шелковая Елена Александровна

Разновидности дизонтогенеза

Нарушение нормального развития в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости, носит название «дизонтогенез», а отдельные аномалии такого развития — «дизонтогении».

Специальная психология — наука, изучающая психические закономерности дизонтогенеза и психологические особенности дизонтогении.

В настоящее время детей с дизонтогенией называют «дети группы риска», «дети с особыми нуждами», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «плохо адаптирующиеся дети». Все они — «дети-инвалиды». У многих инвалидов детства нарушено физическое развитие и у всех, в той или иной мере, нарушено развитие психическое.

Причиной дизонтогенеза чаще всего являются нарушения со стороны центральной нервной системы (ЦНС):

  • локальные (дефекты отдельных анализаторов зрения, слуха, речи, движения);
  • системные (сложный дефект, умственная отсталость).

Однако органическое повреждение ЦНС (первичный дефект, по Л.С. Выготскому) в той или иной степени влечет за собой последствие в виде задержки психического развития (вторичный дефект), тем самым приобретая в своем течении характер системного. Дизонтогении представляют собой последствия какого-либо заболевания, дефекта и характеризуются отсутствием клинической картины нарастающего массива нарушений - непрогредиентностью.

Выделяют (В.В. Лебединский) следующие разновидности психического дизонтогенеза:

  • ретардация (задержка темпа психического развития или недоразвитие как отдельных, так и всех его сторон);
  • поврежденное развитие (нарушения психической деятельности как последствие повреждения той или иной структуры головного мозга после продолжительного, не менее одного года - трех лет, времени нормального созревания — деменция);
  • асинхрония (диспропорциональное развитие при выраженном отставании социально-психической зрелости со стороны эмоционально-волевой сферы психики). Искаженное развитие — детский аутизм, шизофрения и др. Дисгармоническое развитие — акцентуация и психопатия;
  • дефицитарное развитие (дизонтогенез в условиях тяжелых нарушений анализаторных систем и тяжелых хронических соматических болезней — пороки сердца, костный туберкулез и др., которые сопровождаются дефицитом сенсорной информации, дефицитом здоровья, трудоспособности для нормальной социализации).

Промежуточное положение между нормальным онтогенезом и дизонтогенезом занимает дисфункция созревания (возрастная незрелость отдельных функций ЦНС).

В онтогенезе имеет место смена качественно различных форм доминантного реагирования поэтапно развивающихся функциональных систем головного мозга, причем новые формы реагирования не вытесняют старые, а преобразуют и подчиняют их.

Выделяют уровни (возрастные периоды, нервно-психические типы) патологического реагирования детей и подростков:

  • соматовегетативный (до 3 лет),
  • психомоторный (4—7 лет),
  • аффективный (5—10 лет),
  • эмоционально-идеаторный (11-17 лет).

Соматовегетативный уровень характеризуется невропатическим синдромом (повышенная общая и вегетативная возбудимость, нарушения питания, навыков опрятности и др.).

Психомоторный уровень проявляется синдромом гиперактивности: системными невротическими и неврозоподобными двигательными расстройствами (тики, заикание, мутизм и др.).

Аффективный уровень характеризуется страхами, бродяжничеством. Для эмоционально-идеаторного уровня свойственны сверхценные увлечения, синдромы дисморфофобии, нервной анорексии, патологические реакции пубертатного возраста (протеста, эмансипации). Таким образом, существуют определенные биологические условия, генетически заложена определенная биологическая почва для появления конкретных форм нервно-психического реагирования на неблагоприятную социальную среду развития в онтогенезе.

Если психические нарушения развития происходят на органически измененной основе, их относят к так называемой резидуально-органической патологии, которая характеризуется непрогредиентным течением (непроцессуальными синдромами).

Психический дизонтогенез прогредиентного характера (процессуальное развитие симптомов психического расстройства) под влиянием неблагоприятной окружающей среды в психиатрии известен как патологическое формирование личности, когда происходит заострение отдельных ее свойств или приобретение других патологических особенностей при отсутствии психопатической конституциональной (генетической) основы. Зарубежные психиатры предпочитают говорить в этой связи о «недифференцированной группе расстройств поведения». Отечественные детские психиатры отнесли патологическое формирование личности к пёсихогениям (Г.Е. Сухарева):

Психогенные патологические формирования личности представляют собой отклонение в психическом развитии незрелой личности детей и подростков под влиянием хронических воздействий отрицательных социально-психологических факторов (неправильного воспитания, длительных психотравмирующих ситуаций). Психогенное патологическое формирование личности является специфическим возрастным вариантом психогенных патологических развитии личностей. Понятие психогенного патологического формирования личности тесно связано с разработкой в советской психиатрии представлений о возможности возникновения под влиянием неблагоприятных факторов микросоциальной среды стойкой приобретенной патологии личности.

Приведем предложенную В.В. Ковалевым классификацию психогенных патологических формирований личности:

1.        Патохарактерологическое формирование личности. Исходя из взглядов О.В. Кербикова, этим термином обозначается формирование патологических черт характера в детском и подростковом возрасте под влиянием неадекватного воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций. Одним из важнейших и наиболее частых факторов оказывается неправильное воспитание. Пагубное действие может оказать не только безнадзорность, но и чрезмерная подавляющая или восхваляющая гиперопека (по типу «кумир» или «Золушка»). А.Е. Личко подчеркивалось совпадение определенного вида неправильного воспитания и того вида акцентуации характера, который оказывается у подростка «ахиллесовой пятой». Безнадзорность особенно неблагоприятна для неустойчивых, потворствующая гиперпротекция - для истероидных, эмоциональное отвержение - для сенситивных типов и т.п.

2.        Постреактивное патологическое формирование личности. У детей и подростков, аналогично взрослым, возможны изменения формирования характера в патологическом направлении после тяжелых и затяжных реактивных состояний, психологических травм.

Невротическое формирование личности. Формирование психопатий в ходе затяжных неврозов, начавшихся в детском или подростковом возрасте.

3.        Дефицитарный тип патологического формирования личности. Этот тип наблюдается у детей и подростков, имеющих различные физические дефекты (слепота, глухота, детский церебральный паралич, аномалии развития) или хронические индивидуализирующие заболевания (пороки сердца, костный туберкулез и др.), которые сопровождаются дефицитом сенсорной информации и социальной депривацией. Наряду с этими факторами в патогенезе патологических формирований личности данного типа играют роль неправильное воспитание в семье, реакции личности на осознание дефекта, нарушение развития высших психических функций (психический дизонтогенез) как «вторичные дефекты», по Л.С. Выготскому.

Динамика патологических формирований личности отличается определенной этапностью, которая более изучена при патоха-рактерологических формированиях личности:

Первый, начальный этап, обычно совпадающий с младшим школьным возрастом, характеризуется разнообразными ситуационными реакциями (протеста, имитации и др.).

Вторым является этап формирования ведущего патохарактерологического синдрома (средний возраст — от 10 до 12 лет).

Третий этап пубертатного полиморфизма — отличается сложным переплетением ведущих непременных (облигатных) патохарактерологических проявлений с разнообразными отдельными (факультативными) личностными реакциями, прежде всего связанными с пубертатными изменениями личности (демонстративность, ипохондричность, эмоциональная неустойчивость и т.д.).

Заключительный этап постпубертатной динамики может выражаться двояким образом. Либо (в случае неблагоприятного сочетания факторов среды и индивидуальных особенностей) завершается формирование патологической личности того или иного типа - «краевая психопатия». Либо (при благоприятных условиях) происходит ликвидация факультативных патологических проявлений, сглаживание ведущих патологических черт личности вплоть до ее частичной (по типу акцентуации характера) или полной гармонизации.

Процесс патологического формирования личности, заканчивающийся стойкой психопатией, проходит стадию акцентуации (заострения) ряда черт характера (К. Леонгард), в другой формулировке — стадию психопатических реакций (П.Б. Ганнушкин).

Психопатические реакции представляют собой количественное усиление выраженности особых личностных проявлений. Обычно они следуют за непосредственной причиной, являются гипертрофированным, но верным по сути ответом на внешний повод.

По клиническим особенностям реакции могут быть разделены на два варианта:

1 вариант. Однозначные типу психопатии реакции. Для тормозимых типов, например, они характеризуются признаками усиления отгороженности от мира, граничащей с аутизмом, уходом в мир собственных переживаний и фантазий, страхами и опасениями за свое здоровье, отдельными отрывочными сверхценными идеями отношения, обострением мнительности, сопровождаются расстройствами сна, пониженным фоном настроения. Для истеричных — утрированной театральностью поведения, демонстративностью притязаний, опасений и домогательств, плаксивостью, склонностью к бурным эмоциональным проявлениям. Такие характерологические обострения соответствуют привычному реагированию личности. Эти реакции скоротечны, их продолжительность — до нескольких часов, максимум - дней.

2 вариант. Неоднозначные типу психопатии реакции. На фоне обострения постоянно присущих черт личности появляются иные, не свойственные ей формы реагирования, чаще всего истерические и агрессивно-взрывчатые или астенические. При этом нередко возникают реакции, контрастные основному типу психопатии, например, астенические у возбудимых или взрывчатые у тормозимых. Неоднозначные реакции возникают в особо трудных обстоятельствах с крайней субъективной значимостью психической травмы (крах надежд, тяжкая неизлечимая болезнь, вынужденная смена привычной обстановки с позитивной на негативную), т.е. при наложении на акцентуированную психику реактивных состояний, приводящих нередко к психозу.

В отличие от психогенного механизма формирования психопатий при непроцессуальных психапатоподобных состояниях имеет место не нарушение процесса формирования личности, а ее «полом», дефект, связанный с экзогенным (инфекционным, травматическим и др.) повреждением структур головного мозга. Общей основой этих состояний является вариант психоорганического синдрома, характеризующийся дефектом эмоционально-волевых свойств личности (повышенная эффективность, истощаемость аффекта, импульсивность, расторможенность влечений и др.).

Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей. Современное специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи, расширяя временные границы предоставления специальных образовательных услуг с первых месяцев и на протяжении всей жизни человека. До начала 60-х гг. ХХ столетия необходимость оказания коррекционно-педагогической помощи ребенку обнаруживалась лишь тогда, когда он приходил в школу и не справлялся с программой школьного обучения. В значительной степени это было связано с разобщенностью и отсутствием единства действий медицинских и педагогических структур, необязательностью дошкольного образования (в отличие от школьного всеобуча), недостаточной информированностью родителей о педагогических возможностях помощи их ребенку.

Из психологии известно, что в развитии ребенка существуют так называемые сензитивные периоды, т.е. периоды наиболее благоприятного, легкого и быстрого развития определенных психических процессов. Эти периоды недолговременны, и если по каким-либо причинам в этот период не сформировалась предполагаемая структура (отсутствовала адекватная окружающая среда или особенности индивидуального развития ребенка не способствовали этому), то по его окончании в дальнейшем потребуется много специальных усилий для того, чтобы ее сформировать. Многие сензитивные периоды, играющие решающую роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст. Если, например, у ребенка с рождения отсутствует или нарушен слух и не предпринимались своевременно специальные педагогические меры для создания условий для речевого развития в первые месяцы и годы жизни, то сензитивный период развития речи проходит у него впустую, а начатая в более поздние сроки коррекционно-педагогическая работа уже не будет столь эффективной. Кроме того, нарушение процесса формирования и развития речи замедлит развитие познавательных процессов, вызовет своеобразное развитие всей психической деятельности, негативно скажется на процессе общения и взаимодействия с окружающими, отразится на развитии личности ребенка в целом.

Современная наука обладает необходимыми диагностическими и коррекционно-педагогическими технологиями, позволяющими предотвратить негативные тенденции развития детей раннего возраста, имеющих различные нарушения — сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, двигательные, речевые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...

Доклад на городском МО педагогов-психологов "Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях МБДОУ ДС "Парус" г.Волгодонска"

Осущестивление комплексной работы по коррекции и развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения....

Особенности корекционно-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

Особенности корекционно-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями...

Официальный сайт как условие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и их семей в условиях многофункционального центра

В системе дошкольного образования накоплен достаточно большой опыт по организации взаимодействия детского сада и семьи. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, инфор...

Педагогический брифинг "Дети с особыми образовательными потребностями в ДО"

Цель: познакомить педагогов с психологическими особенностями развития агрессивных, застенчивых, гиперактивных и тревожных детей, представить педагогам содержание игр, направленных на преодоление агрес...